Файл: ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 5265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и (или) к необходимым действиям. Решения называются управленческими, если они разрабатываются и направлены на:

- стратегическое планирование;

- управление управленческой деятельностью;

- управление человеческими ресурсами (производительностью и т.д.);

- управление производственной и обслуживающей деятельностью;

- формирование системы экономического управления компании;

- управленческое экономическое консультирование;

- управление внутренними и внешними коммуникациями предприятия.

Управленческое решение разрабатывается и реализуется в интересах какой-либо группы людей - потребителя решения. Ими могут быть: владельцы бизнеса, инвесторы, руководство компании и т.д. (рис. 5).

┌───────────────────────────┐

│Субъект (инициатор) решения│

└────┬────────────┬───────┬─┘

/│\ /│\ /│\

│ │ │

\│/ │ │

┌─────────────────┐ ┌─────────┴───────┐ │ │

│ Консультанты │<-------------------->│ Специалисты │ │ │

│ Эксперты │ └─────────────────┘ │ │

└─────────────────┘ │ │

\│/ │

┌─────────────────────┴──────┐│

│Объект (исполнитель) решения││

└────────┬───────────────────┘│

│ │

\│/ \│/

┌─────────────────────────────────┴────────────────────┴─┐

│ Потребители, для которых оно готовятся или реализуются│

└────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 5. Стандартная схема процесса управления предприятием [7, с.42]

Раскрытие содержания понятия "качество управления" в некоторой степени предопределяет подходы к его оцениванию. Но прежде чем описать методы определения, измерения качества управления, следует установить исходные принципы, ключевые идеи оценивания качества управления экономическими объектами и процессами.


Развитие конкуренции между компаниями требует от управленцев на всех уровнях управления качественных и эффективных решений. Однако оценка качества является недостаточно хорошо изученной областью стратегического менеджмента в связи со сложностью и многообразием решений в разных областях управленческой деятельности, с одной стороны, и субъективными подходами к процессам принятия решений - с другой. Также требует развития связь оценки качества с эффективностью принимаемых решений.

Под качеством управления понимаются, прежде всего, продуманность, своевременность, целенаправленность и эффективность экономических управленческих решений рис.6.

┌───────────────────────────────┐

│ Субъект (инициатор) решения │

└───────────────┬───────────────┘

/│\

\│/

┌───────────────┴────────────────────────────────┐

│ Критерии оценки качества УР │

└───────────────┬────────────────────────────┬───┘

\│/ │

┌───────────────┴───────────────┐ │

│ Объект (исполнитель) решения │ │

└───────────────┬───────────────┘ │

\│/ \│/

┌───────────────────────────────┴────────────────────────────┴────────────┐

│ Потребители, для которых готовятся или реализуются УР │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 6. Предлагаемая схема подготовки и реализации управленческого решения

В процессе экономического управления необходимо выработать эффективное экономическое решение, для которого эталон не может быть заранее задан. Только в ходе разработки управленческого документа мы стремимся приблизиться к некоторому идеальному результату.

Оценка качества управления не обособляется в виде самостоятельного процесса, отделенного от процесса производства и осуществляемого обычно органами технического контроля после завершения производственного процесса. Отсюда следует, что обособление и выделение оценки качества в виде самостоятельной завершающей процедуры контроля не характерно для процессов управления бизнес-процессами.


Необходима оценка качества управленческих работ по управлению экономикой, проводимая до их завершения и позволяющая заблаговременно устранить недостатки и довести качество до требуемой кондиции. Такая оценка должна сопровождать рабочий процесс по аналогии с технологическим контролем в материальном производстве.

В настоящее время используются различные термины, по-своему характеризующие соотношение результата с определенными целевыми параметрами:

- экономический результат деятельности предприятия (прибыль, убыток),

- экономическая целесообразность видов деятельности,

- экономичность (соотношение расходов и доходов),

- производительность труда работников предприятия (выработка),

- и др.

Эффективность деятельности предприятий в общем виде определяют как отношение результатов ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение. Эффективность есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая, прежде всего, степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.

Под эффективностью понимают:

  1. определенный конкретный результат;
  2. соответствие результата плановому показателю;
  3. функциональное разнообразие систем;
  4. числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
  5. вероятность выполнения целевых установок и функций;
  6. отношение реального эффекта к требуемому эффекту [4, с.172].

В условиях современной рыночной экономики деятельность компании осуществляется в постоянно меняющейся внешней конкурентной среде. Поэтому успешное функционирование компании связано с быстрыми и правильными решениями, которые осуществляют руководители всех уровней.

Таким образом, проблема оценки качества управления является ключевой для выживания и развития компании в условиях рынка. Результаты принятых в процессе управления решений могут, как соответствовать, так и не соответствовать ожиданиям тех, кто эти решения принимает. Поэтому выявление ошибочных решений, их оценка и главное - исследование причин возникновения ошибок в процессе управления являются одними из главных задач, которые должны осуществлять руководители.


1.2. Функции менеджмента

Деятельность управления - это сложный и целенаправленный процесс. В постиндустриальном обществе становится важным, как работает руководитель, как он гибок и мобилен в своих действиях в отношении организации, команды в связи с осуществлением своих функций. Достижение эффективности в деятельности руководства организации, касающихся взаимодействия и динамической функции менеджера в постоянно меняющихся условиях.

Прежде чем приступить к рассмотрению функций управления, необходимо разобраться с понятием "управленческая деятельность". Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с примерами управления? Посмотрим на это с точки зрения метода системы. Как вы знаете, все вокруг нас взаимосвязано. Например, если вы берете персонал любой организации, который состоит из работников, директора, его заместителя, помощников. Команда - это система, руководитель, заместитель. Потеря даже одного из этих элементов приведет к нарушению в системе. Как и любой другой элемент тоже является универсальным звеном в системе. Это позволит сделать внутренние процессы в оптимальной системе, беспроигрышными. Один неверный шаг, одно неправильное действие руководителя может вызвать нарушения в системе [6].

Вы можете контролировать природные объекты (например, ведя здоровый образ жизни, включающий здоровое питание, физические упражнения, свежий воздух, мы можем улучшить свое здоровье), физические процессы (управление ядерной реакцией с целью получения "мирной" энергии, а не взрыва), технические системы (машины). Вы можете контролировать свои эмоции, подавлять гнев или раздражение и т.д.

Управление состоит из двухполосной системы. Говоря о контроле, многие люди видят его как одностороннее воздействие субъекта на объект. На самом деле, зачастую, важную роль играет обратная связь, а именно влияние объекта на испытуемого. Потому что этот эффект часто приводит к изменению управленческих решений.

Функция управления - это направление или форма правления, характеризующаяся отдельным набором задач и проведением специальных методов и способов.

Среди основных характеристик функции управления являются следующие:

1) направленность этой работы;

2) отдельные сложные задачи.

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы организации [5. С. 55].


Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления. Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления. Распределение функций управления способствует совершенствованию процесса управления, обобщение и передача управленческого опыта, а также изучение функций управления, понимание природы деятельности и управления [2].

Планирование - это непрерывный процесс создания и реализации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

Организация как функция управления направлена на реализацию планов. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их поведения.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он включает установление стандартов, измерение результатов и принятие необходимых корректирующих мер [3].

На диаграмме ниже показаны систематические функции управления.

Коммуникация - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получают информацию, необходимую для принятия решений, и обмениваются решениями для сотрудников. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений (см. таблицу 1).

Таблица 1

Соотношение различных возможностей управления задачами

Планирование

Организация

Координация

Мотивация

Контроль

Постановка целей; Определение необходимых ресурсов;

Выбор способов

Структуры

производства;

Структуры

управления;

Процесс

Принятие решения о том, как согласо­вывать деятельность различных структурных

Установление и оценку

неудовлетворенных

потребностей;

Формирование

Кого, когда и как контролировать; виды и формы контроля использовать;

КБК для анализа

достижения целей

производства,

подразделений,

удовлетворения

полученной информации;

и задач

услуг поддержки и

использования

потребностей;

решения для

обслуживания

технических средств связи

Стимул определения (меры)

осуществления корректирующих действий