Файл: Теоретические аспекты инвестиционной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инвестиционная привлекательность России с каждым годом снижается. Об этом свидетельствует сокращение доли реинвестированных прямых инвестиций. Кроме того, большая часть инвестиций из-за рубежа поступает из офшорных зон, которые вряд ли можно назвать «иностранными» в общепринятом смысле этого слова.

Наибольшую долю в накопленном иностранном капитале (66,3%) составили «прочие инвестиции». Менее трети иностранных инвестиций составляли прямые инвестиции, и они были "крошками". пошел в портфельные инвестиции. В середине 2014 года произошло сокращение инвестиций из-за завершения масштабных строительных проектов и крупных инвестиционных проектов. Рост инвестиций наблюдался только в сфере добычи несырьевых полезных ископаемых, рекреации и торговли [16]. В связи с введением санкций против России со стороны стран ЕС, США и ряда других стран приток инвестиций в российскую экономику из этих стран значительно сократился или вообще прекратился.

Таким образом, серьезные проблемы возникли в сферах, куда должны были быть направлены эти инвестиции. Иностранные компании перестали вкладывать свой капитал в машиностроение и высокотехнологичное производство, и многим автомобильным заводам, работающим в России, пришлось свернуть свою деятельность.

Политически обусловленные решения о введении санкций оказали влияние на товарооборот, и многие продукты и товары, которые ранее были относительно свободно доступны на российском рынке, больше не были доступны. Или их цена кусает не только бедных клиентов, но и тех, кто принадлежит к так называемому среднему классу. Введение санкций и нестабильность национальной валюты Российской Федерации повлияли на цены на продовольственные товары. Продукты питания подорожали с момента введения санкций на 8-40%. В сельском хозяйстве мы можем наблюдать увеличение производства [12].

Тем самым можно констатировать, что с сокращением инвестиций, с оттоком капитала из РФ, появились проблемы во многих сферах, остановились производственные циклы на ряде предприятий промышленности, ощущается нехватка материалов и комплектующих поставлявшихся ранее из-за границы. США и Европа наложением санкций и попытками выставить РФ в наименее привлекательном свете стремятся максимально снизить инвестиции в экономику РФ, способствовать кризису и коллапсу в экономике, а затем, возможно, и смене политического курса руководством страны (или смене самого руководства) [18].

В соответствии с государственной статистической отчетностью иностранные инвестиции подразделяются на:


· прямые иностранные инвестиции

· портфельные иностранные инвестиции

· прочие иностранные инвестиции

На протяжении 4-х лет основную часть в составе привлеченных иностранных инвестиций составляли прочие инвестиции, в декабре 2016 года их доля составляла 95,02%, и на протяжении всего рассматриваемого периода она не была ниже 75,5%. [15]

До сентября 2017 года другие иностранные инвестиции преобладали в составе прочих иностранных инвестиций, начиная с июня 2017 года, воз­растает роль иностранных кредитов, доля которых в марте-июне 2018 года уже составляет 99,4%, а их доля в составе общего объема привлечения ино­странных инвестиций равна 81,3%.

Прямые иностранные инвестиции составляли лишь от 4,9 % до 24,6% от общего объема привлеченных инвестиций. Несмотря на такой низкий объем, к положительной тенденции можно отнести их устойчивый рост, что привело к тому, что в сентябре 2018 года накопление прямых иностран­ных инвестиций практически сравнялось с накоплением прочих иностран­ных инвестиций. [10]

Анализ тенденций привлечения иностранных инвестиций в эконо­мику показывает, что темпы привлечения в реальном выражении снизи­лись, хотя существует небольшой рост в номинальном выражении. Сниже­ние темпов привлечения инвестиций сопутствует снижению накопления иностранных инвестиций.

Основную долю в общем объеме иностранных инвестиций занимают прочие иностранные инвестиции. Однако наибольший интерес для повы­шения экономического потенциала представляют прямые иностранные ин­вестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобили­зовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора – финансо­вый, производственный, интеллектуальный. Прямые иностранные инве­стиции привлекаются в основные отрасли экономики, содействующие по­вышению экономического потенциала города (транспорт, связь, кроме науки и научной деятельности), но их доля в общем объеме инвестиций остается низкой. [14]

В этой связи важно, чтобы в Основных направлениях бюджетной политики на 2016–2018 годы отмечалось, что важной задачей является также формирование интегрированной системы управления инвестициями. Его основное отличие от нынешнего заключается в том, что он должен основываться на проектных подходах, а не на объектных принципах. Для создания такой системы необходимо установить новое положение о порядке подготовки и реализации решений о государственном или муниципальном участии в реализации проектов, соответствующих целям государственной политики и направленных на достижение целей государственные программы. Частичная замена возвратному финансированию, в том числе путем перехода к формированию долгосрочного государственного заказа или минимизации рисков частных инвестиций путем определения единственного поставщика по обязательству локализации производства промышленной продукции и реализации поставок для государственных нужд. Потребности должны привести к сокращению прямого бюджетного финансирования, направленного на формирование и поддержание доходности активов в сфере промышленного производства, а также проектов модернизации. [11]


3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной политики РФ

В российской экономике есть предпосылки для быстрого инвестирования и восстановления экономики. Ряд секторов демонстрируют признаки реального инвестиционного бума - темпы роста инвестиций здесь значительно опережают динамику восстановления экономики и достигают 19,5% и выше в годовом исчислении.

Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций все еще очень нестабилен и во многом основан на благоприятной ситуации на мировых рынках. Фундаментальные причины слабости российской экономики не были устранены - незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физический износ производственного аппарата, структурные деформации национальной экономики (дисбаланс в направление топливно-сырьевого сектора со слабой конкурентоспособностью перерабатывающей промышленности и низкой долей высокотехнологичных предприятий), сохранение огромного сектора убыточных производств и низкая восприимчивость предприятий к инвестициям. [15]

Оценка влияния иностранных инвестиций на эффективность экономики принимающей страны в макроэкономическом аспекте зависит от того, рассматриваются ли они как ее неотъемлемая часть или противостоят реальному сектору национальной экономики. В первом случае влияние иностранного капитала на принимающую экономику заключается в формировании его основных макроэкономических показателей. Предприятия с иностранными инвестициями, как правило, более эффективны по сравнению с национальными, поэтому их вклад в макроэкономические показатели может быть существенным даже с учетом небольшого числа таких предприятий.
С другой стороны, «анклавный» характер иностранного сектора (типичный для развивающихся стран или стран с переходной экономикой) предопределил существование подхода, который оценивает влияние иностранных инвестиций на функционирование реального сектора, контролируемого национальным капиталом.

В этом случае принято говорить о косвенных последствиях прямых иностранных инвестиций в принимающую экономику. Эффективность экономики - это относительный показатель, характеризующий целесообразность использования экономических ресурсов при сохранении положительной социально-экономической динамики. Влияние иностранных инвестиций на рост или снижение эффективности принимающей экономики осуществляется за счет роста национальной экономики и социально-экономических эффектов при снижении затрат. В макроэкономическом аспекте и со ссылкой на объект настоящего исследования наиболее очевидными целевыми показателями инвестиций являются валовой региональный продукт и его рост, а расходами - инвестиции и трудозатраты. Поскольку иностранные инвестиции являются внешним ресурсом по отношению к принимающей экономике, они уже обеспечивают экономию ресурсов, стимулируя выпуск продукции.


В таких условиях особенно важно учитывать социальное и экономическое влияние иностранных инвестиций, поскольку их отрицательный характер способен выравнивать положительное влияние на эффективность реального сектора.

Подход к оценке влияния иностранных инвестиций на эффективность принимающей экономики должен учитывать эти обстоятельства, а также базироваться на принципах общедоступность данных, простоты расчетов, воспроизводимости, применимости результатов в инвестиционной поли­тике.

С учетом всего вышеизложенного методический подход к оценке вли­яния иностранных инвестиций на эффективность экономики региона пред­полагает расчет трех групп показателей, которые отражают:

степень участия иностранного капитала в экономике;

абсолютную и сравнительную эффективность иностранных инвести­ций;

социально-экономические эффекты от присутствия иностранных ин­вестиций.

Предложенные показатели позволяют с определенной степенью уверенности оценить влияние иностранных инвестиций на эффективность принимающей экономики и стать ориентиром для разработки концепций и политических положений региональной инвестиционной политики.

Основным принципом предлагаемого подхода является его применимость с точки зрения региональной инвестиционной политики. Непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, которые осуществляются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе совместно с иностранными инвесторами.

В дополнение к прямому выделению средств из бюджета на финансирование инвестиционных проектов государство может также выдавать целевые облигационные и другие аналогичные инвестиционные займы, предоставлять концессии местным и иностранным инвесторам в конце торгов (тендеры и аукционы) и предоставлять государственные гарантии для проектов, реализуемых за счет средств федерального и регионального бюджетов. Правительство Российской Федерации несет ответственность за формирование перечня объектов строительства и объектов технического переоснащения для федеральных государственных нужд и их финансирование за счет бюджетных ассигнований. Для реализации таких проектов на конкурсной основе из федерального бюджета могут быть размещены средства, как правило, на возвратные и срочные основания с уплатой процентов за их использование в размерах, определенных Законом о федеральном бюджете на соответствующий год. [7]


В связи с этим основными принципами и задачами государственной политики в сфере инвестиций должны стать:

- усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;

законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

- создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;

- осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;

- отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов;

- повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» данных инвестиционных потоков и программ;

- создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации;

- повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями. [15]

Сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов.

Изменения должны коснуться и системы вычетов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Здесь должен быть предусмотрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность. [18]

3.3 Пути улучшения инвестиционного климата

Проблема улучшения инвестиционного климата в России носит ярко выраженный системный характер, трудно назвать область или аспект нашей политической, социальной жизни, который не был бы связан с этой проблемой. Но системная проблема требует для эффективного решения системы разработки соответствующей программы, различные элементы которой должны быть четко согласованы, а выполнение - строго контролируется. Часто они полагаются на естественный ход событий в надежде, что все постепенно обретет форму.