Файл: История развития качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 624
Скачиваний: 7
Анализ общественного контекста исследуемого действия подразумевает обсуждение и учет культурных, общественных, исторических, идейных, политических, коммуникационных критериев жизни обследуемых. Исследователи, стоящие на позициях качественного анализа, в большинстве своем не признают каких- либо так называемых "универсальных" законов и структур психики, существующих вне социального контекста.
В качественном анализе предполагается использование полного и целостного описания, которое «насыщено фактами». Исследователи стремятся к получению максимально богатых деталями, многосторонних, систематизированных, целостных (холистических) описаний изучаемого явления.
Еще одним важным условием качественного исследования является интерес к единичным, исключительным, нестандартным случаям. Данное событие исходит из типовой неточности количественного подхода, который основывает свои измерения на больших совокупностях и частотно-типологическом принципе. У этого принципа есть много поклонников, ибо "жизнь может продвигаться вперед лишь большими множествами". Но единичные случаи предполагают и выявление обоснованностей, и оценивание отличительных исключений. Статистические закономерности развития, писал П. Тейяр де Шарден, присущи "слабым очагам сознания", более сложные сознательные существа развиваются индивидуализировано.
Качественные исследования представляются как способ предварительного изучения некоего психологического феномена, открытия, разведки, разработки новых теорий и предположений относительно исследуемого явления. При этом индуктивный подход предполагает сбор и анализ практических данных вне каких-либо ранее установленных теорий. Сбор данных в этом случае ведет к появлению предположений и теорий, а не наоборот, как это происходит в эксперименте.
В классической науке считается недостатком гибкость, отсутствие типизации данных, опора на нежесткий дизайн. При этом все это является важной особенностью качественных исследований. Но, так как в качественном анализе сам исследователь становится неким "измерительным прибором", то его статьи, осознанные замечания, сравнения переводятся в форму нарратива и не подвергаются проверке. Идея этого сводится к тому, что исследователь сам, владея определенным навыком, способен приблизиться к уровню подтверждения исследуемого явления, такому же, как и статистическое подтверждение.
Человек в данном случае исследуется как эксперт, обладающий уникальным опытом, так как знает ситуацию лучше других, поскольку он в ней находится, живет и действует. В исследовании используется процедура проверки данных с целью придания им большей надежности, когда с испытуемым обсуждаются детали события, уточняются результаты и выводы, вносятся поправки и дополнения.
Сосредоточение внимания на языке как средстве анализа события предполагает анализ речи обследуемых, исследований, коммуникативных единиц, дискурса и пр. Особенностями работы с языком в качественных исследованиях являются:
а) сохранение оригинального языка, способа выражения, описания, категоризации;
б) использование повседневного или экспрессивного языка, позволяющего наиболее правдиво и понятно описать исследуемое явление;
в) рассмотрение естественного, натурального языка как средства, представляющего психологическую реальность человеческого переживания.
Через переживания и эмоции исследователь наиболее плотно приближается к смыслам событий, участником которых являются испытуемые. Поэтому в качественных исследованиях происходит ориентация на изучение смыслов и переживаний, которые особенно отражают отношение к явлениям, событиям, людям и предметам.
Исследователи-"качественники" считают, что приближение к истинной оценке событий возможно только тогда, когда осуществляется самоанализ изучаемого явления психологом. Субъективные переживания и размышления самоотчета исследователя могут быть весьма ценными и уникальными источниками знаний об изучаемом феномене.
Таким образом, с учетом перечисленных особенностей, качественное исследование представляет собой комплексное изучение психологических явлений, основанное на полевой форме работы, предполагающее сбор подробных описаний переживаний и смыслов, обработке данных с помощью специальных процедур анализа текста, объяснении его с учетом социокультурного контекста, отсутствии жесткой стандартизации, внимании к единичным случаям, опоре на точку зрения обследуемых людей и самоанализ самого исследователя.
2.1 История качественных исследований
Качественные исследования имеют многообразную историю в социологии, антропологии, психологии, истории, социальной работе, маркетинге, журналистике, медицине и образовании. В настоящий момент в различных социально - гуманитарных науках качественные исследования разрабатываются довольно неравномерно. Как отмечает С. Квале, многое, что является уже вчерашним днем для антропологии и социологии, выглядит относительно новым или даже шокирующе ненаучным для некоторых областей психологии. Тем не менее, можно обрисовать общее развитие этой методологии, которая позволит лучше понять ее специфику. Качественные исследования имеют достаточно длительную историю. Прообразы этих исследований (неструктурированные интервью, самоотчеты, включенные наблюдения) находят уже в колониальных исследованиях этнографов XVII столетия. Само возникновение качественных исследований относят к началу XX в. Как оформившаяся же область методологии социальных наук качественная методология заявила о себе в 70-х гг. прошлого века, хотя пик ее популярности и яркости разработки, особенно в психологии, приходится именно на последнее десятилетие. Качественные исследования возникли в гуманитарных науках в связи с необходимостью понять «другое», «чужое». В том числе представителей иных сообществ, этносов, культур с их уникальными обычаями, нормами поведения, переживаниями, ценностями, убеждениями, текстами и т.д..
В тот момент, когда этнографы, антропологи, социологи, начав исследовать представителей других культур, осознали, что для того, чтобы исследовать радикально иное (иные ценности, модели поведения, тексты, культурные артефакты), необходим другой подход, другие методы, другие критерии оценки и стандарты, возникли подобного рода исследования. В какой-то момент исследователи осознали, что западные ценности, философии и критерии оценки не могут быть более гарантией истины и основанием для получения само достоверных, действенных наблюдений. Несколько столетий назад стало очевидно, что традиционная христианская этика и ценности, из которых исходили исследователи как из образца «должного» и «правильного», являются барьером для понимания и исследования ценностей представителей не западных, нехристианских культур.
В прошлом веке пришло осознание того, что западные нормы разумного развития не позволяют схватывать качественное своеобразие мышления представителей «примитивных» культур. В последние десятилетия таким барьером к пониманию стали называть «мужские» эпистемологии и нормы, не позволяющие полноценно оценивать определенные переживания и способы мышления женщин, а также нормы сексуальности, обезличивавшие переживания людей с «нетрадиционной ориентацией». Можно выделить условно четыре больших периода в развитии качественной методологии:
1) период ранних классических исследований,
2) период оформления исходных традиций,
3) период пересмотра оснований и парадигмы исследований,
4) период новой систематизации методов, процедур и стандартов.
Количественно-объяснительная модель реализуется в психологии в рамках экспериментальной психологии и психодиагностики.
Известно, что эксперимент был заимствован психологией из естественнонаучной сферы изысканий как метод анализа и путь разграничения психических процессов. Из физиологии органов чувств он привнес физиологический характер, дополнив его элементами самоанализа и математическим оформлением. Но все же, как отмечал А. Н. Леонтьев, "хотя главные усилия были направлены на исследование элементарных сенсорных процессов, уже тогда за этими исследованиями открывалась проблема формирования предметных чувственных образов, то есть проблема уже собственно психологическая".
Экспериментальная психология и психодиагностика как практические дисциплины сложились в конце XIX – начале XX вв. и имели общие корни с психофизикой, психофизиологией, психометрией, с одной стороны, и с психотехникой, которая изучала проблемы практической деятельности людей в прикладном аспекте, – с другой.
В частности, в психофизике, которая, по выражению Э. Боринга, полстолетия процветала на психологическом небосклоне, пол влиянием классического самонаблюдения предпринимались активные попытки решения проблематики чувствительности. П. Бугер в 1760 г. измерял отличительный порог яркости, полагаясь на отчет наблюдателя в момент исчезновения тени стимула па экране. Э. Вебер, формулируя свой психофизический закон в 1834 г., так же опирался на суждения испытуемых. Закон специфических энергий органов чувств И. Мюллера (1826) исходил из различий между качеством ощущений и свойством стимулов, вызывающих эти ощущения. В 1893 г. О. Кюльпе доказывал (как позже выяснилось – ошибочно), что качества ощущений неотделимы от ощущений и могут изменяться независимо друг от друга. С. Стивенс, как ему казалось, решил эту проблему, обратившись к понятию инвариантности. Независимым, – говорил он, – является атрибут, который остается инвариантным при изменении параметров стимула в соответствии с определенной функцией.
Психофизиологические эксперименты были ориентированы на изучение различных функций. Яркий образец такого экспериментирования в области изучения зрительных ощущений и восприятий являла собой "Физиологическая оптика" Г. Гельмгольца. Э. Геринг противопоставил гельмгольцовскому эмпиризму в физиологии "теорию нативизма, согласно которой сетчатка глаза изначально наделена способностью пространственного видения".
Теоретическое оформление экспериментальные методы получили в трудах немецких психологов В. Вундта, Г. Мюнстерберга, В. Штерна и др., английских психологов Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, французских исследователей А. Вине, Т. Симона и американцев – С. Холла, Р. Йеркса и др.
В 1879 г. В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию, которая на протяжении многих лет являлась центром развития экспериментального метода. Ее сотрудники активно изучали ощущения, время реакции на раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства и др. Именно В. Вундт (1832–1920) стал признанным основателем экспериментальной психологии. Возможности эксперимента он ограничивал областью "физиологической психологии". Под руководством и при участии Э. Титченера исследовались периферическое и бинокулярное зрение, Г. Ауберт и А. Фолькман изучали зрительную адаптацию, И. Крис открыл различие в функциях палочек и колбочек, A. Кениг – роль зрительного пурпура.
По мнению B. Вундта, простейшие психофизиологические функции – это некие элементы, свойства которых не могут составлять свойств целого. Он в противовес психологии элементов ввел понятие о принципах творческого единства и связующего анализа. Именно в этом пункте проявилась его попытка создать "гармоничную" психологию элементов, которая позже была названа Э. Шпрангером "постоянной ошибкой метода".
Изучение высших психических функций в форме возможности опытной проверки речевых ассоциаций, известных еще со времен Т. Гоббса и Д. Гартли и рассматривавшихся как элементы ассоциативных реакций, определяющие поведение человека, получило развитие в опытах Ф. Гальтона в 1870-х гг.
Однако в недрах вундтовской традиции формировалось и иное "психологическое течение". Так, К. Штумпф, исследуя проблему восприятия музыкальных звуков, вывел некую новую переменную сознания – реальную деятельность личности, что явилось причиной его столкновений с В. Вундтом. Работы Л. Ланге, выявившего "детерминационную роль предварительной установки испытуемого, выражающуюся во внимании", также стали объектом споров в кругах психологической общественности.
Истинно "психологическим" экспериментальный метод стал у Г. Эббингауза в исследовании памяти ("О памяти", 1855). Устранив самоанализ, он вернул эксперименту объективность, но уже на психологической почве. Вклад Г. Эббингауза в теорию эксперимента Э. Титченер сравнивал с уровнем влияния на науку в целом идей Аристотеля, считал, что его "бессмысленные слоги" открыли путь опытному исследованию научения. Преемниками разработки перспектив, намеченных Г. Эббингаузом, стали Г. Мюллер ("Экспериментальные материалы к исследованиям памяти", 1878) и американские исследователи В. Брайан, Н. Хартер и Дж. Кеттелл.
Таким образом, Г. Эббингауз и его последователи разработали новое, отличное от линии Вундта, направление исследований в психологии, в котором предметом являлись объективные особенности человеческой деятельности.
Активная исследовательская работа велась и в России такими учеными, как И. М. Сеченов, М. М. Троицкий, К. Д. Кавелин, Н. Я. Грот, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, А. А. Токарский, А. И. Сикорский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов и др.
В 1870-х гг. русская психология стала выходить из "летаргии", в которой она находилась в 1850-е и бо́льшую часть 1860-х гг. после удара, постигшего ее в 1850 г. с принятием решения о прекращении преподавания философии и психологии в университетах "ввиду предосудительного развития этой науки современными германскими учеными (левыми гегельянцами)" и передаче чтения логики и опытной психологии профессорам богословия. Только в 1863 г. были восстановлены кафедры философии, на которых читался курс психологии. Дальнейшему развитию психологических изысканий в России положили начало исследования И. М. Сеченова ("Рефлексы головного мозга", 1863), М. М. Троицкого ("Немецкая психология в текущем столетии") и К. Д. Кавелина ("Задачи психологии", 1872).