Файл: «Индустрия спорта в России:современное состояние и перспективы развития».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
Национальные партнеры заключают соглашения с оргкомитетом ОИ на конкретные соревнования и именно поступления от них формируют основную доходную часть ОИ, поскольку большая часть доходов от телетрансляций поступает в МОК.
Оргкомитет Сочи-2014 собрал $1 млрд собрал от восьми спонсоров первого уровня, больше всего заплатили «Роснефть» — $180 млн, а также «Мегафон»и «Ростелекомом» — по $130 млн. Кроме того, в числе спонсоров Сбербанк, Аэрофлот, РЖД, Фольксваген Групп Рус и др. Спонсорами второго уровня (в статусе партнера) выступили Ингосстрах, Спортлото и PwC. В число так называемых спонсоров третьего уровня, официальных поставщиков Сочи-2014, вошли Скания-Рус, группа ГАЗ, Kelly Services и др. [32].
Спонсорство является основной статьей доходов и в любительском тайском боксе. Федерации существуют только благодаря спонсорским вливаниям. Тем не менее, найти спонсора тоже непросто, так как часто федерации не могут сделать осмысленное и адекватное предложение и расписать инвестиционную привлекательность тайского бокса. Зачастую спонсоры «находятся» благодаря личным связям руководителей организаций. Гораздо легче, когда в организации есть несколько сильных спортсменов, подающих надежды. Тогда спонсоры, осуществляя вливания в организцию, лелеют надежды о победах спортсменов на крупных турнирах, чтобы «отбить» свои деньги.
Любительским ММА повезло со спонсорами. Их признали официальным видом спорта, президентом «Союза ММА» является Федор Емельяненко, и государство очень лояльно к смешанным единоборствам: любительские смешанные единоборства активно финансируются из госбюджета. Например, осенью 2013 года в Москве состоялся турнир «Кубок мэра» по ММА, полностью оплаченный «Союзом ММА» и еще имеющий призовой фонд для победителей. Помимо государства у любительских ММА есть еще множество спонсоров, ведь все прекрасно понимают высокую инвестиционную привлекательность этого вида спорта. В отличие от любительского тайского бокса любительским ММА не нужно искать спонсоров – спонсоры придут к ним сами. Что касается профессиональных смешанных единоборств, что спонсор-ство остается стабильной статьей дохода: спонсируются и турниры, и спорт-смены. Причем со спортсменами заключаются многомиллионные контракты, что еще раз подтверждает популярность ММА
При этом спонсоры получают хорошую отдачу от сотрудничества с МОК. По данным исследования компании Havas Sports-and-Entertainment Group по итогам ОИ-2012 в г. Лондоне имидж компаний-спонсоров в среднем улучшился на 25-50%. Спонсорство глобальных спортивных событий позволяет сформировать позитивные ассоциации бренда спонсора с занятиями спортом и здоровым образом жизни. Кроме того, спонсор получает следующие преимущества: доступ к целевой аудитории, возможность размещения рекламы, доступ к участникам спортивных событий, ассоциация с общепризнанными ценностями, возможность демонстрации своих продуктов/услуг, ассоциация с атрибутами события [33].
Права на телетрансляции являются важнейшим источником доходов для спортивных организаций, лиг и клубов. Так, НБА (Национальная баскетбольная ассоциация) в 2014 г. объявила о продлении сотрудничества с нынешними телевизионными партнерами, каналами ESPN и TNT. Контракт рассчитан на 9 лет и среднегодовой доход НБА увеличится с предусмотренных нынешним соглашением 930 миллионов до 2,66 миллиарда долларов. Не являются исключением и крупнейшие спортивные соревнования.
Как же обстоят дела с трансляцией спортивных соревнований в России? Рассмотрим это в сегменте рынка единоборств. С продажей прав на трансляции в данном сегменте практически та же плачевная история, как и с продажами билетов –такой статьи доходов почти что нет. И связано это, опять, же с популяризацией данного вида спорта и со спецификой – ведь никто не будет смотреть по телевизору, как двое новичков первый раз пытаются что-то изобразить на рынке. Это что касается региональных турниров. Если переходить к турнирам на уровне страны, Европы и мира, то ситуация несколько иная: доходы от продажи трансляций есть, но низкие и нестабильные. В основном, трансляции поединков проходят в Интернете, редко когда удается «выбить» эфирное время на телеканале. Каналы транслируют только финалы чемпионатов мира. Например, финал чемпионата мира 2012 года транслировался на канале «Россия 2», а вот финал чемпионата Европы 2013 – только в Интернете. Так что уповать на доходы от телетрансляций в любительском тайском боксе тоже не стоит. Опять же, все упирается в уровень популярности вида спорта и степени его освещенности.
Любительские ММА в мире только появились, но уже крупно заявили о себе. В частности, первый официальный чемпионат мира по ММА 2013 транслировали многие онлайн-ресурсы, что можно считать большим успехом для начала. В целом, как продажи трансляций не являются основной статьей дохода. В профессиональных смешанных единоборствах продажи прав на трансляции перекрывают, пожалуй, доходы от продажи билетов. Возрастаю-щая популярность этого вида спорта делает свое дело, даже профессиональ-ный кикбоксинг уступает в этом плане
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что именно экономика «правит балом», или по-другому можно сказать, что экономика и ее составляющие и дальше останется основным фактором, который будет определять возможности расходов при проведении каких-либо спортивных мероприятий, соревнований, а также на спортивные команды, на спортивных звезд и тому подобное. В перспективе, именно от этого аспекта будет зависеть объем прибыли с продажи билетов, спонсорской поддержки и мерчандайзинга. Сегодня, в современном мире, границы между мерчандайзингом, спонсорством, а также правами на спортивные телетрансляции исчезают, а соответственно и взаимозависимость между доходами от этих сегментов тоже. Государству следовало бы более активно заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и сокращения количества посредников, позволить себе уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, увеличить пропагандирование здорового образа жизни, а также улучшить контроль за исполнением социальных функций в развитии спорта. Все это можно дополнить тем, что следовало бы вынести на рассмотрение изменение законодательных актов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный рынок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объектам; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций.
Лишь после устранения всех перечисленных недостатков, индустрия спорта сможет более эффективно начать развиваться, принося при этом не только финансовую прибыль и выгоду, но и эффект в социальной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что при работе над курсовой работой я понял, что Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта: эффективном взаимодействии государства и бизнеса, управлении спортивной индустрией, широкой пропаганде спорта, привлечении инвестиций и инновационных технологий, но в то же время государство реально оценивает состояние спорта на сегодняшний день и продвигается в направлении изменений к лучшему. Примером этого может служить реализация стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Безусловно государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом, льготного налогообложения, уступить место бизнесу в спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта.
Следует отметить, что все возрастающее влияние физкультуры и спорта на экономику страны, появление и развитие индустрии спорта вызывает необходимость не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах, которые при грамотном планировании, ор-ганизации, координации, мотивации и контроле могут помочь государству и спортивным организациям в достижении своей миссии и целей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лукащук В. И. Спорт как фактор патриотического воспитания и развития толерантности // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. - 2016. - № 1 (16). - С. 124–136.
2. Трушина Е. А., Сергеев А. А. Интерактивная наука // Развитие спортивной индустрии в России. - 2016. - №3. - С. 165.
3. Гречишников А. Л., Левин А. И. Развитие массового спорта как объект управленческой деятельности // Вестник Поволжского института управления. -2016. - № 5 (56). - С. 71–78.
4. Гречишников А. Л., Левин А. И. К вопросу о повышении эффективности управления массовым спортом на региональном уровне // Парадигмальные основания государственного управления: сравнительный анализ опыта регионов стран СНГ: сб. науч. ст. IV Междунар. науч. конф. в рамках ХV межрегиональной универсальной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки – 2015 / Курск. акад. гос. и муниципальной службы. Курск, 2015. Ч. 2. С. 49–53.
5. Филиппова С. О. Фитнес, фитнес-технология и фитнес-индустрия // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / С. О. Филиппова. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 25 с.
6. Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие / В. В. Галкин. Изд-во «Кнорус»: 2010. 309 с.
7. Леднев В. А. Роль бизнеса в развитии индустрии спорта // Спорт и право». – 2011. - № 3(5). – c. 7-9.
8. Дормидонтова Л. С. Пропаганда физической культуры и спорта в коллективе физической культуры: учебное пособие / Л. С. Дормидонтова. Изд-во Омск: 2003. 46 с.
9. Кукушкин Г. И. Словарь по физической культуре и спорту: энциклопедия в 3 томах / под гл. ред. Г. И. Кукушкина. Москва: «Физкультура и спорт», 1963. 423 с.
10. Скробов А. П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ // О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ. 2010. [свободный ресурс]: URL:
11. Е. Г. Прыткова, Е. А. Пак., С. С. Попова, С. В. Сурнина Олимпийские объекты: проблемы финансирования и содержания // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 7. - №1. - С. 219-222.
12. Информационно-образовательный ресурс Индустрия спортивных товаров [Электронный ресурс]: URL: http://www.rossportprom.ru/about/
13. Леднев В.А. Развитие рыночных отношений в индустрии спорта России // Диссертация д.э.н. – М., 2006.
14. Цыганкова О.Д. Предпринимательский сектор в индустрии спорта и перспективы его развития в России //Автореферат дис. к. э .н. –М., 2003. 15 c.
15. Волгина Н. А. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгиной. Москва: Изд-во «Экзамен», 2012. 736 с.
16. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации
17. Шааф Ф. Спортивный маркетинг // М.: ИИД «Филинъ». – 1998. - C. 23-24.
18. Томич М. Маркетинг в спорте // Рынок и спортивные продукты. –2002. – C. 45-46.
19. Кабановская Е. С. Особенности формирования и регулирования российского рынка фитнес-услуг // Известия СанктПетербургского университета экономики и финансов. 2009. - №3. - С. 171.
20. Литвин А. В. Экономика спорта: теоретический аспект и перспективы развития // Евразийский научно-аналитический журнал. 2009. №3 (31). [Электронный ресурс]: URL: www.stadium.ru
21. Ручкин Б. Н., Родионов В. А. , Печников А. В. Молодежь как стратегический ресурс развития общества // Социальногуманитарные знания. - 2013. - №1.- С. 155-160.
22. Итоги чемпионата мира по футболу FIFA 2018 [Электронный ресурс]: URL: http://mediascope.net/press/news/830162/
23. Adindex [Электронный ресурс] URL: https://adindex.ru/specprojects/markets3/sport1.phtml