Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В «РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦИРКОВОЙ КОМПАНИИ»

2.1. Анализ управленческих решений по развитию «Российской го­сударственной цирковой компании»

26 августа 1919 года В.И. Лениным был подписан Декрет Совета На­родных Комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно кото­рому цирки Рос­сии стали государственными. В СССР все цирки страны вхо­дили во Всесоюзное объединение «Союзгосцирк», созданное в 1957 г. на базе Главного управления цирками. После распада СССР «Союзгосцирк» преобразовался в Государствен­ную компанию «Российский цирк» (Росгосцирк), которая стала его правопреем­ником в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 22 от 9 января 1992 года. В ее ведение перешли все цирковые предприятия на тер­ритории Российской Федерации, кроме двух московских цирков: Большого Мос­ковского на проспекте Вернадского и Цирка на Цветном бульваре (с 1997 года ― Цирк Никулина), Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке и Казанского госу­дарственного цирка.

С 19 мая 2003 года Генеральным директором Росгосцирка является народ­ный артист СССР и России, лауреат Государственной премии Российской Феде­рации в области литературы и искусства, обладатель Золотого Знака Националь­ной премии «Циркъ-2002», легендарный Мстислав Михайлович Запашный, впер­вые назначенный на эту должность на основании решения Комиссии по проведе­нию конкурса на замещение должности Генерального директора, объявленного Министерством культуры Российской Федерации.

Росгосцирк имеет поддержку из государственного бюджета и осуществляет внутрироссийскую и зарубежную гастрольную деятельность.  Сегодня Российская государственная цирковая компания представляет собой уникальный творческо-эксплуатационный комплекс, в который входят более 70 предприятий, в том числе:


- 41 стационарный цирк;

- 11 передвижных цирков-шапито;

- 8 передвижных зооцирков.

В соответствии с решением Правительственной конкурсной комиссии и коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 5 декабря 2013 года за №18, была утверждена Программа развития государственного унитарного предприятия «Российская государственная цирковая компания» на 2003-2019 годы.

Основополагающие принципы вышеуказанной программы:

- сохранить единый имущественный комплекс Росгосцирка;

- значительно повысить заработную плату и условия жизни артистов Ком­пании;

- создать новейшие первоклассные произведения циркового искусства и по­степенно перейти на условия самоокупаемости.

В целях реализации вышеуказанных направлений деятельности были пред­приняты интенсивные меры. Часть из них сразу же принесла ожидаемый резуль­тат, часть требует дополнительных усилий в течение следующих нескольких лет.

 К позитивным шагам руководства Росгосцирка можно отнести:

1. Создание более тридцати «стабильных программ».

Это означает, что Росгосцирк передвигает теперь по стране не отдельные, разрозненные 780 цирковых номеров, а 30 крупных программ, составленных про­фессиональными режиссерами. Данные программы рассчитаны с точки зрения экономики, численности артистов, ассистентов, транспорта и животных.

Работа с большинством из этих программ поручена независимым продюсе­рам, называемым в просторечии «прокатчиками». В июле 2003 г. организацию и проведение гастролей по стране проводили несколько человек. Сегодня эти функ­ции выполняют 80% директоров цирков, собственно независимые продюсеры и несколько молодых артистов – руководителей стабильных коллективов. Эффект от этой работы за период не полных десять месяцев составил около 30 000 000 рублей (около 1,7 млн. долларов США).

2. Вышеуказанные доходы позволяют значительно увеличить заработную плату артистов. Приказом генерального директора Росгосцирка при сборах в 70 % от загрузки зала артисты получают двойную зарплату.

3. С мая 2004 года в «Росгосцирке» на базе организации «Циркконцерт» на­чалось планомерное проведение концертной деятельности в зданиях цирка, когда последние не заняты цирковыми программами. Только за первый месяц было дано 50 концертов и заработано более 3 500 000 рублей. По самым скромным про­гнозам компания «Росгосцирк» намерена в течение календарного года заработать на этой деятельности не менее 20 000 000 рублей.

4. В сентябре 2004 года (начало активного сезона) на базе Художественно-производственного комбината вступил в эксплуатацию «Сувенирный цех», кото­рый будет маркировать, выпускать и продавать всем циркам страны собственную сувенирную продукцию. Часть сувенирной продукции в больших количествах и по очень низким ценам закуплена в Китае и Гонконге. Данная продукция будет распределена по всем циркам Компании для последующей реализации посетите­лям цирка на местах.


По предварительным расчетам только эта деятельность принесет Росгос­цирку в течение года при общей посещаемости от 4 до 6 миллионов человек около 30-35 000 000 рублей.

5. За прошедший год в Компании активно проводилась работа по установ­лению международных контактов и зарубежная деятельность.

В соответствии с Программой развития Росгосцирка на 5-летний период, было взято направление на формирование для зарубежных гастролей не мелких номеров «в розницу», а создание конкурентоспособных крупномасштабных шоу-программ высокого творческо-художественного уровня, с оригинальным режис­серским решением, достойных представлять российский цирк за рубежом.

Осуществляя программу международной деятельности, Росгосцирком были подготовлены целевые гастрольные программы в Южную Корею, в Турцию, две программы в Японию, Саудовскую Аравию.

В этом году готовятся программы в Южную Африку, Китай и несколько Рождественских программ во Францию. Только за год эта деятельность принесла «Росгосцирку» около 800 000 долларов.

6. Центр Циркового Искусства (ЦЦИ) Росгосцирка активно продолжал ра­боту по созданию новых произведений циркового искусства.

Всего за год было выпущено 23 только новых номеров. К концу 2004 года значительное число творческих работников ЦЦИ перешло на контрактную сис­тему.

Значительным событием стало создание новаторского балетно - циркового спектакля «Щелкунчик» по одноименной сказке Гофмана на музыку П.И. Чайковского. Не смотря на то, что данная постановка вызвала неоднозначные мнения, создание Росгосцирком этого спектакля стало заметным творческим со­бытием за последние годы.

7. Главным творческим мероприятием года стало проведение в Саратове Международного фестиваля циркового искусства, в котором приняло участие боле 60 цирковых номеров. Фестиваль стал настоящим форумом циркового ис­кусства, доказательством ведущего положения отечественного цирка на мировых аренах.

8. За прошедший год Росгосцирк принял участие практически во всех меж­дународных конкурсах.

Артисты и цирковые номера Росгосцирка почти во всех международных конкурсах и фестивалях выступили триумфально, в очередной раз подтвердив вы­сокий творческий уровень Российского Цирка.

«Золото» в Варшаве, «золото» в Китае, «золото» в Масси (Франция), «зо­лото» в Будапеште ― таков результат прошедшего года.

9. Огромное внимание в своей работе «Росгосцирк» вновь начал уделять развитию самодеятельного циркового искусства в регионах. В Москве в конце года было проведено большое совещание с руководителями всех самодея­тельных коллективов России. Были намечены пути сближения и консолидации всех коллективов вокруг «Росгосцирка», был создан специальный фестивальный отдел, который взял на себя эту большую работу.


Так, за последний год, на базе цирков компании прошло 11 межрегиональ­ных фестивалей циркового самодеятельного искусства (в Перми, Выборге, Сара­тове, Иваново, Екатеринбурге, Новокузнецке и др.) Лауреаты всех этих конкурсов соберутся в молодежном лагере «Орленок» на берегу Черного моря, в специально построенном цирке-шапито на Всероссийский конкурс самодеятельного цирко­вого искусства. Он подведет черту большой работе по выявлению юных дарова­ний. Наиболее талантливые будут представлять Россию на международных дет­ских конкурсах, а также смогут без экзаменов поступить в Государственное учи­лище циркового и эстрадного искусства.

10. Наиболее сложной проблемой в экономическом и правовом отношении является имущественный комплекс Росгосцирка.

К середине 2003 года имущественный комплекс Росгосцирка пришел в уд­ручающее состояние.

Более десятилетия доходы Росгосцирка составляли суммы в миллионы дол­ларов. Эти огромные доходы прежним руководством Компании не были исполь­зованы для ремонта зданий цирков, зрительных залов, фойе, цирковых гостиниц, приобретения современного оборудования света, звука, и т.д.

За прошедшее десятилетие все цирки и гостиницы (за редким исключением) пришли в состояние полной разрухи. Осуществить ремонт сорока цирковых пред­приятий, при 30 % финансировании, крайне сложно за несколько лет. На это мо­жет потребоваться и целое десятилетие. Вместе с тем, руководство Росгосцирка приняло тактику не распыления финансовых ресурсов, а концентрацию средств на одном - двух отдельных объектах и доведении их за один сезон до полного по­рядка.

Новое импортное оборудование компьютерной обработки света и звука было установлено в девяти цирках России.

«Российская государственная цирковая компания» благодаря халатности прежних руководителей Компании потеряла два Московских и Санкт-Петербург­ский цирки.

11. По решению руководства Компании в кратчайшие сроки в Москве, на территории парка «Дружба» был построен абсолютно новый цирк полустационар, в котором можно работать практически круглый год. Стоимость цирка составит 26 млн. рублей из них 8,5 млн. собственные средства.

В середине лета в московском микрорайоне Братеево будет возведен цирк шапито на 1500 мест, который будет построен полностью на собственные сред­ства Компании. Таким образом, только за один год на месте двух свалок «Росгос­цирк» построит два первоклассных цирка. Теперь у артистов компании появилась возможность демонстрировать свое искусство москвичам и гостям столицы.


12. На протяжении более чем двадцати лет главной творческой проблемой циркового «конвейера» называли, так называемую «диспропорцию» жанров и «захламление» номерами среднего и ниже среднего качества. Однако ни одно ру­ководство Компании за все эти годы так и не взялось за «чистку конвейера». Уж слишком это неблагодарное и рискованное дело – «врагов себе наживешь, письма пойдут». Руководство Росгосцирка приняло на себя осуществить и эту нелёгкую работу.

В феврале 2004 года была создана большая экспертная комиссия, в которую вошло около 30 народных и заслуженных артистов России – лучшие специалисты жанров Российской государственной цирковой компании.

Экспертная комиссия приступила к просмотру всех жанров. Тщательной ре­визии подлежат не выборочные, а все номера компании. За пять месяцев работы комиссия приняла решение сократить 87 номеров, 262 животных. Параллельно ведется работа по сокращение поголовья животных и количества обслуживаю­щего персонала.

13. За время перестройки в Российской цирковой компании произошел кри­тический перекос. В связи с тем, что с распадом СССР часть цирков оказалась на территории стран СНГ, число цирков, входивших в систему «Союзгосцирка», уменьшилось на 30 единиц, а количество артистов осталось прежним. Большому количеству цирковых артистов не осталось места работы.

Решением этой задачи являются: сокращение численности артистического состава, переход на срочные трудовые (сезонные) договора, создание базы 10-15 новых цирков-шапито, которые смогут разгрузить цирковой конвейер и работа по назначению «Дирекций Цирк на сцене» ― во дворцах культуры, клубах и не­больших театрах.

Однако, осуществление этих планов требует долгосрочной проработки и значительных материальных средств.

14. Наиболее сложной проблемой, которая была практически решена за ис­текшие годы, было решение кадровых вопросов. В генеральной дирекции Росгос­цирка была проведена, заменена практически всех руководителей подразделений центрального аппарата.

Это решение было вызвано объективными обстоятельствами: моральным старением аппарата управления Компанией, неумением прежних руководителей работать в новых условиях хозяйствования, либо их коррумпированностью.

Наиболее тяжелая проблема – управление цирками на местах. Директорский корпус в большинстве своем был не готов работать в новых условиях рыночной экономики. Директора были избалованы незаконными бюджетными вливаниями, скрытыми арендами, подачками от артистов, буфетов «прокатчиков» и «левых» концертов.