Файл: «Роль мотивации в поведении организации»(Теоретические аспекты значения и роли мотивации в поведении организации).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты значения и роли мотивации в поведении организации
1.1. Понятие и сущность мотивации в системе управления
1.2. Роль мотивации в структуре функций управления трудовой деятельностью
1.3. Зарубежный опыт мотивации работников
2. Роль мотивации в поведении организации на примере ТОО «Строймонтаж сервис»
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ сложившейся организации и экономики труда на предприятии
2.3. Оценка эффективности мотивации персонала предприятия
3. Направления совершенствования мотивации на примере ТОО «Строймонтаж сервис»
3.1. Пути совершенствования мотивации труда персонала предприятия
3.2. Разработка мероприятий по повышению мотивации труда персонала предприятия
Из таблицы 2 видно, что в ТОО «Строймонтаж сервис» по возрастным группам отдается предпочтение работникам от 31 до 40 лет, имеющих высшее образование. Женщины составляют преобладающий процент по отношению мужчинам (74 %). В ТОО «Строймонтаж сервис» преобладающей является доля работников от 18 до 45 лет. Это говорит о том, что администрация предприятия в равной степени принимает на работу квалифицированных работников с опытом работы и работников, только окончивших ВУЗы.
Маркетинг персонала содержит в себе установление потребности данной организации в работниках, как в количественном, так и в качественном направлениях.[31] Для оценки персонала применяются следующие методики (см. Таблицу 3).
Таблица 3
Методики оценки персонала в ТОО «Строймонтаж сервис»
Метод |
Содержание метода |
Достигаемая цель |
1.Биографический |
Поиск и обрабатывание биографических сведений (анализ анкет, личных дел и т. д.) |
Получение необходимых сведений о работниках (образование, квалификационный уровень и т. д.) |
2. Метод произвольных устных или письменных характеристик |
Поиск устных и письменных характеристик характерных черт сотрудника, его достижений, недочетов |
Формирование портрета сотрудника по точкам зрения работников, с которыми он контактирует в процессе работы |
3. Методика наблюдения за поведением персонала |
Формализованное наблюдение экспертов за деятельностью работников |
Исследование поведения работника, обнаружение его благоприятных и негативных качеств, оценивание деятельности независимым специалистом |
5.Исследование итогов работы |
Исследование объективных значений итогов деятельности (объем услуг, количество новых потребителей и т.д.) |
Обнаружение показателей рациональности деятельности, выявление проблемных сфер работника |
6.Профессиональные тесты |
Осуществление тестирования и проведение опроса, обнаруживающих степень профессиональных знаний, навыков и способностей |
Обеспечение объективного оценивания об уровне профессиональных знаний, навыков, способностей |
Расчет фактического значения кадрового потенциала ТОО «Строймонтаж сервис» представлен в таблице 4.[32]
Таблица 4
Расчет фактического значения кадрового потенциала ТОО «Строймонтаж сервис»
Наименование показателя качества |
Фактический удельный вес, % |
Эталонный удельный вес, % |
Коэффициент весомости, балл |
Эталонная модель |
Фактическая модель |
Скорректированная модель |
Возраст, лет: |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
20-30 |
29,09 |
28 |
5 |
140 |
145 |
143 |
31-45 |
63,63 |
54 |
10 |
540 |
636 |
588 |
46-55 |
7,27 |
10 |
10 |
100 |
73 |
87 |
Старше 55 |
- |
5 |
7 |
35 |
- |
- |
Стаж работы: |
||||||
до 1 года |
5,99 |
2 |
2 |
4 |
12 |
8 |
Продолжение таблицы 4 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1–3 года |
10,71 |
3 |
4 |
12 |
43 |
28 |
3–5 лет |
11,34 |
15 |
6 |
90 |
68 |
79 |
5–10 лет |
8,25 |
20 |
10 |
200 |
83 |
142 |
10–15 лет |
17,39 |
20 |
10 |
200 |
174 |
187 |
15–20 лет |
18,59 |
20 |
10 |
200 |
186 |
193 |
более 20 лет |
27,73 |
20 |
10 |
200 |
277 |
239 |
Образовательный уровень |
||||||
высшее |
54,5 |
100 |
10 |
1000 |
545 |
773 |
среднее |
40,9 |
– |
– |
– |
– |
|
без образования |
4,54 |
– |
– |
– |
– |
|
сумма баллов |
– |
– |
– |
2721 |
2242 |
2482 |
Для исследования соотношения фактического кадрового потенциала эталонной модели кадрового потенциала рассматривается корректировка фактической структуры.[33]
Экономические методы мотивации труда разных групп персонала в ТОО «Строймонтаж сервис» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Экономические методы мотивации труда различных групп персонала в ТОО «Строймонтаж сервис»
Трудовые ресурсы предприятия |
Вознаграждения |
Рабочие |
премиальная выплата за сверхурочную деятельность; единая система долевого принятия участия в доходах. |
Специалисты |
награждение за сверхурочную деятельность; единая система долевого принятия участия в доходах; групповая схема долевого принятия участия в доходах; персональная премиальная выплата за вклад в единый доход. |
Руководители |
награждение за сверхурочную деятельность; доля групповой производственной премиальной выплаты; единая система долевого принятия участия в доходах. |
Данный перечень не исчерпывающий. Но он отражает преимущественное отличие принципов к формированию систем экономических методов мотивации труда разнообразных групп работников в ТОО «Строймонтаж сервис».
2.3. Оценка эффективности мотивации персонала предприятия
Система мотивации труда – одна из базовых составляющих системы управления предприятием. Методы мотивации труда персонала в ТОО «Строймонтаж сервис» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Методы мотивации труда персонала в ТОО «Строймонтаж сервис»
Содержание
Формы |
Характеристика |
|
Вознаграждение |
В виде систем материального и нематериального стимулирования |
Премии, дополнительные выплаты, нематериальное поощрение |
Солидарность |
Развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям предприятия с использованием убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятной производственной атмосферы |
Единодушие, общность интересов |
Система мотивации труда используется как инструмент в определении поведения работников, их ценностных установок, в конечном итоге для отбора работников по личностным характеристикам, которые играют важную роль в политике кадров.
Для определения мотивации труда персонала важное значение имеют особенности усвоенных работником трудовых нормативов и приоритетов именно они формируют значимость всей последующей трудовой деятельности, выстраивают образ жизни.[34]
Знание основ мотивации труда персонала, как сложного процесса условий поведения человека, позволяет руководителю предприятия построить активную и добросовестную работу сотрудников и приводит к успешному решению поставленных задач.
Элементы системы мотивации труда персонала в ТОО «Строймонтаж сервис» представлены в таблице 7.
Таблица 7
Элементы системы мотивации трудовой деятельности персонала в ТОО «Строймонтаж сервис»
Материальные |
Нематериальные |
Организация труда |
|
Материальные денежные методы |
Материальные не денежные методы |
||
Заработная плата Система премирования Доплаты Надбавки |
Социальный пакет Социальные льготы по кредитам |
Нематериальная мотивация Обучение персонала |
Создание благоприятных условий труда Нормирование рабочего времени |
Факторы, влияющие на трудовую мотивацию персонала в ТОО «Строймонтаж сервис» представлены в таблице 8.
Таблица 8
Факторы, влияющие на трудовую мотивацию персонала в ТОО «Строймонтаж сервис»
Индивидуальные характеристики |
Характеристики выполняемой работы |
Характеристики рабочей ситуации |
Пол; Возраст; Образование; Квалификация; Стаж работы в организации; Трудовые ценности. |
Сложность и ответственность выполняемой работы; Степень ответственности за конечные результаты; Степень разнообразия выполняемых заданий. |
Система мотивации; Система информирования; Условия труда; Непосредственное рабочее окружение: - коллеги, - подчиненные, - руководство. |
Для исследования степени удовлетворения системой мотивации труда осуществлялся опрос кадров в ТОО «Строймонтаж сервис» ключевых вероятных причин увольнений при принятии решения увольнения из организации.[35] Опрашивали 128 работников среди разнообразных категорий кадров. Главная целевая установка проведения опроса – обнаружить причины вероятной текучести работников предприятия для формирования объективной ситуации о системе мотивации труда со стороны кадров. В данном опросе указывались причины, представленные в таблице 9.
Таблица 9
Причины вероятной текучести работников в ТОО «Строймонтаж сервис»
Вид мотивации, к которой принадлежит основная причина увольнений |
Причина увольнений |
Количество людей, определивших данную причину |
Доля в процентом значении |
Материальное стимулирование |
Не обеспечили необходимых благ социальной сферы |
10 |
21 |
Не предоставлены гарантии социальной сферы |
31 |
31 |
|
Система заработной платы недостоверная |
67 |
67 |
|
Премиальные выплаты выдавались в субъективном плане и не за полученный итог |
81 |
81 |
|
Материальное поощрение предоставлено в не полном плане |
86 |
86 |
|
Организация трудовой деятельности |
Плохо оборудовано рабочее место |
12 |
12 |
Тяжелые функции трудовой деятельности |
28 |
28 |
|
Огромная активность трудовой деятельности, сильно устал |
33 |
33 |
|
Крайне тяжелая трудовая деятельность |
43 |
43 |
|
Непланомерная загрузка |
14 |
14 |
|
Нематериальное стимулирование |
Продвижение по службе отсутствует |
26 |
26 |
Квалификационный уровень не возможно увеличить |
12 |
12 |
|
Предприятие находится далеко от места проживания |
10 |
10 |
|
Напряженная психологическая ситуация из-за недовольства начальства |
17 |
17 |
|
Неправильное, крайне строгое отношение к недочетам |
14 |
14 |
|
Вовсе не оказывали помощь в деятельности |
5 |
5 |
По сведениям таблицы 9, можно сделать вывод, что вероятные причины текучести кадров в ТОО «Строймонтаж сервис» по итогам проведения опроса среди персонала состоят в основном в группе материальных стимулов, и только в малой степени имеют отношение к группе организации трудовой деятельности.[36] Однако по сведениям таблицы 9 можно сказать, что работающим организации необходимо и продвижение по службе и социально-психологические методики исследования системы мотивации труда.