Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Определение конфликта ).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ
1.3 Влияние конфликтов на организацию и поведение сотрудников
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В FORTE CLUB
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Методология исследования конфликтов на предприятии
2.3 Анализ организационного климата в Forte Club SPA
2.4 Особенности стилей поведения в конфликтах в Forte Club SPA
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В FORTE CLUB
Во-вторых, была установлена взаимосвязь между стилями поведения сотрудников и используемых ими методами работы с конфликтами: сотрудники, работающие более эффективно, стараются разрешать конфликты мирным путем. Предполагается, что сотрудники увлечены рабочим процессом и мотивированы высокой заработной платой, вследствие чего настроены на быстрое разрешение конфликтной ситуации и сведение ее последствий к максимально эффективным, путем использования интегративных стилей поведения.
Для руководящего состава подразделения данный факт может оказаться довольно полезным, поскольку может использоваться при составлении рабочих графиков и смен сотрудников. Другими словами, управляющий должен максимально вовлечь мастеров и специалистов в трудовой процесс с целью минимизации свободного времени у сотрудников для развития и поддержания конфликтов с коллегами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие любого общества, любой социальной группы или общности, а также отдельного индивида является сложным процессом, который связан с возникновением и разрешением противоречий. В ходе исследования было установлено наличие большого количества определений конфликта, отличающихся друг от друга в зависимости от позиций различных авторов.
В ходе обзора литературы по изучаемому вопросу удалось определить основные функции конфликта, его структуру, причины возникновения в организации, а также методы работы с данным явлением.
Для практической части исследования был выбран Центр красоты Forte Club SPA – подразделение крупнейшего предприятия среди оздоровительных центров Саратовской области. Автором был проведен SWOT-анализ подразделения, проанализированы основные экономические показатели, а также рассмотрена организационная структура Forte SPA.
Автор провел исследование организационного психологического климата в Forte Club SPA, выявил особенности, а также причины конфликтов в данном подразделении предприятия Forte Club. Основными проблемами Forte SPA, препятствующими более эффективной работе подразделения, являются:
- высокая частотность возникновения конфликтов;
- неразвитость системы сотрудничества и взаимопомощи;
- общая удовлетворенность рабочим процессом и трудом;
- недовольство сотрудников поведением и личными особенностями коллег (основная причина возникновения конфликтов, по мнению большинства сотрудников Forte Club SPA);
- личностные проблемы одного из сотрудников, вследствие которых он прибегает к использованию доминирующего стиля поведения в конфликте;
- разногласия о необходимости проведения тренингов в подразделении.
Также, в ходе исследования были подтверждены выдвинутые ранее гипотезы.
Во-первых, установлена связь между эффективностью труда работников и используемых ими методов работы с конфликтами: чем выше производительность труда отдельного сотрудника, тем чаще он прибегает к использованию интегративных методов работы с конфликтами (корреляция сильная - 0,769).
Во-вторых, удалось установить, что чем выше стаж работы сотрудника, тем чаще он прибегает к использованию интегративных методов работы с конфликтами (корреляция - 0,692).
По результатам проведенного исследования была разработана система рекомендаций, основными пунктами которой являются:
- ежеквартальное проведение культурно-развлекательных мероприятий, нацеленных на сплочение коллектива;
- проведение тренингов по грамотной работе с конфликтами циклично раз в полгода;
- проведение управляющим Forte Club SPA беседы с подчиненными с целью разъяснения сотрудникам необходимости командной работы мастеров смежных направлений;
- привлечение специалиста для проведения курса из 4 бесед с выявленным «проблемным» сотрудником для выявления его личных психологических трудностей и работы с ними.
В результате внедрения данных мероприятий предполагается увеличение прибыли не только по отдельно рассматриваемым сотрудникам, но и по всему подразделению Forte Club SPA. Данные изменения ожидаются в результате стабилизации социально-психологического климата на предприятии, развития системы взаимопомощи и сотрудничества, а также общей удовлетворенности рабочим процессом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Большаков, А.Г. Конфликтология организаций [Текст] / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М. : МЗ Пресс, 2011. – 182 с.
- Волков, Б.С. Конфликтология [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. – М. : Академический проект, 2013. – 381 с.
- Ворожейкин, И.Е. Конфликтология [Текст] : учебник / Д.К. Захаров, А.Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 240 с.
- Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.
- Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] : 3-е изд., перераб. и доп. / С.М. Емельянов. – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.
- Зайцев, А.К. Социальный конфликт [Текст] / А.К. Зайцев. – М. : Academia, 2015. – 464 c.
- Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления [Текст] / К.В. Решетникова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 175 с.
- Розанова, В.А. Психологические особенности конфликтов [Текст] / В.А. Розанова, Н.В. Беседина // Управление персоналом. - 2014. - №3. - С. 42-46.
- Светлов, В.А. Конфликт [Текст] : модели, решения, менеджмент: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В.А. Светлов. - СПб. : Питер, 2015. - 539 с.
- Соловьев, А.В. Конфликты на государственной службе [Текст] : типология и управление / А.В. Соловьев. – М. : Альфа Пресс, 2008. – 142 с.
- Терентьев, В.К. Междоусобицы в организациях [Текст] : руководство по управлению служебными конфликтами / В.К. Терентьев. – Чебоксары :ПБОЮЛ Л.А. Наумов, 2010. – 223 с.
- Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента [Текст] / В.В. Травин, В.А.Дятлов. - М., 2016. – 365с.
- Уизерс, Б. Управление конфликтом [Текст] / Б. Уизерс. – СПб. : Питер, 2014. – 174 с.
- Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров [Текст] : учебно-методическое пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – М. : МИРОС, 2012. – 174 с.
Приложение 1
Функциональная направленность конфликтов в организации
Функции конфликта |
Направленность и последствия конфликтов |
|
Позитивные |
Негативные |
|
Интеграция персонала |
Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов |
Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии |
Активизация социальных связей |
Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства |
Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
Сигнализация об очагах соц. напряженности |
Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива |
Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе |
Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям |
Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений |
Трансформация (преобразование) деловых отношений |
Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия |
Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восста новления деловых отношении и партнерского сотрудничества |
Информация об организации и ее персонале |
Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка» |
Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями |
Профилактика противоборств |
Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях |
Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур |
Приложение 2
SWOT-анализ Forte Club SPA
Strengths – сильные стороны |
Weaknesses – слабые стороны |
|
|
Opportunities - возможности |
Threats - угрозы |
|
|
Приложение 3
Первичная анкета для сотрудников Forte Club
- Как часто возникают конфликты в Вашей организации?
- раз в неделю;
- раз в месяц;
- раз в полгода;
- раз в год;
- другое (укажите, что) _______________________
- По какой причине у Вас возникают конфликты на предприятии?
- неудовлетворительная работа сотрудников и коллег;
- плохие бытовые условия;
- нарушение трудовой дисциплины;
- распределение премий;
- распределение отпусков;
- недостатки в поведении коллег;
- личные особенности коллег;
- определенные поступки Ваших коллег;
- другое (укажите, что) ________________________
- Довольны ли Вы взаимоотношениями со своими коллегами?
- да, я доволен своими отношениями в коллективе;
- не совсем, однако, я считаю, что не бывает идеальных отношений между людьми;
- мне все равно на взаимоотношения в коллективе, я привык работать сам за себя;
- нет, меня полностью не устраивают сложившиеся в коллективе взаимоотношения;
- другое (укажите, что) ________________________
- Как развиты взаимопомощь, поддержка, сотрудничество в Вашем коллективе?
- мы всегда стараемся прийти друг другу на помощь;
- коллеги не столь явно выражают свою поддержку в трудную минуту, однако, в сложных ситуациях всегда готовы пойти навстречу;
- в большинстве случаев всем все равно на проблемы других;
- в нашем коллективе никто никогда не сотрудничает друг с другом;
- другое (укажите, что)________________________
- Какая атмосфера, по Вашему мнению, царит в организации?
- довольно напряженная;
- нормальная;
- отличная, атмосфера располагает к эффективной трудовой деятельности;
- другое (укажите, что)________________________
- Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с непосредственным менеджером?
- да, я считаю, что у меня хорошие отношения с начальством;
- по большей степени мне все равно на взаимоотношения с руководством;
- нет, я постоянно конфликтую с начальством;
- другое (укажите, что)________________________
- Удовлетворены ли Вы своей трудовой деятельностью?
- да;
- нет;
- другое (укажите, что)________________________
- Готовы ли Вы принять участие в следующих этапах исследования?
- да;
- нет.
- при определенных условиях (каких именно _____________________)
Ф.И.О. |
Приложение 4
Анкета для сотрудников Forte Club
Мы проводим исследование конфликтов на предприятии, чтобы разработать систему предупреждения нежелательных конфликтов и улучшить климат в коллективе. Организатор исследования гарантирует, что в ходе исследования Ваши личные данные, а также информация, полученная в результате анкетирования, не будут разглашены третьим лицам.
- С кем, чаще всего, у Вас возникают конфликты?
- с коллегами из Вашего отдела;
- с руководством Вашего отдела;
- с сотрудниками из других отделов;
- с руководством из других отделов;
- с клиентами;
- другое (укажите, что) _______________________
- Как Вы ведете себя в случае возникновения конфликтной ситуации?
- стараюсь доказать свою правоту;
- соглашаюсь с позицией оппонента;
- не противоречу оппоненту, но поступаю по-своему;
- ищу компромиссный вариант;
- стараюсь решить конфликт, переговорив с оппонентом;
- не обращаю внимания на конфликт;
- проявляю агрессивные действия в ответ на несогласие с моей точкой зрения;
- стараюсь проанализировать сложившуюся ситуацию;
- прибегаю к помощи коллег или руководства;
- другое (укажите, что) ________________________