Файл: Педагогический авторитет преподавателя физической культуры, тренера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 557

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое внимание в работе педагогов и преподавателей физической культуры важно уделять, прежде всего, не количественным, а качественным показателям, среди которых стимул ведения спортивного образа жизни. Такой подход к работе с детьми и подростками поможет специалистам физической культуры в дальнейшем решить проблему ухудшения здоровья и плохой физической подготовленности российских студентов и школьников.

Учитывая образ жизни людей в России, необходимо формировать «культ здоровья». Без активного участия семьи и окружающей среды в приобщении детей к физической культуре трудно ожидать значительного улучшения здоровья российской молодежи. Следует понимать, что для успешного развития ребенка, а особенно для развития спортивных талантов, важно одновременно воздействовать на четыре важнейших фактора развития: родительскую заботу и любовь; поддержание физической активности, сбалансированное здоровое питание и комфортная социальная среда.

Специалисты физической культуры и тренеры также должны следить за тем, чтобы из-за нагрузок на тренировках и соревнованиях не возникало угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Физкультура важна, но, несмотря на загруженность и занятость ребенка спортом, ему нужно оставлять свободное время для развития других интересов. Спорт не должен быть его единственным хобби.

Необходимо восстанавливать студенческий спорт и спортивные секции в вузах, в том числе обеспечить информационную поддержку развития студенческого спорта в Российской Федерации. Ученые считают, что особому распространению студенческого спорта будет в значительной степени способствовать разработка примерных учебных программ по физической культуре на образовательных уровнях, учитывающим индивидуальные способности и здоровья учащихся, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с обязательной оценкой эффективности этих программ. Также, увеличению массы студенческого спорта будет способствовать создание туристических клубов в образовательных учреждениях и совершенствование подготовки инструкторов по спортивному туризму.

Развитие физической культуры и спорта в жизни детей является одним из приоритетов социальной политики государства, которое зависит напрямую от уровня подготовки учителей физической культуры.


2.2. Конструктивные условия формирования личности преподавателя физической культуры

В настоящее время процесс физкультурного образования приходит к точке бифуркации, когда прежняя накопительная инерционная система знаний и компетенций уже не отвечает требованиям будущего. Так, современный педагог по физической культуре должен отвечать потребностям послезавтрашнего дня, что проблематично, поскольку специалист (бакалавр или магистр) подготавливается в вузе согласно требованиям ФГОС и реалиям сегодняшнего дня, основанным на анализе вчерашнего опыта. Его профессиональная деятельность по отношению к ученикам будет осуществляться в завтрашнем обществе, подготавливая их к жизни и творчеству в послезавтрашнем социуме. В этом смысле современной может быть лишь творческая деятельность, продукты которой опережают свое время, так как «вызревают из будущего»[16].

Существующая ныне структура физкультурного образования подготовки педагога имеет вид «дерева», когда есть основной ствол - мейнстрим образовательного процесса - научно-обоснованный, технологически выверенный, и критериально обеспеченный, все новые информативные блоки и модули структурированы в той же логике и являются отнесенными к этому «стволовому» знанию как встроенные структуры или дополняющие его. Такие иерархические организационные структуры нашли свое применение в существующих научно образовательных, спортивно-образовательных и физкультурно-образовательных кластерах.

В физкультурно-оздоровительных и инновационно-образовательных кластерах все чаще применяется неформальный стиль управления и строятся соответствующие организационные структуры[17]. Однако, и они имеют существенные недостатки в случае, когда эта система принципиально закрыта:

    1. Рассогласованность стратагем в перспективной организации деятельности кластера;
    2. Объективизация и диссонанс алгоритмов деятельности субъекта;
    3. Герархичность подготовки субъектов и сложность в построении собственной персонифицированной парадигмы деятельности;
    4. Строится на основании и с применением устаревших организационных структур и существующих общественных институтов;
    5. Движение самосознания профессионала: от абстрактного к конкретному (развивающий подход), при требовании в деятельности многократного отрефлексированного перехода от практики к теории и от теории к практике.

В случае «выхода» одного из «игроков» данной системы направление деятельности, где он является ведущим или значимым игроком, перестаёт существовать.

Качественное изменение социального запроса к профессиональному образованию диктует формирование в процессе профессиональной подготовки не обученного специалиста, а обучающегося профессионала. Это в полной мере относится ко всей системе антропно-ориентированного образования, в связи с чем в организационных структурах следует заложить не просто возможность, но необходимость открытости и взаимопроникновения образовательного процесса и различных социокультурных процессов. Наиболее важным здесь является не то, какие знания будет иметь человек, а каков будет сам человек, и как он будет в личных и общественных целях применять свои знания в деятельности.

Гипотезой создания концепции стало предположение о том, что древовидное (центрированное) обучение и гетерархически организованное образование не позволяет в полной мере использовать потенциал личности в интересах совершенствования общества и потенциал общественных связей, отношений и видов деятельности в целях совершенствования личности и деятельности субъекта образования, а ризомно-модульное структурирование физкультурно-педагогического кластера формирует творческое самосознание, поэтому необходимо их совместная реализация структуре управления образованием.

Целевой основой управления образовательной деятельностью является самореализация субъекта[18] в трех основных формах:

Идентификация - переживание индивидом своей тождественности другому человеку, понимание самого себя через другого, для другого и с помощью другого. Внутренний мир человека — это разные люди в его жизни: через себя он видит других, а глазами других - себя.

Индивидуализация - стремление человека быть отличным от других, непохожим и достичь аутентичности, то есть соответствия «Я» реального и «Я» идеального, к которому он стремится. Это осознание своих социально-неповторимых черт человеком - статуса, стиля деятельности, черт характера, особенностей поведения и общения, статуса, социальных ролей, мировоззрения, целей и ценностей.

Персонализация — это расширение своей личности путем воздействия своей личностью на других людей, когда личность осознает свою представленность в других людях и ощущает духовную нацеленность в будущее. Это выход человеческой личности за пределы своей телесной оболочки, нахождение своего места в мире.


В таблице 1 приведены методы формирования самосознания и творчества субъекта при включении его в ризомный образовательный модуль

Таблица 1 - Методы формирования самосознания и творчества субъекта

Логика освоения ризомного модуля

Методы формирования самосознания

Методы само реализации в творческой деятельности

1

2

3

Осознание индивидуального тезауруса и тезауруса научной теории и технологии.

Методы когнитивной и личностной самоатрибуции, самоактуализации потребностей в обучении Ретрорефлексия внутреннего и внешнего планов действий.

Методы предметно-технологических установок и личностных интенций на совместную деятельность. Репертуар каузальных и ориентировочных схем, социальных атрибуций и идентификаций

Освоение или создание принципов отбора предметного содержания знаний

Методы организация предметного содержания информации в соответствии с индивидуальными

Снятие модели с объекта и проекция модели на предмет обучения

Проявляется «Я-

особенностями личности

идентичность» и ролевые образы индивидуальности.

Инсептивные методы индивидуального учения и

Методы предметнотехнологических установок и

Коррекция методов, предметно-технологических

концептуальной организации и предметно-знаковой референции.

личностных интенций на совместную деятельность

установок и личностных интенций на совместную деятельность, а так же синтонического общения и раппорта.

Поиск или воссоздание когнитивных и операционных медиаторов для модерации и предметной рефлексии.

Методы когнитивной и личностной саморегуляции, и саморефлексии

Модерация предметной рефлексии и реализация когнитивных и операционных медиаторов деятельности

Методы проспективной рефлексии.

Ретрорефлексивные и конативные компоненты внутренних действий.

Оценка и рефлексия «Я-идентичности» и ролевых образов индивидуальности и профессиональных позиций

Создание системы репрезентаторов и конвенциональных правил интерпретации объекта познания

Методы организации предметного содержания информации в соответствии с конвенциональных правилами и установками индивидуальными особенностями личности

Ментальные

технологические

самозадания,

сориентированные по мере субъекта и по мере объекта, и реализация в творчестве нормативных и дидактических моделей


Требования к ризомному модулю в профессиональном физкультурно-педагогическом образовании[19]:

Безинерционность. Для того чтобы инициировать проектирование и организацию ризомного модуля обучения, студент, как и преподаватель вуза должен отвлечься от груза имеющихся знаний, интерпретаций, смыслов и позиций, чтобы свободным неотягощенным мыследействием нетривиальным образом рассмотреть вполне знакомые процессы и явления. Безинерционность так же относится и к технологиям обучения. В этом случае не порицается а поощряется перескакивание с одного предмета на другой, неожиданные идеи и нелогичные толкования

Инсептивность. Как было указано ранее деятельность по освоению ризомного модуля должна быть инициирована самим студентом, не только как факт, но и как познавательная траектория

Объектность. Возможно и необходимо изучать объект не с его поверхности и внешних проявлений, а с сетевых сущностных характеристик. При этом сущностные характер для каждого исследователя и для каждого научного аспекта будут выглядеть по-своему. Согласно теории капли воды, в которой отражен весь мир, в любом даже самом знакомом объекте исследователь найдет белые пятна, изучение которых позволит максимально актуализировать, творя потенциал и сформировать профессиональное творческое самосознание студентов.

Синергетичность. Инициирование студентами процесса освоения ризомного модуля способствует самоорганизации познавательного процесса, когда студенты многократно обращаются то к ранее изученному, то к будущему результату, то к главному системообразующему отношению, то к внешним проявлениям системы знаний, исходя из индивидуальных образовательных потребностей, все более тонко осознавая их. Такой творческий процесс познания характеризуется многократностью переходов от теории к практике и от практики к теории.

Прескриптивность. При логическом древовидном обучении педагог, как правило знает, чему дальше будет обучать студента, что и как тот должен освоить. Исходя их ретроспективной рефлексии (рефлексии результата) и проспективной (анализа процесса проектирования и программирования результата). При ризомном подходе к обучению результаты учеб деятельности является результат творчества студента, и он сам обладает «властью знатока» своего будущего результата, и анализирует процесс своего познания и творчества с позиции приближенности к желаемому результату. Таким образом, осуществляется прескрептивная рефлексия предмета обучения, объекта, процесса творчества и формирования самосознания преподавателя физической культуры.