Файл: История становления и развития отечественного законодательства теории юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При реорганизации в форме присоединения согласно п. 3 ст. 17 Закона о госрегистрации в регистрирующий орган по месту нахождения общества, к которому осуществляется присоединение, представляются:

а) заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного общества по форме N Р16003, утвержденной Приказом ФНС.

Заявителем при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа общества, прекращающего деятельность в результате реорганизации, или иное лицо, действующее от имени общества, прекращающего деятельность, без доверенности (Постановление ФАС Центрального округа от 15.02.2006 N А35-4411/05-С25). Подпись на заявлении должна быть нотариально засвидетельствована (за исключением случаев направления электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью). Также на заявлении указываются паспортные данные и ИНН (при его наличии) (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации).

б) договор о присоединении;

в) передаточный акт.

К заявлению должны быть приложены доказательства опубликования в Вестнике государственной регистрации двух сообщений о реорганизации.

До 1 сентября 2014 г. (дата вступления в силу федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, далее - Закон N 99-ФЗ) при реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения необходимо было составлять разделительный баланс, а в форме слияния, присоединения и преобразования - передаточный акт.

С 1 сентября 2014 составление такого документа как разделительный баланс не предусмотрено (ст. 58 ГК РФ).

С 01.09.2014 после вступления в силу Закона N 99-ФЗ остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации юридического лица в форме присоединения, слияния и преобразования. В соответствии с этим федеральным законом из ст. 58 ГК РФ исключено упоминание о передаточном акте как основании перехода прав и обязанностей реорганизуемого в данных формах юридического лица к его правопреемнику. Однако ст. 59 ГК РФ указывает на необходимость составления этого документа независимо от формы реорганизации[63].

Указание на необходимость подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта осталось и в других федеральных законах:

- п.п. 2, 5 ст. 52, п. 4 ст. 53, п.п. 2, 4 ст. 56 Закона об ООО;

- абзац второй п. 2, п. 5 ст. 16, абзац второй п. 2, п. 5 ст. 17, пп. 8 п. 3, п. 4 ст. 20 Закона об АО;


- пп. "д" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации.

Поэтому представляется, что до появления официальных разъяснений или новой правоприменительной практики следует все же составить передаточный акт в связи с реорганизацией юридического лица в любой форме.

2.3 Ликвидация юридического лица. Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией

Ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ,абзац второй п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), абзац второй п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)).

Хозяйственное общество может быть ликвидировано:

а) добровольно по решению общего собрания участников (акционеров) (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 1 ст. 57 Закона об ООО, п. 1 ст. 21 Закона об АО);

б) по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ):

- в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО;

- в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

Ликвидация хозяйственного общества производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 61-64.2 ГК РФ[64].

Для осуществления необходимых процедур формируется ликвидационная комиссия, к которой переходят полномочия по управлению юридическим лицом (п. 3 и п. 4 ст. 62 ГК РФ).


В процессе ликвидации юридического лица:

- предпринимаются меры по выявлению кредиторов юридического лица и предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования (п. 1 ст. 63 ГК РФ);

- соблюдается особый порядок увольнения работников в соответствии со ст. 180 ТК РФ;

- составляются промежуточный и ликвидационный балансы (п. 2 и п. 6 ст. 63 ГК РФ);

- при недостаточности денежных средств производится реализация имущества юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ);

- производятся расчеты с кредиторами юридического лица (ст. 64 ГК РФ).

Если стоимость имущества общества, в том числе, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только через признание его несостоятельным (банкротом)[65].

В этом случае, а также при наличии признаков банкротства ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)")[66].

При возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами, составления ликвидационного баланса и его утверждения ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками ООО, акционерами АО. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 58 Закона об ООО, п. 1 ст. 23 Закона об АО).

Порядок ликвидации юридического лица регламентируется ст.ст. 61 - 64.1 Гражданского кодекса РФ.


Ликвидация общества влечет прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) и п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)). Поэтому в целях защиты интересов кредиторов для процедуры ликвидации юридического лица и ее регистрации предусмотрено несколько этапов[67].

Учредители (участники) общества или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны письменно, с приложением решения о ликвидации, уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества в течение трех рабочих дней после даты принятия решения (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации). В частности, уведомление направляется уполномоченным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (например, генеральным директором).

Формы уведомления и заявления, представляемых в регистрирующий орган, а также требования к их оформлению утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ ФНС России).

Уведомление представляется по форме N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица (п. 2.1 уведомления).

Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений в регистрирующий орган влечет административную ответственность, предусмотренную п.п. 3, 4 ст. 14.25 КоАП.

На основании такого уведомления, в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации[68].

С этого момента не допускается:

- регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;

- регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо;

- регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

После назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также после утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 62, п. 2 ст. 63 ГК), необходимо уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20Закона о госрегистрации) по форме N Р15001 в связи с принятием соответствующих решений (п.п. 2.2 и 2.3 уведомления).


С 30.03.15 о таких решениях должен уведомить руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Ранее данная обязанность возлагалась на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации[69].

Если в ликвидируемом обществе несколько участников (акционеров), возникает вопрос о том, кто именно должен подписывать формы уведомлений. Решение о ликвидации общества относится к компетенции общего собрания участников (акционеров) общества (пп. 11 п. 2 ст. 33Закона об ООО, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Нормативными актами не конкретизировано, каким образом коллегиальный орган общества, принявший решение о его ликвидации, может выполнить эту обязанность, поскольку согласно п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации заявителями могут быть только физические лица. Как показывает судебная практика, им может быть лицо, председательствующее на общем собрании участников ООО, принявшем решение о ликвидации общества, или участник общества, уполномоченный на это решением общего собрания участников общества, которым может быть и ликвидатор (например, Постановления ФАС Уральского округа от 15.03.2011 N Ф09-782/11-С4, от 27.09.2006 N Ф09-8446/06-С4[70]).

После внесения записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица может быть проведена налоговая проверка (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации для регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление по форме N Р16001, утвержденной Приказом ФНС России. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации, расчеты с его кредиторами.

Заявителем, согласно пп. "г" п. 1.3. ст. 9 Закона о госрегистрации, может быть руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев направления электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1.2. ст. 9 Закона о регистрации);

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины (квитанция или платежное поручение с отметкой банка о его исполнении) представляется в подлиннике. Пошлина уплачивается в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 800 рублей (20% от размера пошлины за регистрацию создания юридического лица);