Файл: «Теория менеджмента»(Организация как функция управления).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день спорт делается предметом общественно-политического интереса [1], обретает все признаки индустрии, т. е. становится сферой деятельности, включающей в себя производство услуг, а также охватывающей смежные секторы и потребительскую аудиторию [2]. В этих условиях исследователи всё чаще обращают внимание на проблемы менеджмента в спорте [3–6].
Актуальность вопросов менеджмента в индустрии спорта обусловливается особенностями ее функционирования в рыночных условиях, основными из которых являются: децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта; преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг; возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на их услуги; возросшее разнообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций; все возрастающее социально-экономическое значение физической культуры и спорта.
К индустрии спорта в современной России относится множество различных физкультурных и спортивных учреждений. Это клубы профессионального спорта, детско-юношеские спортивные школы, фитнес-клубы, физкультурно-оздоровительные центры, спортивные комплексы, плавательные бассейны, различные федерации, комитеты, союзы и т. д. Руководителям и персоналу этих организаций ежедневно приходится решать широкий круг самых разнообразных вопросов и проблем – от очистки и заливки ледовых площадок до проведения грандиозных спортивно-зрелищных мероприятий, таких, например, как чемпионаты мира и Европы. Без знаний основных принципов спортивного менеджмента многие проблемы в сфере физкультуры и спорта не могут быть эффективно решены.
В связи с вышеизложенным целью настоящей работы было изучение основных функций в системе менеджмента с акцентом на особенности управления в индустрии спорта в современных условиях.
В число основных задач входило:
- Поиск современной научно и учебной литературы, затрагивающей научно-техническую проблему;
- Анализ основных функций (планирование, организация, мотивация, контроль, координация) в системе менеджмента;
- Оценка практической ситуации на примере индустрии спорта в современных условиях.
В курсовой работе мы рассмотрели вопросы значения функций планирования, организации, мотивации, контроля, координации, а также главные функции менеджмента на примере индустрии спорта.
Объектом курсовой работы являются основные функции в системе менеджмента.
Предметом исследования курсовой работы являются главные функции менеджмента на примере индустрии спорта в современных условиях.
В ходе выполнения курсовой работы был проведен аналитический обзор современной научно-технической и учебной литературы, затрагивающей проблему, исследуемую в рамках исследования, в том числе, обзор научных информационных источников: статьи в ведущих зарубежных и российских научных журналах, монографии; учебные материалы и др.
Планирование как функция управления
Внимание к основным функциям менеджмента до сих пор остается предметом дискуссии специалистов в области управления. Перечень основных функций управления различается у различных исследователей, но следует сказать, что четыре функции управления – планирование, организация, контроль и мотивация всегда присутствуют в различных вариантах и не вызывают сомнений в их реализации менеджерами.
Впервые основные функции управления сформулировал французский практик и теоретик Анри Файоль на основании своего личного успешного опыта управления [7].
А. Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге А. Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную теорию менеджмента [8].
Файоль сформулировал концепцию непрерывности управленческого процесса, в котором реализуются следующие взаимосвязанные функции: планирование, организация, руководство (администрирование), координация и контроль. До сих пор все учебники менеджмента и, в немалой степени, практические консультанты, исходят из этой классической схемы при анализе и проектировании современных организаций. Эти функции представляют собой самые общие направления, каждое из которых относительно самостоятельно, но, в то же время, соотносится с другими направлениями в рамках процесса управления. Вот эти функции [9]:
1) Планирование - менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своей организации, причем это должны быть не просто голубые мечты, но вполне реалистичные и в то же время не слишком заниженные цели и задачи.
2) Организация - менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработанным целям и задачам в максимальной степени.
3) Мотивация - менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такие условия, чтобы работники, как и он сам, стремились к достижению поставленных перед организацией целей и задач.
4) Контроль - наконец, менеджер не должен ни на минуту пускать организационные процессы, что называется, на самотек, постоянно контролируя деятельность организации и производя корректировки в планах, организационной структуре или работе в области мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворять сложившейся ситуации.
5) Координация - одно из основных условий успешной деятельности организации - согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.
Управлять по А. Файолю означает: планировать (prévoir), организовывать (organiser), отдавать распоряжения (commander), координировать (coordonner) и контролировать (contróler) [7].
А. Файолю принадлежит еще один внушительный список. Этот список – не что иное, как правила эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «четырнадцать принципов управления». Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи - сформулированы впервые. Формулируя эти правила, А. Файоль ориентировался на основную задачу административной школы, а именно – выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать. Вот эти правила [7]:
1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
2. Власть и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
9. Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
10. Порядок — определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём месте.
11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание благожелательности и правосудия.
12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.
Предложенная А. Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса.
Научной разработке основных функций управления посвящены труды английского исследователя Л.Ф. Урвика — автора примерно 40 работ и многочисленных статей по вопросам организации управления производством. Особого внимания заслуживает его работа «Элементы администрации». Ряд лет Л.Ф. Урвик был директором Международного института по управлению в Женеве, а затем вице-президентом Британского института управления [9]. Вслед за А. Файолем Л. Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. В 1934 г. Урвик издал книгу «Элементы администрации» [10], в которой задумал соединить в одно целое идеи Файоля, Тейлора, Рейли и Муни. Он считал, что менеджмент является социальной наукой, которой не хватает строгости и точности естествознания. Однако и существующих знаний вполне достаточно для эффективного управления, надо только систематизировать их на основе научного метода. К ним он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Неоспоримо мнение любого исследователя в области менеджмента, что для эффективного управления необходимо иметь рациональный и реалистичный план действий. Соответственно с функции планирования следует начинать реализацию любых действий.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники организации для достижения этих целей. Планирование – это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими методами, определяясь со временем и пространством [11]. К задачам планирования можно отнести [12]:
1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.
3. Координированная деятельность структурных подразделений и работников организации как при подготовке, так и выполнении планов.
4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план».
5. Стимулирование трудовой активности работающих.
6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
Функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса: где мы находимся в настоящее время, куда мы хотим двигаться, как мы собираемся сделать это? [13-15].
1. Где мы находимся в настоящее время? Для этого необходимо обладать полной и достоверной информацией о результатах текущей деятельности организации. Такую информацию можно получить посредством реализации функции контроля. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях как: финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения того, что может реально добиться организация.
2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, необходимо определить, какими должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей. При определении направления движения большое значение имеет осуществление прогнозов развития на различные временные периоды. Прогнозирование представляет собой предвидение на научной основе. Не осуществляя непосредственно функций планирования, оно дает необходимый для выполнения этой функции научный анализ факторов, воздействующих на развитие организации.
Не следует смешивать планирование и прогнозирование. Прогнозирование определяет наиболее общие показатели перспективного экономического развития, выявляет тенденции и альтернативные пути этого развития. Одной из важнейших задач прогнозирования является определение положительных и отрицательных факторов, которые будут воздействовать на экономические процессы в течение прогнозируемого периода. Это позволяет планирующим органам выбирать наилучшие альтернативы. Как отмечается в работах У.Дж. Дункан [16], Т.С. Кревинкова [17] и В.И. Андреева [18] , прогнозирование – это процесс, предшествующий планированию. Оно дает рекомендательный материал, но не решение, и в этом его главное отличие от планирования. План же всегда содержит элемент решения, он, как правило, увязан балансом, носит директивный характер, обязательно имеет жестко установленный срок вне зависимости от социального строя. Прогноз должен ставить перед собой и решать целый ряд задач. Первой главной задачей прогноза является правильная постановка самой проблемы, которую предстоит решать в перспективе. Этот вывод вытекает из одного из важных принципов системного анализа, гласящего, что искать правильный ответ можно только на правильно поставленную задачу. Иные варианты просто не имеют смысла. Вторая задача – определить возможные альтернативные варианты решения проблемы. Третья задача – дать наиболее полный перечень позитивных и негативных факторов, которые будут в перспективе оказывать влияние на решение проблемы. Четвертая задача – выдать всю вышеприведенную информацию лицам, ответственным за принятие конкретного решения. При прогнозировании не принимаются какие-либо конкретные решения и действия по устранению проблемы. Задача прогноза чисто информационная, которую с определенной долей условности можно сформулировать так: прогноз должен дать ответы на вопросы – что может быть и при каких условиях.