Файл: «Роль мотивации в поведении организации»(Теоретические аспекты значения и роли мотивации в поведении организации).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты значения и роли мотивации в поведении организации
1.1. Понятие и сущность мотивации в системе управления
1.2. Роль мотивации в структуре функций управления трудовой деятельностью
1.3. Зарубежный опыт мотивации работников
2. Роль мотивации в поведении организации на примере ТОО «Строймонтаж сервис»
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ сложившейся организации и экономики труда на предприятии
2.3. Оценка эффективности мотивации персонала предприятия
3. Направления совершенствования мотивации на примере ТОО «Строймонтаж сервис»
3.1. Пути совершенствования мотивации труда персонала предприятия
3.2. Разработка мероприятий по повышению мотивации труда персонала предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация кадров играет одну из значимых ролей в управлении трудовыми ресурсами, потому что она может выступать причиной их поведения. Направление трудовых ресурсов на прирост показателя эффективности работы организации по своей природе выступает основополагающей целью управления кадрами. Вышесказанное констатирует тот факт, что мотивация выступает неотъемлемым элементом управленческой работы. Они способствуют в наибольшей степени осуществлению персонального подхода к трудовым ресурсам, а также могут реализовывать способности и возможности, как руководства, так и иных сотрудников для того, чтобы достичь повседневные и стратегические установки организации. Этот факт демонстрирует то, что мотивация выступает неотъемлемым элементом управления трудовыми ресурсами и организацией, в общем. Мотивирующий фактор способствует реализации подхода к управлению кадрами с персональных позиций.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что эффективная мотивация трудовой деятельности кадров выступает самым весомым фактором конкурентоспособности современных организаций. Проблематика мотивации трудовой деятельности кадров организации играет основополагающую роль в управлении работниками, поскольку непосредственно мотивация обладает причинно-следственной взаимосвязанностью с поведением персонала.
Одна из основополагающих установок в сфере управления кадрами заключается в том, чтобы процесс мотивации трудового потенциала являлся управляемым. Для этого в арсенале руководства должны присутствовать разнообразные средства и методы мотивации труда трудового потенциала, дающие возможность принимать во внимание специфичность предприятия, положение его в социально-экономической сфере государства. Огромный акцент в теории и практике управления трудовыми ресурсами направляется на методы мотивации кадров. Для рационального управления кадрами без конфликтных явлений, следует знать, что такое мотивация труда и все ее ключевые методы.
На сегодняшний день для эффективной работы организации необходимы высококвалифицированные и инициативные кадры. Обеспечивать данные характеристики сотрудника нельзя посредством обычных форм материального стимулирования и строгого контролирования, заработной платы и наказаний. Мотивация дает возможность обеспечивать эффективную работу трудовых ресурсов и рост эффективности организации, а также ее конкурентоспособности.
Цель курсовой работы – анализ процесса и роли мотивации, как наиболее значимой функции управления деятельностью организации.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты значения и роли мотивации в поведении организации;
- провести анализ системы мотивации труда на предприятии на примере ТОО «Строймонтаж сервис»
- предложить направления совершенствования мотивации труда на примере ТОО «Строймонтаж сервис».
Объектом исследования выступает ТОО «Строймонтаж сервис».
Предметом исследования выступают принципы, методы мотивации персонала, которые предлагаются экономикой труда.
Нормативную базу курсовой работы составили: Конституция Республики Казахстан; Гражданский Кодекс Республики Казахстан; Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Послание Президента РК «Стратегия «Казахстан-2050».
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды таких ученых, как: Барышева А., Киктева Е., Бекжанова Г.Е., Дмитриева А.Ю., Егоршин А.П., Ефимова И.А., Иванова С.В.
1. Теоретические аспекты значения и роли мотивации в поведении организации
1.1. Понятие и сущность мотивации в системе управления
Мотивация трудовой деятельности - метод управления поведением работающего в трудовой деятельности, содержащий в себе направленное оказание влияние на поведение работников с помощью воздействия на факторы его жизнедеятельности, применяя мотивы, которые движут его работой. Мотивация труда посредством дифференциации доходов будет оказывать воздействие на социальную структуру общества и производственно-экономических комплексов.[1] Функция мотивации труда состоит в том, что она может воздействовать на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и персональных поощрительных мер.[2]
Мотивация - это создание внутреннего желания и стремления сотрудников работать более эффективно. Для эффективной мотивации людей необходимо, чтобы внешние стимулы воздействовали на мотивационную структуру личности и включали его мотивы. Сотрудники получают внутренний мотив, который побуждает их к достижению своих целей и работник стремится улучшать эффективность и качество своей работы.[3] Мотивирующая функция состоит в том, что она влияет на трудовой коллектив организации в виде стимула для эффективной работы. Анализ существующих теорий мотивации при управлении кадрами показывает, что сущность мотивации - эффективное использование потенциала работников для достижения целей организации, опирающееся на систему их потребностей.
Методы управления - способы влияния на личность сотрудника для перехода целей организации на уровень мотивационной структуры личности. Краткий обзор методов управления.
В настоящее время существуют четыре метода управления:[4]
а) Экономические методы управления. Они выступают в качестве механизмов экономического стимулирования. Экономические методы направлены на материальные нужды и материальные мотивы работников организации. Имеют цель материально мотивировать сотрудника организации к эффективному труду. К ним относятся: заработная плата, предоставление материальных и социальных льгот и т.п.
б) Административные методы обеспечивают регулирующие воздействия на мотивационную структуру организации. Административные методы - это организационные и административные механизмы мотивации трудовой деятельности персонала.[5]
в) Социально-психологические методы - это нематериальные способы воздействия на социальные и духовные потребности и интересы сотрудников организации.[6]
г) Метод самоуправления отображает содержательную часть саморегулирования организации как сложнейшей технико-экономической и социальной системы.
Материальные методы мотивации труда:
1. Система поощрений. Для мотивации сотрудников – выплачивают премии за определенное достижение, хорошо выполненную работу. Так каждый сотрудник будет знать, что если он будет лучше выполнять свою работу, он получит премию.
2. Надбавки. Надбавки за производительность трудовой деятельности больше норматива в виде сдельного наработка могут применяться в случае, когда предпосылкой перевыполнения нормативов было присутствие у работающего способностей к этой деятельности, которая превышает средний показатель.
Нематериальные методы мотивации труда гораздо разнообразнее:
1. Похвала руководства. Публичная и личная похвала начальства побуждает двигаться дальше, стремиться к большему. Именно из-за этого во многих организациях до сих пор используются доски почета, как физические, так и виртуальные.[7]
2. Развитие карьеры. Каждый работник в организации знает, что если он будет эффективнее выполнять свою работу, то это значительно повысит его социальный статус и обеспечит дальнейшее развитие в профессиональной среде.[8]
3. Обучение за счет организации. Отличный способ мотивировать, если организация предоставляет своим сотрудникам курсы по развитию карьеры за счет организации.[9]
4. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Сотрудники организации гораздо лучше выполняют свою работу, когда находятся в теплой дружественной обстановке. И напротив, если атмосфера будет неблагоприятной, то работники не смогут настроиться на рабочее настроение.
5. Имидж организации. Многие хотят работать в организации, которая является известной, и ее продукты или услуги очень востребованы, потому что она известна. Здесь следует учитывать престиж организации не только на рынке, но и работодателя.
1.2. Роль мотивации в структуре функций управления трудовой деятельностью
Мотивация – процесс активизации мотивов сотрудников (внутреннее стимулирование) и формирования стимулов (внешнее стимулирование) для того, чтобы побуждать их к эффективной трудовой деятельности. Целью мотивации считается создание совокупности условий, которые побуждают человека к реализации действий, направленных на выполнение задачи с наибольшим эффектом.[10]
Существуют экономическая, социальная, социально-психологическая и нравственная, воспитательная функция мотивации труда.
Экономическая функция состоит в том, чтобы оказывать содействие росту эффективности производства, выполнению тех определенных задач, которые поставлены перед экономикой. Данная функция является предметом экономической науки. Экономическая функция подразумевает развитие распределительных отношений. Одной из актуальных проблем наиболее полного осуществления данной функции является дифференциация оплаты труда в соответствии с реальными различиями в труде, в его итогах.[11]
Экономическая функция выражена, в первую очередь, в том, что мотивация труда может содействовать росту эффективности производства, которое выражено в увеличении производительности труда и качества продукции.[12]
Сущность социальной функции мотивации труда заключена в том, что социально-экономическое положение сотрудников в наибольшей мере устанавливается совокупностью тех экономических и социальных благ, которыми может располагать человек, заняв определенную позицию в системе общественного разделения труда.
Иные формы материального стимулирования трудовой деятельности работников организации:
- обеспечение дополнительного оплачиваемого отпуска в виде поощрения за эффективную деятельность;[13]
- возможность предоставления потребительского кредита с использованием льготных процентных ставок;
- выдача единовременных пособий на оплату лечения и отдыха;
- принятие участия в доходах организации;
- страхование жизни;
- высококачественное медицинское обслуживание и т.п.
Заработная плата - это компенсирование трудового вклада сотрудников в работу организации. Она считается мотивирующим фактором, если непосредственно имеет связь с итогами осуществленной работы и если она реально, а не символически повышает доход сотрудника.[14]
Социально-психологическая функция мотивации состоит в том влиянии, которое может оказывать вся организация системы мотивации на создание внутреннего мира сотрудника: его потребностей, ценностей, на создание определенного типа отношения к труду, принятия его как важной социальной ценности.[15]
Социально-психологическая функция имеет тесную связь с нравственной, воспитательной функцией мотивации, отображающей «вклад» мотивации в создание нравственных качеств сотрудника, создание трудовой морали.
Формирование системы мотивации является совокупным подходом в решении проблематики роста эффективности и качества труда.
Мотивация труда посредством дифференциации доходов будет оказывать воздействие на социальную структуру общества и производственно-экономических комплексов.
Помимо этого, применяя обширный спектр материальных, духовных и социальных благ, она является основанием удовлетворения многообразных потребностей сотрудника, развития его личности, его возможностей.[16]
Главное значение в мотивации производительного труда имеет дополнительная заработная плата в виде различного рода доплат, начислений, единовременных вознаграждений.
Надбавки и доплаты дают возможность обеспечить индивидуализацию оплаты в зависимости от опыта, профессионального мастерства, стажа напряженности, эффективности труда, значения областей его приложения, неотъемлемости координирования работ и т.д. Частично они предусматриваются законодательством (за классность, звание, стаж, работу в ночное время и т.д.); частично введены самой организацией (за профессиональное мастерство, интенсивность труда и др.).[17]