Файл: «Индустрия спорта в России:современное состояние и перспективы развития».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день спорт обретает все признаки индустрии, т. е. становится сферой деятельности, включающей в себя производство услуг, а также охватывающей смежные секторы и потребительскую аудиторию [1-4].

К индустрии спорта относится множество различных физкультурных и спортивных учреждений. Это клубы профессионального спорта, детско-юношеские спортивные школы, фитнес-клубы, физкультурно-оздоровительные центры, спортивные комплексы, плавательные бассейны, различные федерации, комитеты, союзы и т. д. Руководителям и персоналу этих организаций ежедневно приходится решать широкий круг самых разнообразных вопросов и проблем – от очистки и заливки ледовых площадок до проведения грандиозных спортивно-зрелищных мероприятий, таких, например, как чемпионаты мира и Европы. Без знаний основных принципов, имеющих место в индустрии спорта, многие проблемы в сфере физкультуры и спорта не могут быть эффективно решены.

Сегодня Россия уступает в развитии спорта, в том числе и в общей пропаганде спорта [5]. В то же время, государство придает большое значение состоянию спорта в нашей стране. Примером этому служит принятая Правительством Российской Федерации «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Эта стратегия направлена на решение огромного количества проблем, которые существуют в российском спорте [6]: не все виды проявления спортивной индустрии достаточно развиты (продвижение спорта в массы, формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс); отсутствие бренда спортивных игр (хоккей, футбол, баскетбол); отсутствие массовых потребителей физкультуоно-спортивной организации; неусовершенствованная нормативно – правовая база, проявляющаяся в воздействии государства на бизнес, а также в регулировании рыночного хозяйства; проблема управления спортивной индустрией. Главная цель этой стратегии – создать условия, которые обеспечат возможность вести здоровый образ жизни всем гражданам нашей страны, заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре, и конечно, возможность повышения конкурентоспособности российского спорта.

Как показывает практика, не государство лучше управляет производством, а бизнес, но введение этого принципа в данный момент невозможно, так как каждое спортивное сооружение является муниципальной или государственной собственностью.

Спорт можно отнести к социально –значимой отрасли, где важным аспектом для государства является обеспечение возможности граждан страны заниматься физической физкультурой, создавая для этого все необходимые условия. Для бизнеса же более важно получение большего дохода, чем социальные задачи, именно поэтому бизнес не желает брать на себя лишнюю ответственность и выполнять функции государства [7]. Все выявленные проблемы возможно решить, если государство уступит, позволив бизнесу взять на себя управление трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.


Можно с уверенностью назвать индустрию спорта главным сегментом экономики, приносящим прибыль такими способами как: продажа билетов на спортивные мероприятия; спонсорство; продажа прав на телетрансляцию; мерчандайзинг.

Из этого следует понимать, что при адекватном развитии именно этого сегмента экономики, спорт вполне сможет принести выгодную отдачу, оптимальную и для государства, и для бизнеса.

В связи с вышеизложенным целью настоящей работы было провести анализ, выявить тенденции, определить перспективы развития индустрии спорта в России.

В число основных задач входило:

  1. Поиск современной научно и учебной литературы, затрагивающей научно-техническую проблему;
  2. Показать динамику изменений в индустрии спорта в России и зарубежом.
  3. Выявить тенденции и перспективы развития индустрии спорта в Российской Федерации.

Объектом курсовой работы является индустрия спорта.

Предметом исследования курсовой работы являются особенности развития индустрии спорта в Российской Федерации.

В ходе выполнения курсовой работы был проведен аналитический обзор современной научно-технической и учебной литературы, затрагивающей проблему, исследуемую в рамках исследования, в том числе, обзор научных информационных источников: статьи в ведущих зарубежных и российских научных журналах, монографии; учебные материалы и др.

Теоретическая значимость работы состоит в проведении анализа и выявлении проблем развития спортивной сферы в Российской Федерации, в предложении путей их решения.

Практическая значимость – возможность использовать результаты исследования в планировании развития индустрии спорта в России.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Понятие индустрии спорта

Введем понятие спорта, индустрии и спортивной индустрии.

Спорт – cфeра социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований, специальной практики и подготовки человека к ним [8]. Спорт – особенный вид физической и интеллектуальной активности, используемой с целью соревнования, также целенаправленной подготовки к соревнованиям путём подготовки, разминки и тренировки [9]. Спорт сочетается с отдыхом; стремлением улучшить физическое состояние человека; повысить интеллект; получить душевное удовлетворение; стремление к совершенству; улучшению личных и командных рекордов; популярности; улучшения своих физических возможностей, а также умений и навыков. Спорт – составляющая часть физической культуры. В целом, спорт является соревновательной деятельностью и подготовкой к ней. В нём очень четко выявляется стремление к победе, к достижению высших результатов, усовершенствование физических, нравственных и психических качеств человека [10]. Спорт актуален, как способ влияния на людей. Массовый спорт открывает возможность людям совершенствовать свои физические и двигательные качества и возможности, а также укреплять здоровье [11].


Индустрия – сфера деятельности, участок экономики, включающий в себя производство, сбыт товаров и услуг, сопряжённые секторы и потребительскую аудиторию.

Индустрия спорта – полноценный элемент экономики, который приносит прибыль от продажи билетов на спортивные мероприятия, телетрансляций, мерчандайзинга, спонсорства. При правильно подобранном развитии данного элемента экономики, спорт может принести экономическую выгоду, которая будет интересна как государству, так и бизнесу [12].

Характеризуя индустрию спорта в целом, нужно отметить и совершенно разные формы ее проявления [10]. К таким относятся:

– вид трудовой деятельности для спортсменов, их менеджеров и тренеров;

– бизнес (непосредственно для профессиональных клубов, спортивных лиг, менеджеров, телеканалов, маркетинговых агентств и промоутеров);

– важный экономический ресурс;

– эффективная продажа на рынке своего бренда и продукции;

– способность сформировать позитивный имидж своей компании для покупателей.

Большое внимание исследованию понятия «индустрия спорта» и разви-тию экономических отношений между её субъектами уделяет проректор Московского финансово-промышленного университета «Университет», доктор экономических наук, член Экспертного Совета Министерства образования и науки РФ по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях РФ Владимир Алексеевич Леднев.

В своей докторской диссертации, посвященной развитию рыночных отношений в индустрии спорта России» он определяет «индустрию спорта» как «новую и особую сферу экономических отношений. В ней осуществляется специфическая производственная деятельность, результатом которой являются создаваемые продукты индустрии спорта, основным производителем которых являются профессиональные спортсмены, тренеры, менеджеры и другие представители спортивных организаций» [13].

Еще один специалист по экономической стороне спортивной деятельности, О.Д. Цыганкова, рассматривает индустрию спорта как «подсистему экономики, выражающую связь спорта и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности» [14].

Таким образом, спорт можно рассматривать с двух сторон: как само-стоятельный сектор экономики и как общественный товар и социальное явление.

Сегодня индустрия спорта имеет множество проявлений. Это новая специфическая сфера экономических, деловых и правовых отношений; вид про-фессиональной трудовой деятельности; это и отдельный экономический ре-сурс, который влияет на развитие экономики государства; это бизнес, а также эффективный канал продвижения брендов и инструмент для формирования имиджа компании.


Спорт стал частью экономики, в него идет вложение огромных инвестиций для последующего развития спортклубов, инфраструктуры. В Европе спорт – это важная сфера предпринимательской деятельности, которая, обеспечивает людей занятостью в различных отраслях спортивной индустрии. Такие отрасли помогают решать многие социальные проблемы населения методом внесения налоговых поступлений в бюджеты.

Нынешняя спортивная индустрия является довольно динамичной системой экономических отношений и интересов, имеющих субъекты такой индустрии. Самыми важными субъектами спортивной индустрии являются спортивно-оздоровительные клубы, спортивные лиги и агентства, осуществляющие успешную предпринимательскую деятельность в спорте [13, 14].

Безусловно, физическая культура и спорт – одни из самых важных составляющих в жизни каждого человека. В последние годы спорт стал очень важной частью экономики разных стран, в том числе, России. В него включены финансы и рабочая сила. Постоянно создаются новые модели управления спортом, а также модели его финансирования. Вместе с этим, с одной стороны, – растущие коммерциализация и профессионализация, а с другой стороны, – сильная конкуренция околобюджетных средств. Это свидетельствует о том, что спорт должен уметь самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся ресурсов, находящихся в его распоряжении.

Некоторое время спорт и экономика отмечались на Западе как отдельные отрасли. Спорт считался хобби, свободным времяпровождением и не имел ничего общего с профессией, торговлей и экономикой в целом. В наше время мнение по этому поводу кардинально изменилось: в спорте возможно заработать большие деньги, безусловно в кругу большой конкуренции. Из этого следует, что спорту необходимы не только профессиональные спортсмены и тренеры, но и профессиональные экономисты, управленцы, юристы, социологи. Это необходимо для каждой его сферы: профессионального спорта, спорта для зрителей, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления. Спорту необходимы люди, которые могли бы, к примеру, правильно подсчитать затраты на строительство бассейна или проведение крупного спортивного мероприятия и имели достаточный багаж знаний о менеджменте, финансах, маркетинге, профессионально разбирались в спортивной продукции, организациях, а также культуре спорта. Следует отметить, что так как спорт во многом четко классифицируется с управленческой и экономической сторон, то важно понимать, что очень многое из экономической теории и теории управления применимо и в спорте. Возможно понимание экономики спорта как науки, изучающей экономические составляющие спорта, а также социологические, психологические и юридические стороны, с которыми сталкиваются в работе спортивные организации всех видов. Последние, безусловно, должны рассматриваться в подтексте экономики.


Нужно понимать, что до конца сформировавшейся экономики спорта в целом как науки на данный момент пока нет. Но процесс развития ее как части науки об экономике идет довольно стремительно. При этом экономика спорта должна показывать особенности, относящиеся к каждой отдельно взятой стране.

В России становление спортивной индустрии необходимо для того, чтобы с большим эффектом воспользоваться тем, что еще осталось от прошлого, знать о возможных резервах ресурсного обеспечения спорта, и в конечном итоге – для сохранения здоровья граждан страны.

Спорт является одной из немногих отраслей, в которой Россия остается конкурентоспособной [15]. Сейчас, когда все больше людей в поисках середины между стрессом и отдыхом, желают найти свое призвание, сохранив при этом здоровье и чувствуя себя работоспособными, физкультура, занятия спортом, реабилитация и профилактика – как раз и есть то, что тесно связано с успехом современного общества. Если в будущем мы хотим иметь здоровую нацию – именно сейчас нам нужны специалисты, осознающие, что спорт – это гораздо большее, чем стоящие на первом месте рекорды и медали. Спорт – это неотъемлемый аспект экономики и управление им в коммерческой, профессиональной, а также абсолютно любой другой сфере требует специалистов, методологии и законов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.04.99 г. № 80 – ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, цель которой – удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Организационная структура профессионального спорта определяется особенностями каждого вида спорта. Она может состоять из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому–либо виду спорта, профессиональных спортивных клубов, а также спортивных команд и спортсменов – профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно – спортивными объединениями [16].

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 г. № 10 – ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" спортсмены-профессионалы и тренеры могут для защиты и представления своих прав, а также законных интересов объединяться в профсоюзы.

Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.