Файл: Способы исправления ошибок в учетных регистрах(Формы бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. понятие и виды учетных регистров
1.1.Формы бухгалтерского учета
1.2. Понятие и виды учетных регистров в бухгалтерском учете
1.3. Состав учетных регистров. Требования, предъявляемые к ведению учетных регистров
1.4. Практические аспекты формирования учетного регистра для торгового предприятия
Глава 2. Способы исправления ошибок в учетных регистрах
2.1. Понятие ошибки и методы обнаружения ошибок в бухгалтерском учете
2.2. Практические аспекты исправления ошибок в учетных регистрах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время бухгалтерские системы необходимы для введения хозяйственных операций на предприятиях и организациях.
Несмотря на множество приемов и способов, использующихся на предприятии в целях контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и первичной документацией, иногда случается так, что в бухгалтерском учете данные отражаются ошибочно или неточно.
Под ошибкой подразумевается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности организации в ее бухгалтерском учете и/или бухгалтерской отчетности.
Полностью уберечь организацию от ошибок в учете практически невозможно. А значит, нужно предпринимать меры к своевременному выявлению и устранению последствий ошибок в учете и отчетности. Выявленные все ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению. Это осуществляется на основе действующего законодательства, а именно: ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Причины ошибок могут быть следующими:
- неточности в вычислениях;
- неправильная оценка или классификация ФХД;
- неправильное применение учетной политики предприятия;
- неправильное применение законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- недобросовестные действия должностных лиц предприятия.
- неправильное использование информации, которая имеется на дату подписания бухгалтерской отчетности.
Объектом работы являются учетные регистры, применяемые в бухгалтерском учете.
Предметом данной работы являются способы исправления ошибок, допускаемых при ведении учетных регистров.
Целью работы является: изучение и анализ регистров бухгалтерского учета на предприятии.
В соответствии с поставленной мною целью при выполнении работы возникают следующие задачи:
- рассмотреть классификацию регистров бухгалтерского учета;
- изучить теоретические основы регистров бухгалтерского учета;
- проанализировать понятие и виды ошибок, возникающих в процессе ведения бухгалтерского учета;
- исследовать способы исправления ошибок в учетных регистрах.
Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания общественных явлений. При разработке понятийного аппарата исследования использованы методы анализа и синтеза.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. понятие и виды учетных регистров
1.1.Формы бухгалтерского учета
Наиболее распространенными являются мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и упрощенная формы ведения бухгалтерского учета. [2.C.45]
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета основана на использовании специальных документов бухгалтерского оформления – мемориальных ордеров, в которых содержится указание о записи хозяйственной операции на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Мемориальные ордера составляются на основании первичных учетных документов и фиксируются в регистрационном журнале в хронологической последовательности. Указание корреспонденции счетов в мемориальных ордерах по регистрируемой операции позволяет упорядочить записи в синтетическом учете. После регистрации мемориальные ордера используются для записи операций в главной книге, которая служит основой для составления оборотной ведомости по счетам синтетического учета. Проверка правильности аналитического и синтетического учета производится путем составления оборотной ведомости по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими суммами оборотной ведомости по синтетическим счетам. [16.C.43]
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает систематизацию учетных данных в специальных регистрах – журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту счетов бухгалтерского учета и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов. В основу журнально-ордерной формы учета положен принцип накапливания и систематизации данных первичных документов в специальных регистрах в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Итоговые данные журналов-ордеров по окончании месяца переносятся в главную книгу, на основе которой и составляется бухгалтерский баланс. [5.C.3]
Автоматизированная форма бухгалтерского учета предусматривает организацию учетного процесса с помощью бухгалтерской компьютерной программы, что дает возможность проводить большое число различных операций, организовать многоуровневый аналитический и синтетический учет, работать с несколькими планами счетов и базами данных. [23.C.87]
Упрощенная форма бухгалтерского учета разработана для субъектов малого предпринимательства, т.е. для организаций, средняя численность работников которых не превышает 100 человек, а объем выручки (без учета НДС) за предшествующий календарный год – 400 млн руб. Согласно «Рекомендациям для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности», предложенных НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» и одобренных экспертной группой Министерства финансов РФ по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, возможны две формы упрощенного бухгалтерского учета – полная и сокращенная. [5.C.45] При полной форме учет ведется посредством двойной записи с использованием ряда регистров бухгалтерского учета активов таких, как ведомость учета основных средств и амортизации, ведомость учета продаж, ведомость учета расчетов с поставщиками, сводная ведомость (шахматная) и др. При сокращенной форме учет ведется также посредством двойной записи в специальной книге учета фактов хозяйственной жизни, которая представляет собой комбинированный бухгалтерский регистр, отражающий все хозяйственные операции в разрезе активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, и позволяющий на основе этой информации составлять упрощенную финансовую отчетность, отвечающую предъявляемым к ней требованиям [2.C.55].
В период действия предыдущего закона о бухгалтерском учете организация, выбирая одну из представленных форм бухгалтерского учета, обязалась применять утвержденные законодательно формы регистров (книги, журналы, отдельные листы, карточки и проч.) для накопления и систематизации информации, зафиксированной в документах первичного бухгалтерского учета. В настоящее время экономические субъекты, кроме государственных, имеют право самостоятельно разрабатывать формы документов – регистров бухгалтерского учета. Кроме того, начиная с 2013 года организации наряду с унифицированными формами первичных учетных документов могут использовать самостоятельно созданные формы. Указанные документы разрабатываются уполномоченным на ведение бухгалтерского учета лицом и утверждаются руководителем организации. [23.C.56]
Таким образом, применение перечисленных выше форм бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством становится не обязательным, а совокупность используемых ранее в безусловном порядке регистров может быть заменена, по усмотрению организации, на самостоятельно разработанные формы документов при условии соблюдения нормативных требований.
1.2. Понятие и виды учетных регистров в бухгалтерском учете
Регистры бухгалтерского учета - это составляющая часть бухучета организации, служащая для систематизации и сохранения данных первичных учетных документов. Учетные регистры бухгалтерского учета предназначены для отражения хозяйственных операций на счетах бухучета. [3.C.8]
Первичные документы - оправдательные документы, которые подтверждают совершение хозяйственной операции.
Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, регистрируется, накапливается и отражается в регистрах бухгалтерского учета. Эти регистры необходимы для своевременной и сплошной регистрации фактов хозяйственной деятельности. Несоблюдение своевременности и полноты хозяйственной операции может привести к искажению бухгалтерской отчетности. [22.c.5]
Учетные регистры - это носители данных определенной формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях методом двойной записи. Ряд показателей учетных регистров переносится в бухгалтерскую отчетность. [2.C.12]
Бухгалтерские регистры могут составляться, как на бумажном, так и в электронном виде.
Бухгалтерские регистры должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра, наименование экономического субъекта, составившего регистр, дата начала и окончания регистра, период составления, хронологическая и систематическая группировка объектов учета, величина денежного измерителя объектов учета, наименование должностных лиц, ответственных за ведение регистра, подписи ответственных лиц. [2.C.54]
Внешний вид и материальная основа учетных регистров весьма разнообразны.
В связи с тем, что счетов много и регистров большое количество учетные регистры классифицируются:
- по назначению и объему информации (объему содержания): синтетические, аналитические, совмещающие синтетический и аналитический учет;
- по видам учетных записей: хронологические, систематические, комбинированные;
- по внешней форме: свободные листы, карточки, книги;
- по строению: односторонние, двусторонние;
- по материальной основе: бумажные и безбумажные регистры.
Данные учетных регистров согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» [1] являются коммерческой тайной предприятия. Предприятиям рекомендовано применять в учете типовые формы бухгалтерских регистров. Например, кассовую книгу, журналы-ордера, ведомости учета имущества и обязательств при упрощенной системе ведения учета субъектами малого предпринимательства и т. п. При отсутствии типовых форм учетных регистров предприятие самостоятельно разрабатывает удобные в использовании формы.
На практике бухгалтерские проводки переносятся в Журнал регистрации хозяйственных операций. Это хронологический учетный регистр, т. е. все факты хозяйственной жизни регистрируются в журнале по мере их возникновения в хронологическом порядке. В журнале отражается номер хозяйственной операции по порядку, дата совершения, содержание хозяйственной операции, бухгалтерская проводка (корреспонденция счетов) и сумма. [4.C.41]
1.3. Состав учетных регистров. Требования, предъявляемые к ведению учетных регистров
Бухгалтерское законодательство предоставляет организации право самостоятельно разрабатывать формы и виды регистров бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). [1]
Вопросы ведения регистров бухгалтерского учета также отданы на усмотрение организации. Так, регистры бухгалтерского учета могут вестись на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). [1] Выбор организация делает сама.
Перечень регистров бухгалтерского учета для Учетной политики является обязательным разделом. Виды учетных регистров бухгалтерского учета при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета наряду с ведомостями могут быть применены, в частности, следующие (Письмо Минфина СССР от 08.03.1960 № 63, Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н):
Таблица 1
Состав учетных регистров [6.C.361]
Наименование регистра бухгалтерского учета |
Кредитуемый счет бухгалтерского учета |
---|---|
Журнал-ордер № 1 |
50 «Касса» |
Журнал-ордер № 2 |
51 «Расчетные счета» |
Журнал-ордер № 3 |
55 «Специальные счета в банках» |
Журнал-ордер № 4 |
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; |
Журнал-ордер № 6 |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Журнал-ордер № 7 |
71 «Расчеты с подотчетными лицами» |
Журнал-ордер № 8 |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»; |
Журнал-ордер № 10 |
20 «Основное производство»; |
Журнал-ордер № 11 |
40 «Выпуск продукции (работ, услуг); |
Журнал-ордер № 12 |
86 «Целевое финансирование» |
Журнал-ордер № 13 |
01 «Основные средства»; |
Журнал-ордер № 15 |
84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; |
Журнал-ордер № 16 |
07 «Оборудование к установке»; |