Файл: Товароведение и его задачи в условиях рыночной экономики в мясоперерабатывающей промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования Человек в течение всего своего существования был связан с различного рода товарами. В процессе его жизнедеятельности постепенно зарождались экономические связи и торговые отношения. При возникновении бартерной системы, люди столкнулись с определёнными трудностями - необходимо было оценивать свойства товаров, помимо этого, сведения о товарах были нужны для выгодного осуществления торговых сделок. Таким образом, объективная потребность в достоверных данных о товарах, их функциях и показателях качества обусловила появление особых источников информации, содержащих описание товаров и правила по их использованию. Эти события заложили основу для формирования такого рода науки как товароведение.

С постепенным развитием социума и распространением в нём экономических связей, товароведение усиливало свои позиции – как комплекс определённых знаний о товаре, его свойствах и качестве.

Цель работы состоит в исследовании роли товароведения на примере мясоперерабатывающей промышленности.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

  • исследовать цели, задачи, принципы и методы товароведения;
  • рассмотреть роль информационного обеспечения в товароведении;
  • провести товароведную экспертизу колбас;
  • сделать выводы по результатам товароведной экспертизы.

Объектом исследования является колбаса «Докторская».

Предметом исследования является качество образцов вареной колбасы «Докторская».

Теоретическая и методологическая база исследования. В качестве теоретической основы исследования использованы научные работы, публикации по товароведению. В соответствии с поставленными целями и задачами были выбраны следующие методы исследования, которые были выстроены в методологию: метод теоретических обобщений, индукции, синтеза, статистического сбора и оценки данных, графического анализа, экспертных оценок, а также приёмы классификации.

Структуры работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты товароведения


1.1. Цели, задачи, принципы и методы товароведения

Товароведение – это комплекс определённых знаний о товаре, его свойствах и качестве.

На сегодняшний день основными задачами товароведения являются:

  • изучение и последующая разработка научных принципов формирования терминологии в сфере товароведения;
  • изучение и обнаружение общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров;
  • изучение и последующая разработка принципов, методов управления качеством товаров, ассортиментом товаров в области товарообращения;
  • управление качеством товаров на всех стадиях производства[1].

В соответствии с вышеизложенным, основополагающая цель товароведения заключается в обеспечении насыщения потребительского рынка конкурентоспособными товарами высокого качества и достаточного ассортимента. Товароведение как наука основывается на основных принципах: обеспечение безопасности, совместимости, взаимозаменяемости, систематизации товаров и их эффективности[2].

Безопасность — это принцип, который заключается в требовании отсутствия недопустимого риска, обусловленного возможностью нанесения реализуемым товаром вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей[3].

Совместимость представляет собой принцип, предусматривающий необходимость обеспечения пригодности товаров к совместному использованию, которое не вызывает нежелательных взаимодействий. При формировании ассортимента, выборе оптимального режима хранения и упаковки, в первую очередь, учитывается совместимость товаров.

Обеспечение взаимозаменяемости обуславливает применение принципа, определяемого пригодностью одного товара, процесса либо услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Систематизация – это принцип, предполагающий установление конкретной очередности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг. Систематизация обладает колоссальной значимостью, так как даёт возможность объединить объекты во взаимосвязанные и взаимоподчиненные группы.

Обеспечение эффективности представляет собой принцип, предусматривающий необходимость достижения наиболее оптимального результата при изготовлении, упаковке, хранении, реализации и эксплуатации товаров[4].


В товароведении используются различные методы[5].

Теоретические методы – методы, базирующиеся на мыслительных действиях, с целью познания и исследования действительности. Они включают в себя: анализ, сравнение, синтез и диагностирование.

Эмпирические методы предусматривают применение средств измерений, позволяющих установить реальные значения характеристик исследуемых объектов. Данные методы содержат методы - операции (измерительные, органолептические) и методы - действия (обследование, мониторинг).

Практические методы базируются на технологических операциях, предназначенных для установления таких характеристик товара, таких как: качество, количество, товарная информация, и обеспечения их сохранности в процессе товародвижения. Практические методы применяются товароведами в профессиональной деятельности для того, чтобы обеспечить рациональное товародвижение.

Органолептический метод, который имеет физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение в научной и практической товароведной оценке качества товаров.

Товароведение прошло большой путь развития со времён глубокой древности до наших дней. Методы изучения качества и других вопросов товароведения совершенствовались, но его основные принципы оставались неизменными. Будучи наукой с широким социальным направлением, товароведение направлено на удовлетворение потребности населения в получении объективной и достоверной информации о качестве и безопасности товаров, в том числе и продовольственных товаров[6].

1.2. Информационное обеспечение товароведения

Современное общество является обществом потребления, с каждым днем возрастает количество продаж различных товаров и услуг, в подобных условиях возрастает нагрузка на сферу торговли, а значит на специалистов, занятых учётом товаров - товароведов. Рост нагрузки означает увеличение поступающей и передаваемой конечным потребителям информации.

С точки зрения товароведения наибольшую важность представляет свойство информации, как средства формализации товара (услуги), поскольку она характеризует особенности производства, распределения, хранения и конечного потребления, данное свойство информации должно сильнее всего законодательно регламентироваться, в силу возможных последствий для конечного потребителя[7].


Можно привести такой пример, есть некий продукт, который имеет свойство прийти в негодность через 6 месяцев интенсивной эксплуатации, а производитель указывает гарантийный срок – 3 месяца, то есть, ставя тем самым потребителя в невыгодные условия. Стоимостная оценка информации как товара базируется на её целевом назначении, то есть информация, равно как и деньги имеет мало смысла ради самой себя. Для товароведения особую значимость имеет свойство информации персоналифицировать собственность, то есть производитель остается обладателем рецепта (или технологического решения) после того, как реализует неограниченно большое количество копий своего товара (услуги), что налагает на него особенную ответственность, ведь часто бывает так, что выходя на рынок с продуктом, компания вкладывает средства (при производстве используются качественные ингредиенты, выдерживается рецептура), а после того, как массовый потребитель становится приверженцем продукта, компания вводит обновленный регламент технических условий (ТУ), который существенно меняет состав, при этом потребитель, покупая по привычке, зачастую неспособен выявить отличия, хотя это может нарушать его право на достоверность, а точнее её объективное восприятие, в силу многократного использования[8].

Свойство информации нести пользу обществу должно быть основной для товароведения как практической науки, дело в том, что многие изобретения в силу развития их общедоступности способствовали развитию общества, в качестве примера можно назвать развитие радио, телевидение, Интернет, то есть несмотря на манипулирование общественным мнением, перечисленные средства способствуют тому, что люди могут узнавать о том, что позволит им справляться с какими-то жизненными проблемами. Тоже самое, характерно и для товаров, если руководствоваться исключительно материальными выгодами, в ущерб качеству товаров (особенно продуктов питания, в том числе для детей), то это может привести к тому, что общество в будущем лишиться возможности иметь здоровую рабочую силу, которая всегда выступает ключевым фактором производства[9].

Различные смысловые нагрузки могут вести к тому, что информация о компании, её продукте может быть воспринята потребителем неоднозначно. Дело в том, что компания формирует информационное пространство, которое можно сравнить с упаковкой, которая окружает продукт и зачастую определяет его субъективное восприятие.


То есть можно говорить о том, что информация играет особую роль в обществе потребления, однако если говорить о товарной информации, то она представляет наибольший интерес для специалистов в области товароведения и имеет ряд особенностей, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Особенности информации в товароведении[10]

Тип информации

Характеристика

Основополагающая

основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности

Коммерческая

сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках. нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ОКВЭД. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование

Потребительская

сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями

При подаче товарной информации могут использоваться слова, цифры,
рисунки, символы, штрих-коды. При должном применении, перечисленные типы информации могут придавать различную смысловую нагрузку, однозначными можно считать сведения, которые используют компьютерные средства считывания (цифры и штрих-коды), остальные могут интерпретироваться покупателем, что может создавать для него определенные угрозы искаженного восприятия. Например, красивая упаковка недорогого товара для ребенка ведет к тому, что пробуждаемая в нем потребность оказывает влияние на его родителей, которые делают покупку, несмотря на очевидную дороговизну товара. В этой связи становится актуальным информационное обеспечение товароведения (далее ИОТ), дисциплина, имеющая свои особенности (рис. 2).