Файл: Коммерческие банки, их виды и основные направления деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банковский продукт базируется на предоставлении конкретной банковской операции, которая осуществляется в процессе обслуживании клиента, а также сопровождается документом, оформляемым при проведении операции. Это может быть вексель, чек, облигация, сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный), пластиковая карта. Сходство банковской услуги и продукта состоит в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли. Однако в большинстве случаев банковская услуга носит первичный характер, банковский продукт - вторичный.

Финансовым услугам присуща высокая степень неопределенности, поскольку их предоставление требует специальных знаний и квалификации, оценить которые клиент зачастую не в состоянии. В связи с этим в банковской сфере неопределенность удваивается, так как клиент получает нематериальные услуги в области нематериальных активов. Перечень возможных банковских услуг разнообразен и обширен, в каждом конкретном случае он определяется функциями банка, его ресурсами и потребностями клиентов.[10] Спектр банковских услуг очень широк: от хранения ценностей и ведения депозитных счетов до управления потоками наличных и безналичных денежных средств и осуществления валютных операций.

Традиционными услугами являются:

  • агентские,
  • консультационные,
  • инвестиционные,
  • учетные,
  • расчетно-кассовые.[11]

Развиваются на российском рынке новые типы услуг - траст, брокеридж, лизинг, факторинг, форфейтинг. По своему экономическому содержанию банковские услуги делятся на кредитные, операционные, инвестиционные, депозитные и прочие. Оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные, электронные). Нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений с клиентами.

Большинство банковских услуг имеет протяженность во времени. Сроки вкладов и кредитов обязательно содержатся в соответствующих договорах. Сроки проведения платежей указываются в тарифах банка. Банки заинтересованы в том, чтобы операции с клиентами не ограничивались однократным актом, а трансформировались в продолжительные отношения.

Изменчивость качества услуг, связанная с квалификацией персонала, преодолевается путем разработки стандарта обслуживания, который устанавливает формальные критерии оценки уровня обслуживания клиентов. Стандарт обслуживания - это комплекс обязательных для исполнения правил, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех услуг банка. Другим источником изменчивости услуг является сам клиент, его «уникальность». Это объясняет высокую степень индивидуализации услуг и порождает проблему учета поведенческих факторов при работе с клиентами.


Таким образом, в основе банковского продукта лежит технология, которая определяет тип продукта банка. К технологиям продуктов можно отнести режимы банковских счетов, формы расчетов, способы кредитования. К банковскому продукту можно отнести любую документально оформленную в виде регламента совокупность банковских функций. Особенностью банковского продукта является то, что он является инструментом денежного обращения, служит целям организации финансового посредничества между клиентом и банком.

2. Анализ направлений деятельности ПАО «Сбербанк России»

2.1. Организационно-экономическая характеристика банка

Первые сберегательные кассы появились в 1842 году. ОАО «Сбербанк России» сегодня – это 17 территориальных банков и более 19 тысяч отделений по всей стране, во всех 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. 

Только в России у ОАО «Сбербанка России» более 106 миллионов клиентов – больше половины населения страны, а за рубежом услугами банка пользуются около 11 миллионов человек (по состоянию на конец 2013 г.). 

Банк осуществляет следующие банковские операции:

  • Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
  • Размещение и привлечение средств от своего имени и за свой счет.
  • Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
  • Переводы денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
  • Инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
  • Куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
  • Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
  • Выдачу банковских гарантий.
  • Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств.

Банк вправе осуществлять обслуживание экспортно-импортных операций клиентов с применением различных финансовых инструментов, принятых в международной банковской практике.


Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц.

Совокупный валовый кредитный портфель увеличился за год на 22,4% - до 13,5 трлн. рублей. Основным драйвером роста кредитного портфеля являлись кредиты физическим лицам: в 2015 году портфель данных кредитов увеличился на 32,1% против роста в 19,1% в корпоративном кредитовании. В результате доля розничных кредитов в общем кредитном портфеле выросла на 2,1 п.п. - до 27,7%.

Чистая прибыль ПАО «Сбербанка России» по МСФО в 2015 году выросла до 362 млрд. рублей, что на 4,1% превышает показатель 2014 года. Чистые операционные доходы до вычета резервов в 2015 году увеличились на 19,9% - до 1,1 трлн. рублей - в основном за счет чистого процентного дохода и чистого комиссионного дохода от банковского бизнеса.

Таблица 2.1.

Структура комиссионных доходов и расходов, млрд. руб.

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Прирост млрд. руб.

Прирост, %

Операции с пластиковыми картами

29,1

35,1

51,9

16,8

47,9

Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц

25,2

41,5

48,7

7,2

17,3

Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц

38,1

42,5

47,5

5,0

11,8

Агентские договоры

8,3

14,0

17,0

3,0

21,4

Гарантии выданные

2,3

4,4

7,3

2,9

65,9

Операции с иностранной валютой

5,9

6,5

5,2

(1,3)

-20,0

Инкассация

4,2

4,7

5,1

0,4

8,5

Операции с ценными бумагами

0,7

1,1

2,6

1,5

136,4

Продолжение табл. 2.1.

Прочее

1,7

2,1

3,9

1,8

85,7

Комиссионные расходы

(10,8)

(11,2)

(18,9)

(7,7)

68,8

Чистые комиссионные доходы

104,7

140,7

170,3

29,6

21,0


Источник: [Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2015 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2014 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2013 год]

В 2014 году чистый комиссионный доход составил 140,7 млрд. рублей, что на 36 млрд. рублей или на 34,38%, чем в 2013 году. Наибольшую долю занимают расчетно-кассовые операции юридических лиц как в 2013, так и в 2014 году 38,1 млрд. рублей и 42,5 млрд. рублей соответственно. Самую наименьшую долю составляют операции с ценными бумагами в 2013 году 0,7 млрд. рублей или 0,67%, в 2014 году 0,78% или 1,1 млрд. рублей.

В 2015 году чистый комиссионный доход увеличился на 21% - до 170,3 млрд. руб. Самой крупной статьей и основным драйвером роста чистого комиссионного дохода были комиссионные доходы, полученные за осуществление операций с банковскими картами. За год они увеличились на 47,9%. Объем операций по расчетно-кассовому обслуживанию физических и юридических лиц в 2015 году вырос на 14,5% - до 96,2 млрд. руб. Агентские комиссионные за продажу страховых контрактов и комиссионные доходы за предоставление гарантий также показали значительный рост.

Таблица 2.2.

Структура комиссионных доходов и расходов, млрд. рублей

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Прирост 2015 к 2014 году

Торговый портфель

(1,1)

(1,4)

3,2

4,6

Прочие ценные бумаги, изменение справедливой стоимости которых отражается через счета прибылей и убытков

(2,3)

(2,8)

(0,7)

2,1

Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи

13,4

12,1

7,5

(4,6)

Продолжение табл. 2.2.

Обесценивание инвестиционных ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи

(2,8)

(1,1)

(5,0)

(3,9)

Совокупный доход от операций с ценными бумагами, имеющихся в наличии для продажи

9,5

6,8

5,0

(1,8)

Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи

(21,9)

(39,8)

55,7

95,5

Совокупный чистый доход от операций с ценными бумагами

(12,4)

(33,0)

60,7

93,7


Источник: [Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2015 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2014 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2013 год]

Таблица 2.3.

Доходы от операций с иностранной валюты, млрд. рублей

Показатель

2013 году

2014 год

2015год

Прирост 2015 к 2013 году, млрд. руб.

Прирост, %

Чистый доход от торговых операций с иностранной валютой

6,8

5,5

10,6

5,1

92,7

Чистый доход от переоценки валютных производных финансовых инструментов

1,8

2,6

8,4

5,9

223,1

Доходы за вычетом расходов от переоценки иностранной валюты

4,2

1,4

0,6

(0,8)

-57,1

Итого

12,8

9,5

19,6

10,1

106,3

Источник: [Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2015 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2014 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2013 год]

Чистый доход от операций с ценными бумагами в 2015 году составил 5 млрд. руб., что на 1,8 млрд. рублей меньше чем в 2014 годку и на 4,5 млрд. рублей, чем в 2013 году. Однако в 2015 году банк получил значительную прибыль от переоценки бумаг, имеющихся в наличии для продажи, которая отражена в отчете о совокупных доходах. Основная часть этой прибыли была зафиксирована во второй половине 2015 года на фоне стабилизации финансовых рынков.

Чистый доход от валютно-обменных операций в 2015 году составил 19,6 млрд. руб., что на 10,1 млрд. рублей или на 106,32% больше чем в 2014 году. Его значительная часть обусловлена интеграцией Тройки Диалог: в 2015 году был, достигнут масштабный синергетический эффект, благодаря чему прибыль от операций с валютными и производными финансовыми инструментами показала высокий темп роста, особенно во втором полугодии. В 2014 году наблюдалось снижение по сравнению с 2013 годом на 25,78% или на 3,3 млрд. рублей.

Главным образом, рост был обусловлен операциями в рамках клиентского бизнеса. Доля операций за счет собственных средств была незначительной.

Таблица 2.4.

Операционные расходы, млрд. рублей

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Прирост млрд. руб.

Прирост, %

Расходы на содержание персонала

201,3

245,8

285,3

39,5

116,1

Амортизация основных средств

42,4

51,8

54,5

2,7

105,2

Административные расходы

22,5

30,7

29,7

-1

96,7

Расходы, связанные с ремонтом и содержанием основных средств

24,8

29,8

31,8

2

106,7

Налоги (за вычетом налога на прибыль)

11,7

19,3

24,6

5,3

127,5

Расходы на информационные услуги

10,8

19,1

16,6

-2,5

86,9

Продолжение табл. 2.4.

Расходы по операционной аренде основных средств

10,4

16,8

17,5

0,7

104,2

Расходы на рекламу и маркетинг

5,1

9,6

12,7

3,1

132,3

Расходы на консалтинг и аудит

3,5

7,3

9,2

1,9

126,1

Прочее

9,3

21,2

18,3

-2,9

86,3

Итого операционных расходов

341,8

341,8

500,2

158,4

146,3