Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Определение конфликта ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, была установлена взаимосвязь между стилями поведения сотрудников и используемых ими методами работы с конфликтами: сотрудники, работающие более эффективно, стараются разрешать конфликты мирным путем. Предполагается, что сотрудники увлечены рабочим процессом и мотивированы высокой заработной платой, вследствие чего настроены на быстрое разрешение конфликтной ситуации и сведение ее последствий к максимально эффективным, путем использования интегративных стилей поведения.

Для руководящего состава подразделения данный факт может оказаться довольно полезным, поскольку может использоваться при составлении рабочих графиков и смен сотрудников. Другими словами, управляющий должен максимально вовлечь мастеров и специалистов в трудовой процесс с целью минимизации свободного времени у сотрудников для развития и поддержания конфликтов с коллегами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие любого общества, любой социальной группы или общности, а также отдельного индивида является сложным процессом, который связан с возникновением и разрешением противоречий. В ходе исследования было установлено наличие большого количества определений конфликта, отличающихся друг от друга в зависимости от позиций различных авторов.

В ходе обзора литературы по изучаемому вопросу удалось определить основные функции конфликта, его структуру, причины возникновения в организации, а также методы работы с данным явлением.

Для практической части исследования был выбран Центр красоты Forte Club SPA – подразделение крупнейшего предприятия среди оздоровительных центров Саратовской области. Автором был проведен SWOT-анализ подразделения, проанализированы основные экономические показатели, а также рассмотрена организационная структура Forte SPA.

Автор провел исследование организационного психологического климата в Forte Club SPA, выявил особенности, а также причины конфликтов в данном подразделении предприятия Forte Club. Основными проблемами Forte SPA, препятствующими более эффективной работе подразделения, являются:

  • высокая частотность возникновения конфликтов;
  • неразвитость системы сотрудничества и взаимопомощи;
  • общая удовлетворенность рабочим процессом и трудом;
  • недовольство сотрудников поведением и личными особенностями коллег (основная причина возникновения конфликтов, по мнению большинства сотрудников Forte Club SPA);
  • личностные проблемы одного из сотрудников, вследствие которых он прибегает к использованию доминирующего стиля поведения в конфликте;
  • разногласия о необходимости проведения тренингов в подразделении.

Также, в ходе исследования были подтверждены выдвинутые ранее гипотезы.

Во-первых, установлена связь между эффективностью труда работников и используемых ими методов работы с конфликтами: чем выше производительность труда отдельного сотрудника, тем чаще он прибегает к использованию интегративных методов работы с конфликтами (корреляция сильная - 0,769).

Во-вторых, удалось установить, что чем выше стаж работы сотрудника, тем чаще он прибегает к использованию интегративных методов работы с конфликтами (корреляция - 0,692).

По результатам проведенного исследования была разработана система рекомендаций, основными пунктами которой являются:

  • ежеквартальное проведение культурно-развлекательных мероприятий, нацеленных на сплочение коллектива;
  • проведение тренингов по грамотной работе с конфликтами циклично раз в полгода;
  • проведение управляющим Forte Club SPA беседы с подчиненными с целью разъяснения сотрудникам необходимости командной работы мастеров смежных направлений;
  • привлечение специалиста для проведения курса из 4 бесед с выявленным «проблемным» сотрудником для выявления его личных психологических трудностей и работы с ними.

В результате внедрения данных мероприятий предполагается увеличение прибыли не только по отдельно рассматриваемым сотрудникам, но и по всему подразделению Forte Club SPA. Данные изменения ожидаются в результате стабилизации социально-психологического климата на предприятии, развития системы взаимопомощи и сотрудничества, а также общей удовлетворенности рабочим процессом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Большаков, А.Г. Конфликтология организаций [Текст] / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М. : МЗ Пресс, 2011. – 182 с.
  2. Волков, Б.С. Конфликтология [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. – М. : Академический проект, 2013. – 381 с.
  3. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология [Текст] : учебник / Д.К. Захаров, А.Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 240 с.
  4. Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.
  5. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] : 3-е изд., перераб. и доп. / С.М. Емельянов. – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.
  6. Зайцев, А.К. Социальный конфликт [Текст] / А.К. Зайцев. – М. : Academia, 2015. – 464 c.
  7. Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления [Текст] / К.В. Решетникова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 175 с.
  8. Розанова, В.А. Психологические особенности конфликтов [Текст] / В.А. Розанова, Н.В. Беседина // Управление персоналом. - 2014. - №3. - С. 42-46.
  9. Светлов, В.А. Конфликт [Текст] : модели, решения, менеджмент: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В.А. Светлов. - СПб. : Питер, 2015. - 539 с.
  10. Соловьев, А.В. Конфликты на государственной службе [Текст] : типология и управление / А.В. Соловьев. – М. : Альфа Пресс, 2008. – 142 с.
  11. Терентьев, В.К. Междоусобицы в организациях [Текст] : руководство по управлению служебными конфликтами / В.К. Терентьев. – Чебоксары :ПБОЮЛ Л.А. Наумов, 2010. – 223 с.
  12. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента [Текст] / В.В. Травин, В.А.Дятлов. - М., 2016. – 365с.
  13. Уизерс, Б. Управление конфликтом [Текст] / Б. Уизерс. – СПб. : Питер, 2014. – 174 с.
  14. Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров [Текст] : учебно-методическое пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – М. : МИРОС, 2012. – 174 с.

Приложение 1

Функциональная направленность конфликтов в организации

Функции конфликта

Направленность и последствия конфликтов

Позитивные

Негативные

Интеграция персонала

Разрядка напряженности
в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов

Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии

Активизация социальных связей

Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства

Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству

Сигнализация об очагах соц. напряженности

Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива

Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом

Инновация, содействие творческой инициативе

Повышение активности
и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям

Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений

Трансформация (преобразование) деловых отношений

Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия

Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восста­ новления деловых отношении и партнерского сотрудничества

Информация об организации и ее персонале

Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка»

Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями

Профилактика противоборств

Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях

Нагнетание напряженности
и враждебности; уклонение от примирительных процедур


Приложение 2

SWOT-анализ Forte Club SPA

Strengths – сильные стороны

Weaknesses – слабые стороны

  1. Наличие квалифицированного персонала, что позволяет оказывать услуги класса люкс.
  2. Хорошая мотивация сотрудников (система премий и бонусов).
  3. Развитая информационная система и систематизация документооборота.
  4. Наличие налаженных партнерских отношений.
  5. Удобное расположение и наличие собственного паркинга.
  6. Высокое качество предоставляемых услуг.
  7. Индивидуальный и гибкий подход к каждому клиенту.
  8. Инновационное и уникальное для города оборудование.
  9. Широкий спектр оказываемых услуг.
  10. Большинство услуг Forte Club SPA оказывает единственный в городе.
  1. Нестабильное финансовое положение из-за относительной молодости компании.
  2. Частые задержки выплат по заработной плате.
  3. Недостаточная рекламная политика.
  4. Отсутствие программы продвижения услуг.

Opportunities - возможности

Threats - угрозы

  1. Расширение и совершенствование рекламной кампании.
  2. Увеличение количества постоянных клиентов за счет внедрения системы скидок и бонусных программ.
  3. Увеличение доли рынка.
  4. Постоянная закупка новейшего для данной сферы оборудования.
  5. Улучшение навыков администраторов.
  1. Увеличение доли рынка основных конкурентов.
  2. Уменьшение цен на аналогичные (если таковые имеются) услуги у конкурентов.
  3. Потеря клиентов.
  4. Открытие в городе SPA-салона премиум класса.
  5. Спад спроса из-за сложившейся кризисной ситуации в стране (март 2016 г.).

Приложение 3

Первичная анкета для сотрудников Forte Club

  1. Как часто возникают конфликты в Вашей организации?
  • раз в неделю;
  • раз в месяц;
  • раз в полгода;
  • раз в год;
  • другое (укажите, что) _______________________
  1. По какой причине у Вас возникают конфликты на предприятии?
  • неудовлетворительная работа сотрудников и коллег;
  • плохие бытовые условия;
  • нарушение трудовой дисциплины;
  • распределение премий;
  • распределение отпусков;
  • недостатки в поведении коллег;
  • личные особенности коллег;
  • определенные поступки Ваших коллег;
  • другое (укажите, что) ________________________
  1. Довольны ли Вы взаимоотношениями со своими коллегами?
  • да, я доволен своими отношениями в коллективе;
  • не совсем, однако, я считаю, что не бывает идеальных отношений между людьми;
  • мне все равно на взаимоотношения в коллективе, я привык работать сам за себя;
  • нет, меня полностью не устраивают сложившиеся в коллективе взаимоотношения;
  • другое (укажите, что) ________________________

  1. Как развиты взаимопомощь, поддержка, сотрудничество в Вашем коллективе?
  • мы всегда стараемся прийти друг другу на помощь;
  • коллеги не столь явно выражают свою поддержку в трудную минуту, однако, в сложных ситуациях всегда готовы пойти навстречу;
  • в большинстве случаев всем все равно на проблемы других;
  • в нашем коллективе никто никогда не сотрудничает друг с другом;
  • другое (укажите, что)________________________
  1. Какая атмосфера, по Вашему мнению, царит в организации?
  • довольно напряженная;
  • нормальная;
  • отличная, атмосфера располагает к эффективной трудовой деятельности;
  • другое (укажите, что)________________________
  1. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с непосредственным менеджером?
  • да, я считаю, что у меня хорошие отношения с начальством;
  • по большей степени мне все равно на взаимоотношения с руководством;
  • нет, я постоянно конфликтую с начальством;
  • другое (укажите, что)________________________
  1. Удовлетворены ли Вы своей трудовой деятельностью?
  • да;
  • нет;
  • другое (укажите, что)________________________
  1. Готовы ли Вы принять участие в следующих этапах исследования?
  • да;
  • нет.
  • при определенных условиях (каких именно _____________________)

Ф.И.О.

Приложение 4

Анкета для сотрудников Forte Club

Мы проводим исследование конфликтов на предприятии, чтобы разработать систему предупреждения нежелательных конфликтов и улучшить климат в коллективе. Организатор исследования гарантирует, что в ходе исследования Ваши личные данные, а также информация, полученная в результате анкетирования, не будут разглашены третьим лицам.

  1. С кем, чаще всего, у Вас возникают конфликты?
  • с коллегами из Вашего отдела;
  • с руководством Вашего отдела;
  • с сотрудниками из других отделов;
  • с руководством из других отделов;
  • с клиентами;
  • другое (укажите, что) _______________________
  1. Как Вы ведете себя в случае возникновения конфликтной ситуации?
  • стараюсь доказать свою правоту;
  • соглашаюсь с позицией оппонента;
  • не противоречу оппоненту, но поступаю по-своему;
  • ищу компромиссный вариант;
  • стараюсь решить конфликт, переговорив с оппонентом;
  • не обращаю внимания на конфликт;
  • проявляю агрессивные действия в ответ на несогласие с моей точкой зрения;
  • стараюсь проанализировать сложившуюся ситуацию;
  • прибегаю к помощи коллег или руководства;
  • другое (укажите, что) ________________________