Файл: Педагогический авторитет преподавателя физической культуры, тренера.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 551
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Особенности педагогической деятельности в спортивном образовании
1.2 Психолого-педагогические качества спортивного педагога
2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА
2.1 Особенности педагогического мастерства спортивного педагога
2.2. Конструктивные условия формирования личности преподавателя физической культуры
Особое внимание в работе педагогов и преподавателей физической культуры важно уделять, прежде всего, не количественным, а качественным показателям, среди которых стимул ведения спортивного образа жизни. Такой подход к работе с детьми и подростками поможет специалистам физической культуры в дальнейшем решить проблему ухудшения здоровья и плохой физической подготовленности российских студентов и школьников.
Учитывая образ жизни людей в России, необходимо формировать «культ здоровья». Без активного участия семьи и окружающей среды в приобщении детей к физической культуре трудно ожидать значительного улучшения здоровья российской молодежи. Следует понимать, что для успешного развития ребенка, а особенно для развития спортивных талантов, важно одновременно воздействовать на четыре важнейших фактора развития: родительскую заботу и любовь; поддержание физической активности, сбалансированное здоровое питание и комфортная социальная среда.
Специалисты физической культуры и тренеры также должны следить за тем, чтобы из-за нагрузок на тренировках и соревнованиях не возникало угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Физкультура важна, но, несмотря на загруженность и занятость ребенка спортом, ему нужно оставлять свободное время для развития других интересов. Спорт не должен быть его единственным хобби.
Необходимо восстанавливать студенческий спорт и спортивные секции в вузах, в том числе обеспечить информационную поддержку развития студенческого спорта в Российской Федерации. Ученые считают, что особому распространению студенческого спорта будет в значительной степени способствовать разработка примерных учебных программ по физической культуре на образовательных уровнях, учитывающим индивидуальные способности и здоровья учащихся, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с обязательной оценкой эффективности этих программ. Также, увеличению массы студенческого спорта будет способствовать создание туристических клубов в образовательных учреждениях и совершенствование подготовки инструкторов по спортивному туризму.
Развитие физической культуры и спорта в жизни детей является одним из приоритетов социальной политики государства, которое зависит напрямую от уровня подготовки учителей физической культуры.
2.2. Конструктивные условия формирования личности преподавателя физической культуры
В настоящее время процесс физкультурного образования приходит к точке бифуркации, когда прежняя накопительная инерционная система знаний и компетенций уже не отвечает требованиям будущего. Так, современный педагог по физической культуре должен отвечать потребностям послезавтрашнего дня, что проблематично, поскольку специалист (бакалавр или магистр) подготавливается в вузе согласно требованиям ФГОС и реалиям сегодняшнего дня, основанным на анализе вчерашнего опыта. Его профессиональная деятельность по отношению к ученикам будет осуществляться в завтрашнем обществе, подготавливая их к жизни и творчеству в послезавтрашнем социуме. В этом смысле современной может быть лишь творческая деятельность, продукты которой опережают свое время, так как «вызревают из будущего»[16].
Существующая ныне структура физкультурного образования подготовки педагога имеет вид «дерева», когда есть основной ствол - мейнстрим образовательного процесса - научно-обоснованный, технологически выверенный, и критериально обеспеченный, все новые информативные блоки и модули структурированы в той же логике и являются отнесенными к этому «стволовому» знанию как встроенные структуры или дополняющие его. Такие иерархические организационные структуры нашли свое применение в существующих научно образовательных, спортивно-образовательных и физкультурно-образовательных кластерах.
В физкультурно-оздоровительных и инновационно-образовательных кластерах все чаще применяется неформальный стиль управления и строятся соответствующие организационные структуры[17]. Однако, и они имеют существенные недостатки в случае, когда эта система принципиально закрыта:
-
- Рассогласованность стратагем в перспективной организации деятельности кластера;
- Объективизация и диссонанс алгоритмов деятельности субъекта;
- Герархичность подготовки субъектов и сложность в построении собственной персонифицированной парадигмы деятельности;
- Строится на основании и с применением устаревших организационных структур и существующих общественных институтов;
- Движение самосознания профессионала: от абстрактного к конкретному (развивающий подход), при требовании в деятельности многократного отрефлексированного перехода от практики к теории и от теории к практике.
В случае «выхода» одного из «игроков» данной системы направление деятельности, где он является ведущим или значимым игроком, перестаёт существовать.
Качественное изменение социального запроса к профессиональному образованию диктует формирование в процессе профессиональной подготовки не обученного специалиста, а обучающегося профессионала. Это в полной мере относится ко всей системе антропно-ориентированного образования, в связи с чем в организационных структурах следует заложить не просто возможность, но необходимость открытости и взаимопроникновения образовательного процесса и различных социокультурных процессов. Наиболее важным здесь является не то, какие знания будет иметь человек, а каков будет сам человек, и как он будет в личных и общественных целях применять свои знания в деятельности.
Гипотезой создания концепции стало предположение о том, что древовидное (центрированное) обучение и гетерархически организованное образование не позволяет в полной мере использовать потенциал личности в интересах совершенствования общества и потенциал общественных связей, отношений и видов деятельности в целях совершенствования личности и деятельности субъекта образования, а ризомно-модульное структурирование физкультурно-педагогического кластера формирует творческое самосознание, поэтому необходимо их совместная реализация структуре управления образованием.
Целевой основой управления образовательной деятельностью является самореализация субъекта[18] в трех основных формах:
Идентификация - переживание индивидом своей тождественности другому человеку, понимание самого себя через другого, для другого и с помощью другого. Внутренний мир человека — это разные люди в его жизни: через себя он видит других, а глазами других - себя.
Индивидуализация - стремление человека быть отличным от других, непохожим и достичь аутентичности, то есть соответствия «Я» реального и «Я» идеального, к которому он стремится. Это осознание своих социально-неповторимых черт человеком - статуса, стиля деятельности, черт характера, особенностей поведения и общения, статуса, социальных ролей, мировоззрения, целей и ценностей.
Персонализация — это расширение своей личности путем воздействия своей личностью на других людей, когда личность осознает свою представленность в других людях и ощущает духовную нацеленность в будущее. Это выход человеческой личности за пределы своей телесной оболочки, нахождение своего места в мире.
В таблице 1 приведены методы формирования самосознания и творчества субъекта при включении его в ризомный образовательный модуль
Таблица 1 - Методы формирования самосознания и творчества субъекта
Логика освоения ризомного модуля |
Методы формирования самосознания |
Методы само реализации в творческой деятельности |
1 |
2 |
3 |
Осознание индивидуального тезауруса и тезауруса научной теории и технологии. |
Методы когнитивной и личностной самоатрибуции, самоактуализации потребностей в обучении Ретрорефлексия внутреннего и внешнего планов действий. |
Методы предметно-технологических установок и личностных интенций на совместную деятельность. Репертуар каузальных и ориентировочных схем, социальных атрибуций и идентификаций |
Освоение или создание принципов отбора предметного содержания знаний |
Методы организация предметного содержания информации в соответствии с индивидуальными |
Снятие модели с объекта и проекция модели на предмет обучения Проявляется «Я- |
особенностями личности |
идентичность» и ролевые образы индивидуальности. |
|
Инсептивные методы индивидуального учения и |
Методы предметнотехнологических установок и |
Коррекция методов, предметно-технологических |
концептуальной организации и предметно-знаковой референции. |
личностных интенций на совместную деятельность |
установок и личностных интенций на совместную деятельность, а так же синтонического общения и раппорта. |
Поиск или воссоздание когнитивных и операционных медиаторов для модерации и предметной рефлексии. |
Методы когнитивной и личностной саморегуляции, и саморефлексии |
Модерация предметной рефлексии и реализация когнитивных и операционных медиаторов деятельности |
Методы проспективной рефлексии. |
Ретрорефлексивные и конативные компоненты внутренних действий. |
Оценка и рефлексия «Я-идентичности» и ролевых образов индивидуальности и профессиональных позиций |
Создание системы репрезентаторов и конвенциональных правил интерпретации объекта познания |
Методы организации предметного содержания информации в соответствии с конвенциональных правилами и установками индивидуальными особенностями личности |
Ментальные технологические самозадания, сориентированные по мере субъекта и по мере объекта, и реализация в творчестве нормативных и дидактических моделей |
Требования к ризомному модулю в профессиональном физкультурно-педагогическом образовании[19]:
Безинерционность. Для того чтобы инициировать проектирование и организацию ризомного модуля обучения, студент, как и преподаватель вуза должен отвлечься от груза имеющихся знаний, интерпретаций, смыслов и позиций, чтобы свободным неотягощенным мыследействием нетривиальным образом рассмотреть вполне знакомые процессы и явления. Безинерционность так же относится и к технологиям обучения. В этом случае не порицается а поощряется перескакивание с одного предмета на другой, неожиданные идеи и нелогичные толкования
Инсептивность. Как было указано ранее деятельность по освоению ризомного модуля должна быть инициирована самим студентом, не только как факт, но и как познавательная траектория
Объектность. Возможно и необходимо изучать объект не с его поверхности и внешних проявлений, а с сетевых сущностных характеристик. При этом сущностные характер для каждого исследователя и для каждого научного аспекта будут выглядеть по-своему. Согласно теории капли воды, в которой отражен весь мир, в любом даже самом знакомом объекте исследователь найдет белые пятна, изучение которых позволит максимально актуализировать, творя потенциал и сформировать профессиональное творческое самосознание студентов.
Синергетичность. Инициирование студентами процесса освоения ризомного модуля способствует самоорганизации познавательного процесса, когда студенты многократно обращаются то к ранее изученному, то к будущему результату, то к главному системообразующему отношению, то к внешним проявлениям системы знаний, исходя из индивидуальных образовательных потребностей, все более тонко осознавая их. Такой творческий процесс познания характеризуется многократностью переходов от теории к практике и от практики к теории.
Прескриптивность. При логическом древовидном обучении педагог, как правило знает, чему дальше будет обучать студента, что и как тот должен освоить. Исходя их ретроспективной рефлексии (рефлексии результата) и проспективной (анализа процесса проектирования и программирования результата). При ризомном подходе к обучению результаты учеб деятельности является результат творчества студента, и он сам обладает «властью знатока» своего будущего результата, и анализирует процесс своего познания и творчества с позиции приближенности к желаемому результату. Таким образом, осуществляется прескрептивная рефлексия предмета обучения, объекта, процесса творчества и формирования самосознания преподавателя физической культуры.