Файл: Анализ внешней среды на примере кафе «Юность» г. Москва.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Себестоимость товарной продукции в 2017 году возросла на 68 тыс. руб. или 2%, а в 2018 году снизилась на 124 тыс. руб. или на 3%. Следует отметить, что темпы роста товарооборота в 2018 году опережают темпы роста себестоимости товарной продукции на 1% (98-97), что указывает на снижение расходов кафе «Юность» на приобретение товарной продукции. Это стало результатом введения режима экономии на предприятии.

Издержки обращения по сравнению с 2016 годом она увеличились на 41 тыс. руб. или 2%, а в 2018 году прирост составил 1 тыс. руб. Рост издержек обращения в 2018 году на фоне снижения товарооборота обусловлен увеличением объемов списанной продукции, что также стало результатом снижением спроса.

Наибольшее значение прибыли от продаж наблюдалось в 2017 году, когда она составила 1219 тыс. руб., что на 19 тыс. руб. больше чем в 2016 году. В 2018 году произошло снижение прибыли от продаж на 34 тыс. руб.или на 3%. Прибыль от продаж кафе «Юность» в 2018 году составила 1007 тыс. руб.

Чистая прибыль предприятия в 2016 году составила 1200 тыс. руб., в 2017 году – 1219 тыс. руб., а в 2018 году – 1185 тыс. руб., т. е. з0а три анализируемых года она снизилась на 15 тыс. руб. или на 1%.

Таким образом, кафе «Юность» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является получение прибыли. Основной вид деятельности предприятия - деятельность кафе и ресторанов. Организационная структура предприятия – линейно-функциональная, численность работников составляет 15 человек. Анализ основных экономических показателей выявил, что эффективность деятельности кафе «Юность» в 2018 году снизилась за счет снижения платежеспособного спроса.

2.2 Анализ системы общего и стратегического менеджмента на предприятии.

На сегодняшний день кафе «Юность» в системе стратегического менеджмента на предприятии используется стратегия концентрированного роста – стратегия усиления позиции на рынке общественного питания г. Москвы.

Основными стратегическими задачами кафе кафе «Юность» являются:

- привлечение клиентов;

- завоевание репутации популярного заведения;

- наращивание и закрепление круга постоянных клиентов;

- обеспечение максимальной популярности и заполняемости кафе.

Маркетинговой деятельностью кафе «Юность» занимается директор, которые совмещает функции по управлению маркетингом кафе с другими своими обязанностями.


Рассмотрим комплекс маркетинга, применяемый в кафе кафе «Юность», по следующим составляющим:

- товарная политика;

- ценовая политика;

- коммуникационная политика.

1. Товарная политика кафе «Юность».

Товарная политика кафе состоит в предложении посетителям блюд русской и восточной кухни, а также авторской кухни на банкетах.

Основными целями товарной политики являются:

- увеличение объема продаж;

- формирование положительного имиджа кафе.

Ассортимент кафе кафе «Юность» полностью соответствует требованиям ГОСТ Р50762-95 к ассортименту предприятия общественного питания.

Основным в анализе ассортимента является анализ предлагаемых: блюд, т.к. еда это основа меню любого кафе.

кафе «Юность» реализует горячие закуски, салаты, первые и горячие вторые блюда, десерты. Удельный вес каждой из этих групп представлен на рис. 4.

Рисунок 4. Удельный вес различных групп блюд в меню, %

Как видно из рисунка в меню кафе преобладают горячие вторые блюда, и их количество значительно превышает количество несложных блюд (супы, салаты и десерты).

2. Ценовая политика кафе «Юность».

Основная используемая в кафе ценовая политика – стратегия средних цен.

Особенностями ценовой стратегии кафе «Юность» являются:

- торговая наценка составляет минимум 100%.

- цена на каждое блюдо устанавливается индивидуально, с использованием разных методов;

- основным методом ценообразования в исследуемом кафе является:

Цена = Стоимость продуктов + Затраты на приготовление + Наценка.

Размер среднего чека составляет 100-500 рублей и варьируется в зависимости от дня недели (будни, выходные, праздники) и времени суток: в будни средний размер чека сокращается до 100 руб., в выходные и праздничные увеличивается до 300-500 руб.

3. Коммуникационная политика кафе «Юность».

Основной целью коммуникационной политики кафе «Юность» является привлечение и удержание клиентов.

В целях увеличения популярности кафе в кафе «Юность» используются следующие инструменты коммуникационной политики:

- прямые продажи;

- реклама.

Основу продвижения в кафе кафе «Юность» составляют прямые продажи, которые основаны на потенциале и компетентности персонала. Персонал создают «лицо» кафе, формируют атмосферу гостеприимности и отношения с клиентами, стимулируют размер и состав заказа, и что важно, повторность посещений.

В настоящее время кафе «Юность» использует только наружную рекламу - кафе имеет вывеску, но она устарела и потеряла привлекательный вид.


2.3 PEST и SWOT – анализ

В целях определения сильных и слабых сторон кафе «Юность» по методике SWOT - анализа был проведен экспертный опрос, в котором приняло 5 наиболее опытных сотрудников предприятия.

Результаты опроса приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сильные и слабые стороны кафе «Юность»

Сильные стороны

Слабые стороны

Хорошая репутация кафе

Кризисное финансовое состояние

Квалифицированные кадры

Высокая арендная плата

Наличие постоянных клиентов

Нестабильные объемы реализации

Соблюдение санитарных норм

Отсутствует программа лояльности

Хорошее соотношение цены и качества

Недостаточная рекламная деятельность

Современное оборудование

Недостаточная скорость обслуживания

Таким образом, анализ внутренней среды предприятия выявил, что его сильными сторонами являются: хорошая репутация кафе; квалифицированные кадры; наличие постоянных клиентов; хорошее соотношение цены и качества; современное оборудование и соблюдение санитарных норм. Слабыми сторонами кафе «Юность» являются: кризисное финансовое состояние; высокая арендная плата; нестабильные объемы реализации; недостаточная рекламная деятельность; отсутствие программы лояльности и недостаточная скорость обслуживания.

Результаты экспертного опроса, в котором приняли участие наиболее опытные сотрудники кафе «Юность», целью которого было определение возможностей и угроз внешней среды, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Возможности и угрозы внешней среды кафе «Юность»

Возможности

Угрозы

Повышение уровня жизни населения

Сокращение платежеспособного спроса

Снижение цен на сырье даёт возможность понижать и делать более конкурентоспособной цену продукции

Увеличение налогового бремени

Неудачное поведение конкурента

Появление новых конкурентов

Снижение арендной платы и налогов

Укрепление позиций существующего конкурента

Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей

Низкий уровень жизни большой массы населения страны;

Рост числа приезжих

Увеличение цен на сырье


Таким образом, анализ внешней среды выявил, что основными угрозами в развитии кафе «Юность» являются: сокращение платежеспособного спроса, увеличение налогового бремени, появление новых конкурентов, укрепление позиций существующего конкурента, низкий уровень жизни большой массы населения, увеличение цен на сырье. Возможности кафе состоят в положительных тенденциях изменения среднего спроса, повышении уровня жизни населения, снижении цен на сырь, в неудачном поведении конкурентов, снижении налогов и пошлин, в возможности обслуживания дополнительных групп потребителей и роста числа приезжих.

Далее проведем анализ факторов внешней среды кафе «Юность» с помощью методики PEST-анализа, которая разделяет среду на 4 группы факторов, каждый из которых оценивается количественно по 5-балльной оценке с учетом значимости данного конкретного фактора в деятельности компании (таблица 4) . Для проведения данного анализа был взят уровень рынка услуг питания города г. Москвы, как оказывающий максимальное влияние на предприятие. Данный рынок динамично развивается, постоянно открываются новые заведения различных форматов, имеются достаточно общие тенденции развития рынка.

Таблица 4

PEST-анализ кафе «Юность»

Факторы

Вес

Оценка

Суммарная оценка

Возможности

1. Социальные

1.1 Нежелание людей тратить много времени на приготовление пищи дома

0,04

5

0,20

1.2 Рост популярности кафе - как мест проведения досуга, а также праздников, свадеб и корпоративных банкетов

0,045

4

0,18

1.3 Увеличение количества времени на досуг

0,04

3

0,12

Итого

0,125

0,50

2. Технологические

2.1 Широкое внедрение высоких технологий в производство продуктов питания

0,04

4

0,16

2.2 Стремительное развитие технологий в данной отрасли

0,045

4

0,18

2.3 Относительная доступность технологий автоматизации учета и расчета с посетителями кафе в безналичной форме

0,04

4

0,16

Итого

0,125

0,50

3. Экономические

3.1 Выделение среднего класса населения

0,04

5

0,20

3.2 Относительная экономическая стабильность

0,045

4

0,18

3.3 Быстрые темпы роста рынка

0,04

5

0,20

Итого

0,125

0,58

4. Политические

4.1 Поддержка государством малого и среднего бизнеса

0,065

2

0,130

4.2 Относительно благоприятная политическая ситуация

0,060

2

0,120

Итого

0,125

0,25

ИТОГО ПО ВОЗМОЖНОСТЯМ

0,50

1,83

Угрозы

1. Социальные

1.1 Большое количество людей, не желающих пользоваться услугами предприятий общественного питания

0,045

4

0,18

1.2 Депопуляция населения

0,04

5

0,20

1.3 Увеличение числа пожилых людей, не пользующихся услугами предприятий питания

0,04

4

0,16

Итого

0,125

0,54

2. Технологические

2.1 Последние новинки стоят дорого

0,04

4

0,16

2.2 Увеличение себестоимости услуг за счет дороговизны нового оборудования

0,04

3

0,12

2.3 Прогресс опережает образование (нехватка квалифицированных кадров)

0,045

4

0,18

Итого

0,125

0,46

3. Экономические

3.1 Конкуренция

0,04

5

0,20

3.2 Инфляция

0,04

4

0,16

3.3 Нестабильность экономики страны

0,045

4

0,18

Итого

0,125

0,54

4. Политические

4.1 недостаточная поддержка местного правительства малого и среднего бизнеса

0,065

2

0,13

4.2 Общая нестабильность в регионе

0,060

2

0,12

Итого

0,125

0,25

ИТОГО ПО УГРОЗАМ

0,50

1,79

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ

3,62


Таким образом, в качестве итогового результата PEST – анализа следует отметить, что влияние внешних факторов на деятельность организации велико. При этом из таблицы видно, что наиболее значимыми для предприятия являются социальные и экономические факторы, при этом суммарная оценка в 3,62 балла показывает, что предприятие достаточно удачно взаимодействует с внешней средой (если оценка меньше 3, то предприятие закрыто от внешней среды, упуская возможности, если больше 4 – слишком зависит от внешней среды, т.е. любое неблагоприятное изменение резко ухудшит состояние предприятия).

3 Характеристика стратегий развития предприятия с учетом влияния внешней среды

3.1 Формирование миссии, видения и стратегической цели

Миссия кафе «Юность»: наши гости –  люди, заслужившие право окружить себя и своих близких товарами и услугами только высшего качества. Мы стремимся создать все необходимые условия для проведения торжественных событий и обеспечения полноценного гармоничного отдыха наших гостей. Каждое посещение нашего кафе должно оставить в душе гостя ощущение гармонии, стабильности и комфорта.

Видение кафе «Юность» - лучшее заведение для отдыха и проведения торжественных событий.

Стратегической целью предприятия является максимизация прибыли.

Деятельность кафе «Юность» должна быть направлена на увеличение объемов продаж.

Сформируем портфель альтернативных стратегий основанных на результатах SWOT-анализа.

Альтернативные стратегии можно разделить на следующие группы:

- стратегии использования возможностей;

- стратегия устранения угроз;

- стратегии сохранения, укрепления и использования сильных сторон;

- стратегии ликвидации слабых сторон.

Основным критерием при выборе вариантов стратегий кафе «Юность» является прирост прибыли от продаж предприятия.

Вариантное проектирование стратегий кафе «Юность» представлено в таблице 5

Таблица 5

Вариантное проектирование стратегий кафе «Юность»