Файл: Педагогический авторитет преподавателя физической культуры, тренера.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 550
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Особенности педагогической деятельности в спортивном образовании
1.2 Психолого-педагогические качества спортивного педагога
2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА
2.1 Особенности педагогического мастерства спортивного педагога
2.2. Конструктивные условия формирования личности преподавателя физической культуры
Стандартизация образования в сфере физической культуры
В.И. Байденко, как разработчик теории и методологии стандартизации образования в России, анализируя практику разработки и внедрения в действие государственных образовательных стандартов (ГОС) пишет о необходимости становления и развития культуры образовательного стандарта[20].
В России с принятием Закона РФ «Об образовании» (Закон об образовании1992 г.) гарантом качества в образовании служат государственные образовательные стандарты, основная задача которых состоит в обеспечении стабильности единого образовательного пространства и реального управления всей системой непрерывного образования в стране. ГОС, по существу, унифицирует одну сторону образовательной деятельности - содержание образования.
С момента принятия первого Закона РФ «Об образовании» было разработано и принято к реализации шесть ФГОС ВО, начиная с 1994 до 2016 года. Причем в Законе РФ «Об образовании» оговаривалось условие принятия каждого следующего ФГОС не чаще одного раза в 10 лет. В законе ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) этого условия не стало.
Несмотря на это, ФГОС разрабатывались и принимались каждые три - четыре года, что принесло немало проблем для преподавательского состава вузов, да и для содержания образования. Содержание образования проектировалось в соответствии с особенностями вуза и запросами руководства.
В двух первых ФГОС ВПО оговаривались часы, дисциплины (знания, умения и навыки), то последний ФГОС ВО образования (3++), где представлены компетенции в соответствии с профилями, видами деятельностями, не представлены профессиональные компетенции. Разработчикам предлагается самим, основываясь на профессиональном стандарте «тренер», разработать эти компетенции.
Основная часть
В статье 11. 1. указано, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
В ст. 5 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено предназначение ГОС ВПО для обеспечения основы объективной оценки деятельности образовательных учреждений. В настоящее время существуют проблемы с объективной оценкой результатов образования.
С момента принятия первого Закона РФ «Об образовании» было разработано и принято к реализации шесть ФГОС ВО, начиная с 1994 до 2016 года. Причем в первом РФ Законе «Об образовании» оговаривалось условие принятия каждого следующего ФГОС не чаще одного раза в 10 лет. Не смотря на это, ФГОС принимались каждые три - четыре года, что принесло немало проблем для преподавательского состава вузов, да и для содержания образования. В новом законе (2012 г.) этого условия не стало.
В таблице 1 представлены результаты сравнения укрупненных элементов трех поколений ФГОС. Вызывает вопрос об обоснованности изменения количества часов этих элементов [2].
Таблица 2 - Сравнение основных элементов содержания стандартов (квалификация бакалавр)
№№ п/п |
Наименование укрупненных элементов |
Стандарт 1 поколения |
Стандарт 2 поколения |
Отклонения |
Стандарт 3 поколения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
ГСЭ |
1394 |
1800 |
+406 |
1080-1260 |
2. |
ЕНД |
1040 |
760 |
-280 |
360-720 |
3. |
ОПД |
3370 |
2580 |
-790 |
3024-3384 |
4. |
Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом |
900 |
2000 |
+1100 |
|
5. |
Военная подготовка |
510 |
450 |
-60 |
- |
6. |
Национально-региональный (вузовский компонент) |
600 |
+600 |
3636- 3780 |
|
7. |
Дисциплины и курсы по выбору |
866 |
600 |
-266 |
1091-1134* |
8. |
Дополнительные виды подготовки |
510 военная подг., гр.обор. |
450 |
-60 |
|
9. |
Факультативы |
130 |
450 |
+320 |
10 кр.ед |
10. |
Всего час. |
7344 |
8040 |
+696 |
8640 |
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направление 034300 - Физическая культура дисциплины по выбору должны составлять не менее трети вариативной части
Если в ФГОС ВПО первого и второго поколения оговаривались часы, дисциплины (знания, умения и навыки), то последний ФГОС ВО (проект) образования (3++), где представлены компетенции (УК и ОПД) в соответствии с профилями, видами деятельностями, но не представлены профессиональные компетенции. Разработчикам предлагается самим, основываясь на профессиональном стандарте «Тренер», разработать эти компетенции[21].
Утвержденный 9 декабря 2012 г. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов (Статья 11.3.7.)
В соответствии с ФЗ был разработан и принят профессиональный стандарт «Тренер» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. № 193). Сразу же был разработан и принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направление подготовки - 49.03.01 «Физическая культура» (утв. Приказом Минобрнауки Росиии от 07.08.2014 N 935). Виды деятельности в разработанном ФГОС ВО не соответствовали видам деятельности указанным в профессиональном стандарте, в котором не было и компетенций в соответствии с должностями и видами деятельности.
В результате обучения все сводится к оценке знаний студентов. Содержание образования, формируется в соответствии с указанными компетенциями. Как показывает практика формирования учебных планов и программ нет научного обоснования компетенций, представленных ФГОС ВО. Представленные в ФГОС виды деятельности не соответствуют указанным в профессиональном стандарте «Тренер». В профессиональном стандарте компетенции не указаны, представлены виды деятельности, знания, умения и навыки (ЗУНы), которые также научно не обоснованы. Как нам представляется, в профессиональных стандартах должны быть указаны научно обоснованные виды деятельности, соответствующие должностям в сфере ФК и С и компетенции в соответствии с этими видами деятельности и должностями. ЗУНы должны разрабатываться и размещаться в ФГОС вузовским сообществом.
Мы стоим на позиции тех авторов, которые исследуя педагогический опыт, указывают на объективные трудности, связанные с внедрением компетентностного подхода. Это, во-первых, разработанные в сфере ФК и С, но не обоснованные научно и не соответствующие нормативным требованиям профессиональные стандарты, не соответствующие должностям и видам профессиональной деятельности в отрасли ФК
и С. Во-вторых, не разработан инструментарий оценки существующих компетенций. В-третьих, как указывают В.В. Сериков и Т.Б. Медникова, обращение к компетентностной модели, как главной составляющей образовательных программ российского высшего образования было ошибочным для решения проблем повышения качества высшего образования[22].
В Проекте ФГОС ВО 3+++ направления «Физическая культура» профессиональные компетенции не представлены. Разработчикам ООП и учебных планов предлагается разработать профессиональные компетенции в соответствии с профессиональным стандартом «Тренер». В профессиональном стандарте «Тренер» не четко и не полностью указаны виды деятельности, а компетенции вообще отсутствуют.
Как уже говорилось выше, стандартизация образования направлена на поддержание единства образовательного пространства Российской Федерации. В настоящее время учебные планы одного направления в разных учебных заведениях различаются как земля и небо. Мы рассматривали учебные планы РГУФКСМиТ, РГСУ и МГПУ (ПИФКиС). Разница учебных планов объясняется увеличением часов на региональный или вузовский компонент в ФГОС ВО третьего поколения. Это нарушает законодательство Российской Федерации, в том числе и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», в котором стандартизация образования направлена, в первую очередь, на унификацию учебных программ и планов.
При формировании профессионального стандарта «Тренер» руководствоваться соответствующими должностями в сфере физической культуры и спорта, функциями и видами деятельности.
При проектировании ФГОС ВО направление «Физическая культура» использовать разработанные в профессиональном стандарте «Спортивный тренер» компетенции, функции в соответствии с деятельностью спортивного тренера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной педагогической литературе «парадигма» рассматривается как совокупность теоретических и методических предпосылок, которые определяют действия педагога. Вместе с тем педагогические действия зависят от системы знаний педагога, его установок и социальной ситуации, в которой проходит педагогическая деятельность.
Концепция современной подготовки тренеров в условиях интегрированной образовательной системы «института спорта» Российской Федерации рассматривается как система взглядов и подходов, определяющих процесс функционирования и управления образовательным пространством, предусматривает поиск направлений и путей повышения эффективности обучающей деятельности в вузах спортивного профиля в соответствии с инновационным развитием образовательной среды.
Перевод российской системы образования на трехуровневую систему обучения, дал новый импульс к развитию системы образования в России. Успех преподавания и учения в условиях интегрированной образовательной системы «института спорта» в Российской Федерации определяется созданием и внедрением передовых технологий формирования профессиональной готовности студентов к овладению специальными знаниями и умениями, компетенциями, лежащими в основе совершенствования педагогического мастерства, формированием профессионально-трудовых отношений в условиях построения инновационных студенческих практик, ориентированных на учет требований профессиональных стандартов, реализуемых в физкультурно-спортивной отрасли.
Современные условия развития образовательного процесса диктуют необходимость подготовки преподавателей физической культуры, владеющего не только определённым багажом знаний, умений и навыков, но и обладающего необходимым практическим опытом, сочетающим оптимальный объем знаний с творческой креативной активностью, умением действовать нестандартно в соответствии с профессиональным задачами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
- Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: учебник / И.П. Андриади. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 369 с.
- Байденко В.И. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 43 c.
- Бгуашев, А.Б. Модель формирования коммуникативной культуры студентов вуза / А.Б. Бгуашев, Ю.А. Иоакимиди, В.П. Шрам // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1 (124). – С. 30-35.
- Быстрицкая Е.В., Дмитриев С.В, Неверкович С.Д, Воронин Д.И. Антропоконструкты самосознания, мышления и деятельности человека в сфере образовательных технологий// Мир психологии. - №2, 2012. С. 209–222.
- Воронин Д.И. Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В., Трансверсальные программы для системы образования магистрантов в сфере физической культуры. Часть 2: Презумпция культуры в антропных технологиях образования// Спортивный психолог. - №4, 2014. С.17-22.
- Воронин Д.И., Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В., Трансверсальные программы для системы образования магистрантов в сфере физической культуры. Часть 1: docendo discimus (обучая других, мы учимся сами)// Спортивный психолог. - № 3, 2014. С. 15-19.
- Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В. Диалог и сотворчество в образовательном процессе// Мир психологии. - № 2 (66), 2011. С. 175-181.
- Неверкович С.Д, Дмитриев С.В., Быстрицкая Е.В. Образовательная технология становления субъекта профессиональной деятельности// Спортивный психолог. - № 3 (24), 2011. С. 14-22.
- Николаева Н.И. Анализ соответствия профессионального стандарта «Тренер» нормативно-правовым актам и квалификационным требования / Н.И. Николаева, А.П. Матвеев, М.В. Еремин // Теория практика физической культуры. - 2016. – №6, - С. 9- 11
- Николаева Н.И. Сравнительный анализ стандартов профессионального образования направления «Физическая культура»//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 1. - С. 67-70.
- Образцов, П.И. Основы профессиональной дидактики: учеб. пособие для вузов / П.И. Образцов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 267 с.
- Сериков В.В. и Медникова Т.Б. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высш обр. России. - 2014, - №5 - С.34-45.
- Сидоров, А.А. Педагогика: учеб. для студентов, преп., тренеров по дисц. «Физ. культура» / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 272 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – 576 с.
- Шрам, В.П. Основы профессионального мастерства спортивного педагога: Учебно-методическое пособие / В.П. Шрам, А.Б. Бгуашев, Ю.А. Иоакимиди. – Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 2018. – с.
- Шрам, В.П. Теоретический и практический взгляд на имидж учителя физической культуры / В.П. Шрам // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Научные труды юбилейной XV Междунар. конгресс-конф. – пос. Новомихайловский: АзовПечать, 2012. – Т. 1. – С. 184-190.