Файл: История развития качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 619

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследование социальной работы как комплексный анализ жизненного пространства может выполнять при этом следующие функции: обеспечивать с помощью фундаментальных теоретических работ дальнейшее развитие научной дисциплины; поддерживать через прикладное исследование процесс профессионализации и стимулировать формирование профессиональных компетенций; вовлекать обучающихся профессионалов в этот процесс в форме учебно-обучающего исследования.

Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное исследование и в чем его специфика. Затем устанавливает причинно-следственные зависимости между явлениями. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств.

    1. Качественные и количественные методы в педагогике

Любое исследование, в том числе и педагогическое, нельзя выполнить, опираясь на какой либо один метод – качественный или количественный. При всей силе количественных методов, выросших возможностях математического метода, компьютерной обработки различных данных, исследователь часто не может проникнуть в суть изучаемых им явлений. При использовании только качественных методов анализа не позволяет выйти исследователю на уровень статистически значимых обобщений, описать поведение не отдельных компонентов, а системы в целом, в ее росте, с прогнозом возможного состояния и развития в будущем.

Выбор и обоснование методов наиболее полно и правильно позволяющих изучить объект, является методологической проблемой самого исследователя. От успешного решения этой проблемы зависят степень достижения исследовательских целей и правильность полученных результатов. С развитием исследовательского аппарата и увеличением количества различных методов и методик исследования, данная проблема становится все более актуальной. Правильный выбор можно сделать только лишь зная и понимая функции и соотношения различных методов, область их применения и ограничения.

К функциям качественных методов относятся:

  • Выявление значимых социально-педагогических фактов, законов, поиск новых идей, подходов через наблюдение, объяснение, моделирование, прогнозирование, вдумчивый и правильный анализ полученной информации. Качественные методы придают значение единичным фактам, за которыми могут скрываться проблемы, требующие отдельного решения и изучения. Математические методы не лежат в основе качественных методов. Но они могут быть эффективными в работе с качественными данными. Исходную цифровую информацию можно преобразовать в комплексную модель текста, показывающую взаимосвязи и отношения (прямые и косвенные, явные и скрытые) этой информации;
  • Формирование целостного образа изучаемого объекта: качественные методы на основе объяснения и анализа, не измеряемые количественно важные составляющие объекта, позволяют создать о нем целостное представление. Тогда как с помощью количественных методов изучаются лишь определенные составляющие объекта, которые могут быть изменены;
  • Компенсация определенных, слабо разработанных аспектов психолого-педагогической теории путем эмпирического взаимодействия с объектом исследования: это поисковая работа, то есть «глубокое» погружение в изучаемый объект, накопление сведений, сопоставлению фактов, обобщению, идей дальнейшей разработки теории объекта (процесс);
  • Обеспечение гибкости исследовательского процесса: качественные методы обеспечивают комплексное изучение объекта, тогда ка количественные применяются только в определенных условиях формализации объекта. При изучении истинных мотивов поведения ребенка, причин его переживаний, стрессов нужны качественные методы. Количественные методы будут малоэффективны. При помощи количественных методов нельзя описать творческий процесс обучения, вдохновение, творческий порыв ребенка;
  • Формирование новых понятий (системы понятий): это важный «пред количественный» этап в познавательном процессе, стадия открытий новых значений.

К основным функциям количественных методов относятся:

  • Проверка статистических предположений. Она дает возможность сделать выводы о достоверности полученных результатов;
  • Количественное описание изучаемого объекта, определение его количественных характеристик;
  • Построение интерполяционных и экстраполяционных математических моделей. Они позволяют по ограниченному набору данных получить информацию о характеристиках изучаемого объекта внутри измеряемого объекта (интерполяция) и вне его (экстраполяция);
  • Выявление направленности изменения объекта, тенденций его развития на основе математических моделей через изучение его составляющих, изменения связей между ними;
  • Обнаружение научных фактов путем анализа больших объемов статистического материала, выявление закономерностей, значимых изменений в различных системах образования.

Разделить методы на качественные и количественные можно по основным формулировкам вопросов. Количественный подход подводит исследователя к ответам на вопросы «сколько?», «во сколько раз?», «как часто?». То есть на сбор математических, исчисляемых данных. Исходя из этих данных, определяются рейтинги, процентные доли, строятся графики, диаграммы. Качественные методы отвечают на вопросы «почему?», «зачем?», «из-за чего?», «каким образом?». Данный метод позволяет произвести более гибкий анализ причинно-следственных связей, установить структуру и составляющие изучаемого процесса или объекта.

Сторонники количественного подхода считают главным его преимуществом достоверность и доказательность. Они критикуют качественные методы за, как они считают, субъективизм и низкую достоверность результатов. Но, там где качественные оценки приходят в противоречие с количественными результатами, последние стоит взять под сомнение, пока не будут найдены причины расхождения. Неправильность количественных данных часто обнаруживается лишь благодаря качественному знанию. Количественные методы имеют еще одно уязвимое место: данные, полученные путем обработки статистического материала, могут описывать изменение динамики в целом, но не могут быть применены к описанию поведения конкретного элемента. Даже в том случае, когда достоверность выводов подтверждена различными статистическими критериями.

В исследованиях качественные и количественные методы используются как отдельные процедуры. Есть современные исследовательские методики, в которых эти подходы сочетаются или переплетаются.


В педагогике применяются и качественные и количественные методы. Качественные методы позволят рассматривать общее двух или нескольких признаков, опуская при этом их различия. Количественные же методы дают возможность определить различие тем, что общие признаки используются как базис для сравнения. Поэтому постановка цели при тех и других методах различно: раскрытие связей в одном случае, измерение различных выражений уже известных черт - в другом.

Качественное и количественное в явлениях окружающего мира тесно связаны, поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве.

До последнего времени педагогическая наука оставалась на качественном уровне. В ней использовалась теоретическая часть. Широко использовались наблюдения и эксперименты. Использовались теоретические обобщения, завершающие классификацию собранного материала. Но оба исследования не могут быть законченными без логической части, характеризующей развитую науку – математической. Известно, что наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. При этом педагогическая теория приобретает необходимую строгость и устойчивость.

Традиции, складывавшиеся из года в год, становятся препятствием на пути количественного исследования педагогических явлений. Педагоги, выросшие на описательной науке, не хотят переходить к неизвестному им количественному подходу. Среди гораздо более крупных "камней преткновения" – природа и характер педагогических явлений. Они неметричны. Точнее, неметричными они нам кажутся, потому что у нас пока нет измерителей этих явлений. Педагогические явления очень сложно проанализировать классическим математическим аппаратом.

Можно преодолеть это препятствие либо попытками представить педагогические явления в упрощенном виде, который станет доступен для анализа традиционными математическими методами. Или разработать и применить новые способы формализованного описания. Появляясь, новые методы сразу привлекают к себе пристальное внимание специалистов.

Различают два основных направления в использовании количественных методов в педагогике:

первое – для обработки результатов наблюдений и экспериментов,

второе – для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

Чаще всего применяются методы первой группы. Самым популярным считается освоенный исследователями статистический метод. В его пределах широко применяются следующие конкретные методики:


  • Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).
  • Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).
  • Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.

Самые "слабые" шкалы - шкалы наименований. В них чисто символически используются числа и другие обозначения. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика – принадлежность (принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет). Примеры номинальных шкал это классификации по различным признакам – список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т. д.

В ранжировании устанавливается порядок следования, отношения "больше" и "меньше", общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа "выше ростом", "больше пятерок", "меньше пропусков" и т. д.

Так же обладают всеми положительными качествами "слабых" шкал "сильные" шкалы – интервальная и шкала отношений. Но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, конечно, "сильные".

Моделирование становится все более мощным изменяющим средством педагогических исследований. Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Моделирование имеет большое преимущество для исследователей. Оно предоставляет информационную целостность. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа – расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.


Моделирование в дидактике успешно применяется для решения следующих важных задач:

  1. оптимизации структуры учебного материала;
  2. улучшения планирования учебного процесса;
  3. управления познавательной деятельностью;
  4. управления учебно-воспитательным процессом;
  5. диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Моделирование – метод, имеющий свои плюсы и минусы. Из плюсов - он служит трем полезным целям.

  • Эвристической – для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных.
  • Вычислительной – для решения вычислительных проблем с помощью моделей.
  • Экспериментальной – для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями.

Минус же моделирования в том, что, несмотря на всю его привлекательность, а также возможность охватить систему в целом, приходится прибегать к условным схемам, вводить очень много допущений. В результате появляются модели которые оказываются сильно искажены, и не имею ничего общего с моделируемой действительностью. Исследовать их - пустая трата времени и сил: нужно сперва доказать справедливость модели.

Математизация педагогики несет в себе огромный познавательно-оценочный потенциал. Она избавляет науку от качественного описания, которое чаще всего является односторонним, но и устраивает строгую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык. Для полного успеха формализации должны быть непременно соблюдены важные условия: ясная непротиворечивая гипотеза, основанная на доказанных наукой положениях; следующая за ней модель, включающая необходимое число переменных; "проигрывание" этой модели, а затем заполнение ее экспериментальными фактами, отшлифованными объективной мерой. Эта последовательность и составляет логическую цепочку диалектических переходов от явления к его математическому описанию.

Качественные методы весьма важны. Они способствуют выработке коммуникативных умений, важных для проведения консультирования, диагностики и терапии.

Для построения формализованных педагогических теорий сегодня используются новейшие разделы математики: матричный и факторный анализ, теория игр, массового обслуживания, управления сложными системами, динамического программирования, микроанализ. 

Для того чтобы получить наиболее полное представление о каком-либо явлении или исследовании надо выбрать метод исследования. Имеются методы собственно педагогические, общенаучные и методы других наук, используемые педагогикой. В зависимости от уровня исследования, его целей и этапов выделены три группы методов: количественные, качественные и математические.