Файл: Коммерческие банки, их виды и основные направления деятельности.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы функционирования коммерческих банков
1.1. Понятие и классификация коммерческих банков
1.2. Направления деятельности банковских операций
2. Анализ направлений деятельности ПАО «Сбербанк России»
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
2.2. Анализ структуры и динамики операций и услуг банка
3. Проблемы и перспективы развития банковских операций и услуг
ВВЕДЕНИЕ
Банковская деятельность формально может быть определена как разрешенная законами и иными правоустанавливающими документами специфическая или исключительная деятельность кредитных организаций, то есть деятельность Центрального банка, коммерческих банков. Это означает, что банки проводят как собственно банковские, так и не банковские операции и операции, которые проводят не кредитные организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являются банковскими.[1]
Проблема несовершенства банковского законодательства страны и нестандартность и противоречивость развития макроэкононической ситуации с самого начала рыночных преобразований вынуждает коммерческие банки постоянно подстраиваться под быстро изменяющуюся экономическую ситуацию, приводит к необходимости поиска специальных подходов к управлению деятельностью коммерческих банков. В этих условиях ведущую роль начинают играть новые подходы, концепции и методы управления, базирующиеся на использовании современных информационных технологий.
Актуальность темы обусловлена тем, что банковские услуги являются традиционной сферой банковского предпринимательства, направленного на повышение доходов банков и удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития национальной экономики.
Объектом исследования выступает Паевое акционерное общество «Сбербанк России».
Предметом исследования являются банковские услуги и операции в России.
Целью написания данной работы было анализ банковских операций и услуг, выявление проблем в данной отрасли, и предложение решений данных проблем на примере ПАО «Сбербанк России».
На основании поставленной цели нами решались следующие задачи:
- Изучить понятие и классификацию коммерческих банков.
- Рассмотреть виды банковских операций и услуг.
- Выявить основные риски в работе банка.
- Проанализировать финансовые показатели операций и услуг ОАО «Сбербанка России».
- Выявить проблемы в реализации банковских услуг и разработать рекомендации по усовершенствованию работы банка.
Дипломная работа состоит из двух глав. Каждая глава состоит трех параграфов.
В первой главе раскрываются теоретические основы банковских операций и услуг в России: даны понятие банковских услуг и операций, рассмотрены виды операций и услуг и риски, которые присущи банкам.
Во второй главе проведен анализ динамики банковских операций и услуг ОАО «Сбербанка России», выявлены основные проблемы при работе банка в данном направлении. На основании данных проблем были предложены мероприятия по их решению и рассмотрены перспективы развития банковских операций и услуг.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что содержащийся в ней анализ и разработанные рекомендации могут быть использованы в реальной работе банка.
1. Теоретические основы функционирования коммерческих банков
1.1. Понятие и классификация коммерческих банков
Термин «коммерческие банки» появился на ранних этапах становления банковского дела, когда банки обслуживали в большей степени торговлю, товарообменные операции и платежи. Главной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали перевозку, сохранение и другие операции, связанные с товарным обменом. С развитием промышленного производства появились операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуда на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату заработной платы и так далее.[2] Сроки кредитов равномерно удлинялись, часть банковских ресурсов начала употребляться для вложения в главный капитал, ценные бумаги.
Современные коммерческие банки – банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население – выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков – получение максимальной прибыли.
Банк – это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, располагать их от своего имени и за свой счет на условиях, возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов.[3]
Таким образом, коммерческие банки исполняют, или обязаны исполнять комплексное обслуживание клиентов, что различает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организации производят лишь отдельные операции. Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств различные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.
Коммерческие банки - это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Получение максимальной прибыли, как цель деятельности, - характерная особенность коммерческих банков.[4]
Коммерческие банки на одних рынках выступают как продавцы, на других - как покупатели. Различают следующие рынки:
- финансовые рынки, где банки являются продавцами и покупателями (рынки ссудных капиталов, ценных бумаг, валюты и драгоценных металлов);
- рынок услуг, где банки выступают в качестве продавцов банковских услуг для предприятий и граждан;
- ресурсный рынок, где банки выступают в роли покупателей необходимых ресурсов;
- рынок потребительских услуг, на котором банки проявляют себя финансовыми посредниками между покупателями и продавцами;
- рынок труда, на котором банки выступают нанимателями персонала;
- рынок недвижимости, где банки выступают как финансовые посредники (ипотека), как покупатели (приобретение земельных участков и помещений для офисов) или продавцы (реализация своего имущества или залогового имущества должников).[5]
Банкам необходимо отвечать изменяющимся требованиям рынка, клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. В результате банк становится распорядителем и хранителем общественного капитала. Это предполагает его ответственность перед владельцами за сохранность находящихся на счетах в банке клиентских денежных средств.
Специфичная роль банков в современной экономике определяется также способностью выпускать платежные средства в оборот, осуществлять изъятие платежных средств из оборота. Деятельность банка является регулируемой со стороны государства в целях защиты интересов владельцев денежных вкладов и депозитов. Кроме законодательного регулирования деятельности банков, существует ряд обязательных нормативов и предписаний, направленных на обеспечение ликвидности кредитных учреждений.
Коммерческий банк является элементом банковской системы. При единстве сущности деятельности банков различают множество их видов.
По характеру выполняемых операций коммерческие банки разделяются на универсальные и специализированные.
По типу собственности банки делятся на государственные, акционерные, частные и смешанные.
По масштабам деятельности выделяются банковские консорциумы, холдинги, крупные, средние и малые банки. Заметную долю в общем числе кредитных учреждений занимают учреждения микрокредитования: кредитные кооперативы, общества взаимного кредита, ссудосберегательные банки, строительно-сберегательные кассы. Их функции - аккумулировать малые сбережения и мобилизовать их на локальные нужды.
По сфере обслуживания банки можно подразделить на региональные (местные), межрегиональные, национальные (федеральные) и международные.
Банковская инфраструктура - это система взаимосвязанных институтов, функционально обеспечивающая удовлетворение потребностей экономических контрагентов в банковских услугах. Различают две подсистемы банковской инфраструктуры: внутренняя и внешняя. Первая обеспечивает жизнеспособность и стабильность внутренних социотехнических элементов банка, вторая - взаимодействие с внешней средой. [6]
К элементам внутренней инфраструктуры относятся:
- законодательные нормы, определяющие статус банка;
- локальные нормативные акты, методики, бизнес-процессы банка;
- система учета, отчетности, аналитики, информационные и коммуникационные технологии банка;
- структура менеджмента банка.[7]
К внешней банковской инфраструктуре относится информационное, методическое, научное и кадровое, коммуникационное обеспечение. Инфраструктура представлена органами власти, Банком России, аудиторскими, аналитическими, страховыми и консалтинговыми компаниями, рейтинговыми и коллекторскими агентствами, брокерами, IT-компаниями, социальными институтами, банковскими ассоциациями, юридическими фирмами, учреждениями юстиции, судебными и налоговыми органами.
Таким образом, в банковскую инфраструктуру входят институты различного рода деятельности, обеспечивающие функционирование банков. Правильно построенная инфраструктура должна обеспечить доступ банковских услуг в регионы, не имеющие достаточного кредитного потенциала.
1.2. Направления деятельности банковских операций
Для успешного функционирования банку необходимо построить систему взаимодействия элементов сложной динамичной системы, а также определить оптимальные режимы ее функционирования.
Каждый банк вырабатывает собственную систему менеджмента, периодически пересматривает ее, приводит в соответствие с условиями на конкурентном рынке банковских услуг, а также корректирует в связи с изменениями законодательства. Банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Перечень операций, считающихся исключительно банковскими, приведен в Федеральном законе от 02.12.1990 г. № 395–1 «О банках и банковской деятельности».
К таким операциям относятся:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов;
- осуществление расчетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
- кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- купля-продажа иностранной валюты;
- выдача банковских гарантий;
- осуществление переводов денежных средств.
В отношениях с клиентами и партнерами банковские операции приобретают форму банковских услуг. Экономическое содержание и сущность банковского менеджмента и маркетинга связаны с понятиями продукта и услуги. В исследовании банковских проблем эти понятия зачастую отождествляются.
Продукт - это понятие, синтезирующее результаты деятельности природных, животных, растительных и общественных (человеческих) сил. Продуктом в широком смысле можно назвать результаты деятельности естественных (живой и неживой природы) и общественных сил. Продукт, предназначенный для обмена, должен обладать двумя свойствами: быть полезным для того, кто его будет потреблять и способным участвовать в обмене.[8]
Понятия банковского продукта, услуги и товара в теории вопроса не всегда используются корректно. Понятие «банковский товар» в специальной литературе отсутствует, хотя банки оперируют не просто продуктами и услугами, а фактически производят и продают их в товарной форме.
Главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого продукта в виде услуги. В то же время, услуга всегда передается покупателю через непосредственную деятельность ее производителя, причем эта деятельность должна быть экономически полезной, а «результаты» услуги выступают в качестве товара. Услуга, в отличие от овеществленных товаров, всегда является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие производителя и потребителя. Овеществленный товар процессом не является. Поэтому услуги и овеществленные товары являются маркетинговыми продуктами различных типов.
Рассмотрим специфические черты банковской услуги.
- Покупателю банковской услуги трудно разобраться и оценить, что продается до ее приобретения, а иногда даже после этого. У клиента обязательно должен присутствовать элемент доверия к банку. Одновременно «неосязаемость» услуги усложняет задачи банковского работника по предложению ее покупателю: сложно объяснить во всех деталях клиентам, за что они платят деньги.
- Неотделимость услуги от источника ее предоставления означает, что производство и сбыт услуги происходят одновременно. В отличие от материальных товаров ее нельзя производить впрок и хранить, услуга производится только в момент ее востребования. Клиент банка не может сразу оценить качество предлагаемой и предоставляемой ему услуги.
- Изменчивость исполнения банковской услуги связана с несовпадением во времени ее производства и востребования. Изменчивость зависит от того, где, когда, кем и кому она предоставляется. Индивидуальный подход делает невозможным массовое оказание многих видов банковских услуг.
- Незамедлительность услуги. Услуги, как правило, не могут быть отложены до дальнейшей продажи и предоставления на длительный срок. Если спрос на эти услуги становится больше предложения, то на это нельзя среагировать, как в промышленности, взяв товар со склада.[9]