Файл: Педагогический авторитет преподавателя физической культуры, тренера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 554

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу основных детерминант профессионального мастерства принято относить: знания предмета, педагогическую технологию, педагогическое творчество, педагогический стиль.

Базовой составляющей является система знаний специалиста о современных методиках организации и проведения образовательного и воспитательного процессов, о закономерностях построения учебно-тренировочного процесса, о современной практике физического воспитания и спорта, о метопредметных связях в процессе развития личности занимающегося и т.д[9].

При этом важным элементом профессионального мастерства спортивного педагога может стать знание предмета изнутри, то есть личный спортивный опыт. Второй составляющей мастерства является педагогическая техника понимаемая, как совокупность умений и навыков специалиста, необходимых для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом. Прежде всего, это умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. В содержание самого понятия «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

  • владение своим организмом (мимика, пантомимика);
  • управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
  • социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); \техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив; раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

  • дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
  • технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр[10].

Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими, наиболее общими, умениями:

  • речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности;
  • управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения;
  • актерско-режиссерскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру[11].

В тоже время, без творческого подхода к использованию указанных умений, педагог рискует стать шаблонным и «скучным». Педагогическое творчество обусловлено возникновением в учебно-воспитательной работе разнообразных проблемных ситуаций и стремлением специалиста решать их на основе своего воображения и нестандартного мышления. Иными словами, когда возникает противоречие между актуальным уровнем творческого потенциала педагога и возникающими проблемами при разрешении творческих ситуаций, несоответствие имеющегося опыта с предстоящей деятельностью. Именно это противоречие и составляет сущность творческой ситуации, вызывает состояние особого творческого напряжения, мобилизации всех потенциальных возможностей и служит побудительным толчком к началу творческого мышления.

К основным чертам личности тренера-творца относится его способность гибко реагировать на вопросы практики. Ему свойственны черты исследователя, стремление к обобщениям, способность критически оценивать работу, видеть неполноту своих знаний, умений управлять познавательной деятельностью.

Кроме того немаловажным в работе тренера является умение развивать творческое мышление своих воспитанников. Высокий уровень их спортивного мастерства может быть достигнут при условии проявления творчества самим спортсменом. Умение его самостоятельно формулировать двигательные задачи и владеть двигательным действием на высшем уровне может рассматриваться, как нравственная готовность осознать необходимость творческого труда.

Создание оптимальных условий для творческого развития учеников возможно лишь при творческой работе самого тренера, его творческом саморазвитии. Системообразующими компонентами саморазвития выступают самопознание, самоуправление и творческая самореализация личности тренера в его профессиональном становлении.

Педагогический стиль - это совокупность своеобразных мыслей и действий педагога, отличающая его от других педагогов. Стиль учебно-воспитательной работы педагога неповторимо индивидуален, его ощущают на себе учащиеся (воспитанники).

Оптимальный стиль характеризуется убежденностью в своей мировоззренческой позиции, стремлением к постоянному самосовершенствованию, разнонаправленностью положительных отношений к делу, к самому себе, к воспитуемым. Исходя из выше сказанного, в мастерстве спортивного педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой. Таким образом, педагогическое мастерство спортивного педагога складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.


Значимым личностно – профессиональным качеством спортивного педагога, обеспечивающим успешность взаимодействия субъектов педагогического процесса, является эмпатия. Выявление наличия и условий формирования эмпатийных свойств студентов институтов физической культуры является важным фактором формирования их профессионально – педагогической пригодности.

2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА

2.1 Особенности педагогического мастерства спортивного педагога

Постоянно осуществляемые в мире социально-экономические преобразования создали благоприятные условия для интенсивного обновления структуры и содержания многоуровневой подготовки специалистов, технологий обучения, форм организации образовательного процесса.

Особенно важным является вопрос о профессионально-педагогической подготовке будущих специалистов в области физической культуры и спорта. В условиях инновационного обновления общества важнейшей составляющей данной подготовки выступает проектно-технологическая, которая позволяет будущему специалисту овладеть культурой преобразовательной (инновационной) деятельности в физкультурном пространстве. Проектная культура спортивного педагога является важнейшей проблемой гуманитарной культуры в современном обществе. В настоящее время ее развитие не отвечает выдвигаемым требованиям к становлению нового типа профессионализма (мыследеятельностного) физкультурных кадров[12].

Под проектной культурой спортивного педагога мы понимаем часть общей профессиональной культуры учителя, тренера, которая отражает меру и способ преобразовательного отношения к физкультурно-спортивной практике, выражающегося в повышении её эффективности. В качестве методологических оснований процесса формирования проектной культуры у будущего спортивного педагога в условиях профессионального физкультурного образования выступают культурологический и деятельностный подходы.


Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека, во-вторых, становление его как творческой личности[13]. Деятельностный подход предусматривает не только трансляцию культуры, но и создание условий для овладения нормами, образцами и способами мышления и деятельности, для развития познавательных сил и творческого потенциала личности обучаемого. Он ориентирует педагога на установку, что важнейший фактор развития и самоопределения обучаемого – его активная познавательная, коммуникативная деятельность.

Вышеописанные подходы конкретизируются рядом адекватных им принципов. В педагогической литературе принцип трактуется как исходное положение, руководящая идея, позволяющая учителю знакомить обучаемых с системой знаний, развивать их познавательные интересы и способности, формировать мировоззрение, совершенствовать нравственные качества, интеллектуальные и духовные силы воспитанника.

Принцип задачно-проблемной организации игрового обучения. Во многих исследованиях, посвященных игровому обучению, отмечается, что при конструировании и проведении учебных игр необходима реализация принципа проблемности[14]. В нашем случае необходимо сочетание (системогенез) основных организационных типов обучения. К ним, по мнению Ю.В. Громыко, относятся информационно-заданьевый (упражненческий), задачно-целевой и проблемноситуативный. Поэтому в проектируемом нами учебно-игровом комплексе, направленном на формирование проектной культуры у студентов, использовался комплекс разнообразных форм организации учения/обучения. В зависимости от типа учебных игр и этапа их проведения использовалась та или иная форма организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Принцип событийности, предназначается для обоснования преобразующего взаимодействия педагога и студента. Согласно принципу событийности совместная деятельность, обуславливает всегда формирование их сознания и вообще всех психических процессов, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием её адекватного выполнения.


Принцип контекстности (А.А. Вербицкий). В соответствии с этим принципом обучение строится с учетом профессиональной деятельности обучающегося, чтобы человек при помощи учебы мог решить свои жизненно важные профессиональные проблемы. Принцип предполагает превращение усваиваемой информации из предмета учебной деятельности студентов в средство осуществления квазипрофессионально-педагогической деятельности[15].

Физическая культура – это учебная дисциплина, которая включает в себя все знания, которые необходимы нашей молодежи. К сожалению, мы должны признать, что сегодня в наших школах и университетах нет надлежащего изучения физической культуры, а есть физическое воспитание, где учителя физической культуры, в основном, сосредоточены на подготовке обучающихся к сдаче необходимых нормативов. Объем физической культуры (два часа в неделю или даже меньше) не позволяет учащимся формировать физиологически необходимые нормы физической активности, достаточные для нормального развития основных систем и моторики активно растущего молодого организма. В школах и университетах требуются новые стандарты образования в области физической культуры и спорта.

Развитие ребенка невозможно без физической активности. Физкультура должна быть веселой, а не вынужденной дисциплиной. В федерации школьного спорта видов спорта – игровые, легкая атлетика, плавание, гимнастика. Направления должны представлять интерес занимающихся, а не быть «навязанными», без возможности выбора.

В связи с тем, что существуют такие факторы, как пьянство, курение и наркомания, проблема обеспечения устойчивой мотивации детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом является особенно сложной. Необходимо создать в стране благоприятную социальную среду и условия для систематического занятия спортом.

По данным соцопросов, только 20% учителей физкультуры считают, что нашим детям нужны специальные знания о здоровом образе жизни. Сегодня специалисты физической культуры в своей повседневной педагогической деятельности игнорируют физическую культуру личности, в частности, сокращая курс физического воспитания до достижения стандартов ГТО.

В вузовской системе физического воспитания существует существенная проблема – общая профессиональная культура тренера – преподавателя вуза, его педагогическая способности и компетентность не всегда соответствует времени. Без понимания биохимических процессов, происходящих в организме человека, тренера не смогут оценить срочные и кумулятивные изменения в организме спортсмена, которые происходят под влиянием обучения, что, в свою очередь, может привести к падению результатов. Тренер должен быть хорошим психологом, способным найти индивидуальный подход к каждому спортсмену.