Файл: История развития качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 623
Скачиваний: 7
Качественные методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др.
Количественные методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат объяснению эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование, мозговая атака, операции с научной терминологией и пр.
Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр. Педагогика стремится использовать математический язык для описания своих теорий.
Педагогика и психология, что бы гармонично развиваться должны опираться на все вышесказанные методы исследования. Как показала история развитие какого либо одного направления приводит к однобокости взглядов и не точным результатам. Как видно в педагогике каждый из методов взаимно дополняют друг друга.
Заключение
В истории психологии можно найти множество исследований, по своим принципам или дизайну схожих с тем, что сегодня принято называть качественными исследованиями. В данной работе упомянуты имена и подходы, оказавшие наиболее значительное влияние на становление и развитие качественных исследований. Определяющим стал своеобразный методологический принцип, который важен при знакомстве при изучении любого нового направления. Этот принцип имеет описательный характер, избегает поспешных аналогий с известными теориями и воздерживается от собственного изобретательства.
Таким образом, исходя из данной работы, можно сделать вывод: качественное исследование проводится, прежде всего, для изучения индивидуального аспекта социальной практики - реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Дополнительными источниками информации могут служить и количественные данные (например, статистика), но их анализ также будет осуществлен на основе аналитического подхода.
Сочетание качественных и количественных методов в исследовании дает возможность глубже понять и оценить взаимосвязь развития креативного потенциала личности и педагогической среды.
Как исследовательский материал, качественный метод существенно отличается от количественного. Он ориентирован на познание переживаний, опыта, чувств людей и их практики, выраженных в их собственных высказываниях.
Количественный метод предоставляет способ познания объекта в естественных условиях; он концентрируется в основном на субъективном видении социальных проблем, которые обобщаются путем аналитического анализа разнохарактерной информации об объекте.
При использовании качественных методов речь идет, об охвате тех социальных и педагогических процессов, которые интересны многим. Для них характерны описание процессов и их развитие, а не выдвижение в центр внимания регулярного и обычного. Из перспективы качественных методов исследования невозможно выразить в понятиях системные структуры независимо от их составляющих, а также от действующих и страдающих членов общества.
Сила количественных методов заключается, прежде всего, в том, что они позволяют основательно и в систематизированном виде открывать новое. Таким образом, специалисты определяют количественные методы социальных исследований как разновидность социальной диагностики.
Количественные методы ставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых из сложных отдельных случаев выводятся повторяющиеся или общие признаки. Тем самым, в отличие от качественных методов, здесь не учитывается единичное и особое в предмете исследования и ситуации.
Можно сделать вывод, что в психологии и педагогике оба метода неотделимы друг от друга. Используя качественные исследования объекта, подтверждать данные количественными методами обработки информации.
Литература
1. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1. С. 29–44.
2. Барский Ф.И., Кутузова Д.А. Представление об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 67–77.
3. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антропологически-клиническое исследование // Экзистенциальная психология. Экзистенция. / Под ред. Р. Мэя и др. М., 2001. С. 361–512.
4. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. № 1(2). С. 9–30.
5. Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.
6. Леонтьев Д.А. Предисловие к русскому изданию // С. Квале. Исследовательское интервью. М., 2003. С. 6–8.
7. Сарбин Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1.
8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
9. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2001.
10. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27–37.
11. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 130–150.
12. Улановский А.М. Новые рубежи феноменологии: за пределами постмодернизма в эмпирических исследованиях // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 180–182.
13. Леонтьев А. Н. Предисловие // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1978. С. 5.
14. Психология : словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 70.
15. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : тексты. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 152.
16. См.: Ярошевский М. Г. История психологии. С. 254.
17. Уотсон Дж. Б. Психология с точки зрения бихевиориста (цит. по: История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : тексты. Екатеринбург : Деловая книга, 1999. С. 108).
18. См.: Общая психодиагностика: учеб, пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 23-24.
19. См.: Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь. М.: Наука, 1983.
20. См.: Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика на рубеже веков. С. 6.
21. См.: Психологическая диагностика: проблемы и исследования / под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. С. 46–48.
22. См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2001 ; Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.
23.https://studme.org/88027/psihologiya/kachestvennye_psihologicheskie_issledovaniya
24.https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/kolichestvennyy_i_kachestvennyy_analiz
Приложения
Сравнительный анализ качественных и количественных методов оценки личности
Характеристики, ассоциируемые с подходом |
Методы |
|
Количественный |
Качественный |
|
Информация |
Объективная |
Субъективная |
Характеризующие понятия |
Экспериментальный; Количественные данные; Статистика |
Описательный; Естественный; Словесно-ориентированный |
Ключевые понятия |
Переменные; Операционализация; Надежность; Предположения; Достоверность; Статистическая значимость; Повторяемость |
Значение; Понимание здравого смысла; Процесс; Социальное создание; Темы; Правдоподобность |
Организация |
Организованные; Формальные; Специфические; Детализированный план операций |
Включенные; Гибкие; Общие; Согласованные, чувствительные к продолжению |
Примеры |
Большие; многослойные; контрольные группы; Строгие; Произвольный выбор и контроль за побочными переменными |
Небольшие; Теоретические примеры; Целевые примеры, предполагающие возможность включения как можно большего числа контекстов |
Техники или методы |
Эксперимент; Организованное интервью; Организованное наблюдение; Ряды данных и тесты |
Наблюдение; включенное наблюдение; изучение документов и процессов; Неорганизованное интервью |
Данные |
Количественные; Операционализированные переменные; Числовое кодирование; Статистические; Подсчитываемые |
Описательные; обычная речь; личные документы; полевые заметки; официальные документы; аудио и видеозаписи; |
Инструменты и средства |
Опросники; описания; шкалы; тестовые показатели; компьютеры; индексы |
Аудио и видеопленки; воспроизводящие устройства; записи; часто единственным инструментом является сам исследователь |
Анализ данных |
Дедуктивный; Статистический; Имеет место по завершении сбора данных |
Индуктивный продолжающийся; Тематический; Понятийный. |
Внутренняя валидность |
Высокая |
Низкая |
Условия |
Искусственные |
Реалистические, естественные |
Схема |
Организованная |
Неорганизованная |
Реализм |
Низкий |
Высокий |
Конструктная валидность |
Низкая |
Низкий |
Надежность |
Высокая |
Низкая |
Проблемы применения |
Контроль других переменных; Задающий характер подхода; достоверность |
Временная затратность; Нестандартизированность процедуры; надежность |