Файл: Способы исправления ошибок в учетных регистрах(Формы бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время бухгалтерские системы необходимы для введения хозяйственных операций на предприятиях и организациях.

Несмотря на множество приемов и способов, использующихся на предприятии в целях контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и первичной документацией, иногда случается так, что в бухгалтерском учете данные отражаются ошибочно или неточно.

Под ошибкой подразумевается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности организации в ее бухгалтерском учете и/или бухгалтерской отчетности.

Полностью уберечь организацию от ошибок в учете практически невозможно. А значит, нужно предпринимать меры к своевременному выявлению и устранению последствий ошибок в учете и отчетности. Выявленные все ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению. Это осуществляется на основе действующего законодательства, а именно: ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Причины ошибок могут быть следующими:

  • неточности в вычислениях;
  • неправильная оценка или классификация ФХД;
  • неправильное применение учетной политики предприятия;
  • неправильное применение законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • недобросовестные действия должностных лиц предприятия.
  • неправильное использование информации, которая имеется на дату подписания бухгалтерской отчетности.

Объектом работы являются учетные регистры, применяемые в бухгалтерском учете.

Предметом данной работы являются способы исправления ошибок, допускаемых при ведении учетных регистров.

Целью работы является: изучение и анализ регистров бухгалтерского учета на предприятии.

В соответствии с поставленной мною целью при выполнении работы возникают следующие задачи:

  • рассмотреть классификацию регистров бухгалтерского учета;
  • изучить теоретические основы регистров бухгалтерского учета;
  • проанализировать понятие и виды ошибок, возникающих в процессе ведения бухгалтерского учета;
  • исследовать способы исправления ошибок в учетных регистрах.

Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания общественных явлений. При разработке понятийного аппарата исследования использованы методы анализа и синтеза.


Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. понятие и виды учетных регистров

1.1.Формы бухгалтерского учета

Наиболее распространенными являются мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и упрощенная формы ведения бухгалтерского учета. [2.C.45]

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета основана на использовании специальных документов бухгалтерского оформления – мемориальных ордеров, в которых содержится указание о записи хозяйственной операции на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Мемориальные ордера составляются на основании первичных учетных документов и фиксируются в регистрационном журнале в хронологической последовательности. Указание корреспонденции счетов в мемориальных ордерах по регистрируемой операции позволяет упорядочить записи в синтетическом учете. После регистрации мемориальные ордера используются для записи операций в главной книге, которая служит основой для составления оборотной ведомости по счетам синтетического учета. Проверка правильности аналитического и синтетического учета производится путем составления оборотной ведомости по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими суммами оборотной ведомости по синтетическим счетам. [16.C.43]

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает систематизацию учетных данных в специальных регистрах – журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту счетов бухгалтерского учета и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов. В основу журнально-ордерной формы учета положен принцип накапливания и систематизации данных первичных документов в специальных регистрах в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Итоговые данные журналов-ордеров по окончании месяца переносятся в главную книгу, на основе которой и составляется бухгалтерский баланс. [5.C.3]

Автоматизированная форма бухгалтерского учета предусматривает организацию учетного процесса с помощью бухгалтерской компьютерной программы, что дает возможность проводить большое число различных операций, организовать многоуровневый аналитический и синтетический учет, работать с несколькими планами счетов и базами данных. [23.C.87]


Упрощенная форма бухгалтерского учета разработана для субъектов малого предпринимательства, т.е. для организаций, средняя численность работников которых не превышает 100 человек, а объем выручки (без учета НДС) за предшествующий календарный год – 400 млн руб. Согласно «Рекомендациям для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности», предложенных НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» и одобренных экспертной группой Министерства финансов РФ по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, возможны две формы упрощенного бухгалтерского учета – полная и сокращенная. [5.C.45] При полной форме учет ведется посредством двойной записи с использованием ряда регистров бухгалтерского учета активов таких, как ведомость учета основных средств и амортизации, ведомость учета продаж, ведомость учета расчетов с поставщиками, сводная ведомость (шахматная) и др. При сокращенной форме учет ведется также посредством двойной записи в специальной книге учета фактов хозяйственной жизни, которая представляет собой комбинированный бухгалтерский регистр, отражающий все хозяйственные операции в разрезе активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, и позволяющий на основе этой информации составлять упрощенную финансовую отчетность, отвечающую предъявляемым к ней требованиям [2.C.55].

В период действия предыдущего закона о бухгалтерском учете организация, выбирая одну из представленных форм бухгалтерского учета, обязалась применять утвержденные законодательно формы регистров (книги, журналы, отдельные листы, карточки и проч.) для накопления и систематизации информации, зафиксированной в документах первичного бухгалтерского учета. В настоящее время экономические субъекты, кроме государственных, имеют право самостоятельно разрабатывать формы документов – регистров бухгалтерского учета. Кроме того, начиная с 2013 года организации наряду с унифицированными формами первичных учетных документов могут использовать самостоятельно созданные формы. Указанные документы разрабатываются уполномоченным на ведение бухгалтерского учета лицом и утверждаются руководителем организации. [23.C.56]

Таким образом, применение перечисленных выше форм бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством становится не обязательным, а совокупность используемых ранее в безусловном порядке регистров может быть заменена, по усмотрению организации, на самостоятельно разработанные формы документов при условии соблюдения нормативных требований.


1.2. Понятие и виды учетных регистров в бухгалтерском учете

Регистры бухгалтерского учета - это составляющая часть бухучета организации, служащая для систематизации и сохранения данных первичных учетных документов. Учетные регистры бухгалтерского учета предназначены для отражения хозяйственных операций на счетах бухучета. [3.C.8]

Первичные документы - оправдательные документы, которые подтверждают совершение хозяйственной операции.

Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, регистрируется, накапливается и отражается в регистрах бухгалтерского учета. Эти регистры необходимы для своевременной и сплошной регистрации фактов хозяйственной деятельности. Несоблюдение своевременности и полноты хозяйственной операции может привести к искажению бухгалтерской отчетности. [22.c.5]

Учетные регистры - это носители данных определенной формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях методом двойной записи. Ряд показателей учетных регистров переносится в бухгалтерскую отчетность. [2.C.12]

Бухгалтерские регистры могут составляться, как на бумажном, так и в электронном виде.

Бухгалтерские регистры должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра, наименование экономического субъекта, составившего регистр, дата начала и окончания регистра, период составления, хронологическая и систематическая группировка объектов учета, величина денежного измерителя объектов учета, наименование должностных лиц, ответственных за ведение регистра, подписи ответственных лиц. [2.C.54]

Внешний вид и материальная основа учетных регистров весьма разнообразны.

В связи с тем, что счетов много и регистров большое количество учетные регистры классифицируются:

  • по назначению и объему информации (объему содержания): синтетические, аналитические, совмещающие синтетический и аналитический учет;
  • по видам учетных записей: хронологические, систематические, комбинированные;
  • по внешней форме: свободные листы, карточки, книги;
  • по строению: односторонние, двусторонние;
  • по материальной основе: бумажные и безбумажные регистры.

Данные учетных регистров согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» [1] являются коммерческой тайной предприятия. Предприятиям рекомендовано применять в учете типовые формы бухгалтерских регистров. Например, кассовую книгу, журналы-ордера, ведомости учета имущества и обязательств при упрощенной системе ведения учета субъектами малого предпринимательства и т. п. При отсутствии типовых форм учетных регистров предприятие самостоятельно разрабатывает удобные в использовании формы.


На практике бухгалтерские проводки переносятся в Журнал регистрации хозяйственных операций. Это хронологический учетный регистр, т. е. все факты хозяйственной жизни регистрируются в журнале по мере их возникновения в хронологическом порядке. В журнале отражается номер хозяйственной операции по порядку, дата совершения, содержание хозяйственной операции, бухгалтерская проводка (корреспонденция счетов) и сумма. [4.C.41]

1.3. Состав учетных регистров. Требования, предъявляемые к ведению учетных регистров

Бухгалтерское законодательство предоставляет организации право самостоятельно разрабатывать формы и виды регистров бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). [1]

Вопросы ведения регистров бухгалтерского учета также отданы на усмотрение организации. Так, регистры бухгалтерского учета могут вестись на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). [1] Выбор организация делает сама.

Перечень регистров бухгалтерского учета для Учетной политики является обязательным разделом. Виды учетных регистров бухгалтерского учета при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета наряду с ведомостями могут быть применены, в частности, следующие (Письмо Минфина СССР от 08.03.1960 № 63, Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н):

Таблица 1

Состав учетных регистров [6.C.361]

Наименование регистра бухгалтерского учета

Кредитуемый счет бухгалтерского учета

Журнал-ордер № 1

50 «Касса»

Журнал-ордер № 2

51 «Расчетные счета»

Журнал-ордер № 3

55 «Специальные счета в банках»

Журнал-ордер № 4

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Журнал-ордер № 6

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Журнал-ордер № 7

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Журнал-ордер № 8

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»;
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»;
68 «Расчеты по налогам и сборам»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Журнал-ордер № 10

20 «Основное производство»;
21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
23 «Вспомогательные производства»;
25 «Общепроизводственные расходы»;
26 «Общехозяйственные расходы»;
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
96 «Резервы предстоящих расходов»;
97 «Расходы будущих периодов»

Журнал-ордер № 11

40 «Выпуск продукции (работ, услуг);
41 «Товары»;
43 «Готовая продукция»;
45 «Товары отгруженные»;
46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
90 «Продажи»

Журнал-ордер № 12

86 «Целевое финансирование»

Журнал-ордер № 13

01 «Основные средства»;
02 «Амортизация основных средств»;
80 «Уставный капитал»

Журнал-ордер № 15

84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
98 «Доходы будущих периодов»;
99 «Прибыли и убытки»

Журнал-ордер № 16

07 «Оборудование к установке»;
08 «Вложения во внеоборотные активы»