Файл: Понятие и факторы оценки эффективности менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- механизмов внутренней координации;

- процедур стимулирования;

- системы информации;

- структуры принятия решений.

В данном случае можно прийти к весьма значительному числу возможных формальных комбинаций, которое, однако, можно уменьшить, учитывая специфические характеристики каждой организации и повторяемость многих рассмотренных комбинаций.

Таким образом, с учетом природы организации, ее размеров некоторые комбинации исключаются сами собой. Организация малых размеров, например, действуя на рынке с острой конкуренцией, практически не в состоянии учитывать внутреннюю информацию в большей степени, чем внешнюю. Кроме того, сделанный набор не свободен от влияния порядка, которого он касается: так, эффективность организационной формы матричного типа сильно зависит от качества внутренней информации и может быть повышена лишь в том случае, если организация способна исходить прежде всего из внутренней информации (о самой себе), подчинив ей внешнюю информацию (о ценах) .

Каковы бы не были принятые критерии, число возможных комбинаций сокращается, так как сами поиски эффективности порождают издержки. Это структурные издержки, то есть стоимость выбора той или иной организационной структуры. К структурным издержкам добавляются динамические, или поисковые издержки, то есть стоимость нахождения наиболее адаптированной организационной структуры с учетом избранных критериев и обеспечения перехода к этой структуре. С другой стороны [6, с.23], параметром эффективности называют наиболее важные параметры функционирования системы, которые позволяют оценить качество решения проблемы и достижение поставленных перед системой целей. Для экономической организации в качестве параметров эффекта могут рассматриваться параметры: стоимость и (или) время создания; доход, прибыль (убытки) за фиксированный период и т. д. Параметры эффекта представляют систему ее создателю и среде. Поэтому при выборе состава параметров эффекта учитывают как то, ради чего создается система, так и цели исследования.

В качестве критериев эффективности в производстве часто используются обобщенные показатели:

  1. объем производства (абсолютный показатель);
  2. прибыль (абсолютный показатель);

3) рентабельность (показатель чистой эффективности, относительный показатель);

4) время.

К критериям эффективности социального управления часто относят:

  1. уровень производительности труда, соотносимый с мировыми показателями;
  2. уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и в сравнении с другими государствами.

К частным показателям, используемым в управлении, относятся:

- показатели использования различных ресурсов: труда, основных фондов, инвестиций;

- показатели, характеризующие труд в сфере управления: снижение трудоемкости обработки управленческой информации; сокращение сроков обработки информации; сокращение потери рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организа­ции труда; сокращение управленческого персонала; уровень ме­ханизации, автоматизации и компьютеризации трудоемких операций в сфере управления.

Эти показатели являются количественными и могут измеряться. Но имеются и чисто качественные показатели, например повышение квалификации управленческого персонала, качество работы, улуч­шение условий труда, обоснованность управленческих решений, культура управления.

Критерии и показатели в разных областях могут дифференцироваться по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовной, культурной.

Подходы к эффективному управлению основаны на принципе обобщения (определение общих, присущих всей системе характеристик), что помогает при решении сложных задач управления.

Существует две группы обобщений, касающиеся эффективного управления:

а) связанные с результатами и ресурсами управления;

б) связанные с затраченными усилиями.

При эффективном развитии организации в позитивном направлении следует учитывать следующие обстоятельства:

- результаты в управлении обычно достигаются путем использова­ния благоприятных возможностей;

- для получения результатов ресурсы должны быть сконцентриро­ваны на использовании благоприятных возможностей;

- одной компетентности может быть недостаточно, необходимо за­хватывать новые лидирующие положения;

- любое лидерство может быть скоротечно;

- все существующее подвержено устареванию;

- ресурсы ограничены, и часто кажется, что они неправильно распределяются;

- концентрация ресурсов - это ключ к реальным экономическим результатам.

Питерс и Уотермен, определяя эффективное управление, вводят наиболее общие критериальные подходы к эффективности в менеджменте, такие как:

- ориентация на действие и на достижение успеха;

- всегда находиться лицом к потребителю;

- самостоятельность и предприимчивость;

- производительность труда;

связь производства с жизнью и ориентация на ценности;

- верность своему делу и организации;

-простота формы и минимальный штат управления;


-централизация и децентрализация одновременно [14, c.208].

Критерии эффективности управленческих органов и должностных лиц включают (табл. 8):

- степень соответствия направлений, содержания и результатов управ­ленческой деятельности к тем ее параметрам, которые обозначе­ны в стандарте, правовом статусе органа и государственной долж­ности;

-законность решений органов управления и должностных лиц;

- реальность управленческих воздействий, переводящих управленческую систему из одного состояния в другое - более высокое и эффективное;

- характер и объем взаимосвязей управленческих структур с непосредственными работниками;

- содержание любых управленческих документов в связи с их соотношением к запросам и потребностям людей;

Таблица 1.2.1.

Критерии эффективности управления компании по Синку

Критерий

Признаки

Действенность

Реализация целей, задач и операций: а) вовремя; б) с нужными свойствами; в) в достаточном количестве

Экономичность

Выражается отношением количества ресурсов, которые следовало потребить, к фактически использованным ресурсам

Качество

Соответствие спецификациям, под которыми понимается своевременность, комплексность качественных признаков и анализируется удовлетворен­ность покупателя

Производитель­ность

Описывается коэффициентом, представляющим собой отношение числи­теля как измерителя действительности к знаменателю - измерителю экономичности

Качество трудовой жизни

Понимается реакция людей на условия труда и жизни в организационных системах, которые включают удовлетворенность людей условиями труда, чувство безопасности, уверенность

Нововведения

Это творческий процесс приспособления продукта к условиям, структуре организации, к изменениям во внешней и внутренней среде, процесс поддержания интереса к новой продукции с позиции потребителя

Прибыльность

Это мера/совокупность мер, характеризующих взаимосвязь между финан­совыми ресурсами и характером их использования. Простейшая форма прибыльности: реализация минус издержки

- меру обеспечения в решениях управленческих структур элементов престижа, организационной культуры и фирменного стиля организации;


- правдивость и целесообразность управленческой информации;

- нормы морали и этики, свойственные организации [21, c.135].

Эдвард Деминг предложил путь трансформации статичности американского стиля управления в динамичность. Им была оценена эффективность управления организацией и описана суть управления качеством на основе использования статистических материалов (табл. 1.2.2.).

Таблица 1.2.2.

Основные факторы повышения эффективности деятельности организации по Демингу.

Наименование

Основные признаки

1

2

3

1

Выработка постоянной цели, направленной на улучшение качества продукции и обслу­живания

Радикально новое определение роли компании, для которой харак­терна не тотальная погоня за прибылью, а сохранение бизнеса и обеспечение работы по введению новшеств, научному поиску, постоянное совершенствование и поддержка высокого уровня качества

2

Принятие новой философии

Борьба с проявлением терпимости к плохому качеству работы и плохому обслуживанию

3

Переход от принципа мас­сового контроля на выходе к совершенствованию всей цепи процесса производства продукции

Устранение ранее распространенных методов контроля продукции после ее схода с линии сборки (на основных стадиях линии сборки), при котором выявляются дефектная продукция; переход к прин­ципу, на основании которого качество должно стать не результатом контроля, а результатом совершенствования рабочего процесса

Таким образом, при оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

2. Анализ внутренней среды организации (на примере ООО «Домашний»)


2.1. Оценка финансового состояния организации ООО «Домашний»

ООО «Домашний» - крупнейшая быстро развивающаяся сеть универсамов и супермаркетов Закамского региона, занимается розничной торговлей с 2005 года. На сегодняшний день сеть насчитывает двадцать две торговые точки. Цель деятельности - насыщение рынка высококачественными товарами.

Миссия компании: сделать посетителя магазина - довольным покупателем, довольного покупателя - постоянным покупателем, постоянного покупателя - сторонником торговой сети «Домашний». Постоянно прикладывать максимум усилий, для того чтобы посетители радовались приемлемым ценам, широкому ассортименту товаров, качественному обслуживанию.

Форматы, в котором работает «Домашний» - супермаркеты и универсамы, предлагают своим покупателям доступные цены, стабильный сбалансированный ассортимент и удобство совершения покупок. «Домашний» - магазин для всей семьи, где каждый найдет товар по своему вкусу.

Сеть насчитывает более 300 партнеров по поставкам товаров для сети - крупнейшие национальные и транснациональные компании.

Диагностика финансовой деятельности осуществляется на основе обобщения и анализа обширной информации, которая характеризует внутренние процессы хозяйствования в их стоимостном выражении.

Проведем анализ финансовых коэффициентов ООО «Домашний».

Анализ показателей ликвидности и платежеспособности

ООО «Домашний» за 2014-2016 гг. представлен в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Анализ показателей ликвидности и платежеспособности

ООО «Домашний», 2014-2016 гг., доли единиц

Показатели

Оптимальное

значение

показателя

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Изменение за период

(+, -)

2014-2012 гг.

2016-2015 гг.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,5

0,08

0,09

0,02

0,01

-0,07

Коэффициент быстрой ликвидности

0,8

1,41

1,38

1,25

-0,03

-0,13

Коэффициент текущей ликвидности

2

4,00

3,11

3,76

-0,89

0,65