Файл: «Особенности политики мотивации персонала малых предприятий».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует три главные процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожидания и модель Портера–Лоулера.

Теория ожидания, главным образом, ассоциируется с работами В. Врума и основывается на идее, что наличие активной потребности не является единственным условием для того, чтобы индивидуум имел мотив направлять свое поведение на достижение определенной цели; он должен также ожидать, что этот стиль поведения фактически приведет к удовлетворению или к получению желаемого (рис. 3):

Мотивация = У – Р х Р – В х валентность

Рисунок 3 - Модель мотивации Врума

Теория справедливости говорит, что человеку свойственно субъективное определение соотношения полученного вознаграждения к потраченным усилиям и сравнение данного коэффициента с показателями других сотрудников, которые проделывают похожую работу. Если сравнение указывает на дисбаланс, т. е. если, по мнению сотрудника, другой работник получил за похожую работу более высокое вознаграждение, то ему свойственно возникновение психологического напряжения. В результате работник будет испытывать мотивацию для снятия данного напряжения и восстановления баланса (мотив справедливости).

Исследователями Э. Лоулером и Л. Портером была выработана комплексная процессуальная теория мотивации, объединяющая элементы теории справедливости и теории ожиданий. Данная модель включает пять переменных: восприятие, усилие, результаты, степень удовлетворения и вознаграждение. По этой модели результаты зависят от того, сколько тратит сотрудник усилий, способностей, его личных характеристик, а также от восприятия сотрудником собственной роли. Уровень потраченных усилий варьируется в зависимости от того, как воспринимаются ценности вознаграждения, а также от ожидания того, что данный уровень потраченных усилий даст возможность получить конкретное вознаграждение. Более того, эта теория устанавливает связь между результатом деятельности и вознаграждением; в частности, сотрудник удовлетворяет свои потребности через вознаграждение, полученное за определенные результаты.

1.3. Методы мотивации персонала малых предприятий

В общем виде есть следующие типы мотивации [21, с. 123]:

- материальная (связана с личным обогащением: бонусы, премии, комиссионные, «золотые парашюты» и т. п., на чем основываются разные системы оплаты труда);


- нематериальная (обеды за счёт работодателя, медицинская страховка, корпоративный транспорт, личный кабинет, а также элементы статуса, которые представляются в положении о социальной политике и нематериальной мотивации сотрудников).

Виды мотивации, существующие в организации, также описываются в Положениях (локальных нормативных актах работодателей).

Методов мотивации (или способов мотивации) достаточно много, их можно условно объединять в группы:

- организационные методы (создают систему стимулов на предприятии, к примеру, выработка и внедрение системы грейдов, проведение социальной политики по поддержанию наиболее уязвимых категорий сотрудников и другое);

- диагностические (оценивают мотивацию конкретного работника, и дают инструмент, как мотивировать, к примеру, составление и периодический пересмотр карты мотиваторов);

- индивидуальные методы (направлены на мотивацию конкретных, узких групп персонала со схожими мотивами и потребностями, к примеру, индивидуальные вознаграждения).

К способам мотивации сотрудников малых предприятий относят [21, с. 123]:

- продвижения по карьерной лестнице;

- гибкие графики, скользящие обеденные перерывы;

- учет мнений сотрудников при планировании их отпусков;

- ротация персонала;

- выделенное место для парковки своего автомобиля;

- приоритетное оснащение рабочих мест современным оборудованием;

- публичная благодарность за результаты работы;

- возможность участвовать в конкурсах профессионального мастерства с призами;

- публикация фотографий, статей лучших работников в корпоративных газетах, буклетах;

- совместных корпоративные праздники и другое.

Рассмотрим существующие формы мотивации сотрудников.

Под формами мотивации понимается внешняя организация процесса по применению способов стимулирования. Как правило, когда упоминаются формы мотивации сотрудников, речь идёт о денежной (прямой) и не денежной (косвенной) материальной мотивации [16, с. 43].

Материальная денежная форма связана с вознаграждениями, выплатами, окладами, повышенными ставками и т. д. Это, к примеру, программы льготного кредитования; выплаты на приобретение акций предприятия по сниженной стоимости; оплата 100 % рабочего времени в сокращённый предпраздничный день; оплата затрат на страхование здоровья и жизни; предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков; оплата обучения; единовременные денежные выплаты по особым поводам (вступление в брак, смерть родственника и т. п.) и др.


Материальная не денежная форма напрямую не связана вознаграждениями и выплатами. Это, к примеру, возможность приобретать продукцию предприятия по сниженной стоимости; организация отдыха детей работников в летних лагерях на условиях предоставления льготных путёвок; улучшенная техническая оснащенность рабочих мест; распространение бесплатных билетов на культурные мероприятия; сокращение рабочей недели / дня; предоставление доступа в Интернет за счёт средств работодателя и др.

В своей работе руководителям нужно применять моральное и материальное стимулирование персонала предприятия.

Рассмотрим главные формы стимулирования персонала предприятия в зависимости от форм собственности и получаемой прибыли.

Материальное стимулирование включает действия по [14, с. 45]:

1) приобретению жилой недвижимости для сотрудников организации или строительство своей собственной;

2) получению ипотеки для сотрудников организации;

3) выдаче беспроцентных кредитов на покупку жилой недвижимости на период до 25 лет;

4) приобретению служебных автомобилей с правом выкупа по остаточной стоимости;

5) приобретению автомобилей для жилой недвижимости в лизинг на 10 лет;

6) обучению сотрудников, а также их детей в ВУЗах за счёт средств финансирования организации, с последующей отработкой в организации на период не меньше 6 лет;

7) оплате детских дошкольных заведений для детей сотрудников от 3 до 7 лет;

8) оплате медицинских страховых полисов для работников организации;

9) оплате путёвок работников, выезжающих для оздоровления в санатории, профилактории, а также дома отдыха, расположенные на территории РФ;

10) доплате в размере 5-10% к должностному окладу сотрудников за отказ от курения, ведение здорового образа жизни;

11) оплате посещения сотрудниками физкультурных и спортивных учреждений;

12) организации бесплатного питания для сотрудников на территории предприятия или заключение договоров со специальной организацией по доставке питания;

13) оплате транспортных затрат сотрудников;

14) организации повышения квалификации и переподготовки сотрудников не меньше 1 раза в 3 года;

15) обеспечению офисной и рабочей одеждой в фирменном стиле работников и административного аппарата организации.

Нематериальное стимулирование работников предприятия включает действия по [15, с. 59]:

1) награждению работников организации по итогам года дипломами и грамотами;

2) публикации в СМИ о самых отличившихся сотрудниках организации;


3) направлению благодарственных писем членам семей сотрудников;

4) представлению сотрудникам организации к награждению общественной или государственной наградой;

5) сообщению по внутрифирменной теле- и радиотрансляции о работниках, добившихся успехов, тех, кто является положительным примером для подражания.

Вот примерный перечень тех возможностей, которыми реально располагает руководитель предприятия для правильного применения мотивации и стимулирования своих сотрудников.

Данные меры дают возможность предприятию избегать текучести персонала, увеличить производственную и трудовую дисциплину, усилить ответственность каждого работника за качество своей работы [10, с. 147].

2. Анализ политики мотивации персонала малого предприятия ООО «Стройсервис»

2.1. Общая характеристика ООО «Стройсервис»

Объектом исследования является ООО «Стройсервис» в г. Москва, которое занимается строительной деятельностью. За годы работы предприятие прошло сложный путь от небольшой организации, занимающейся прокладкой наружных инженерных сетей, до стабильного предприятия, выступающей генеральным подрядчиком в строительстве как объектов промышленного и общественного назначения, так и многоэтажных домов.

На данный момент компания имеет необходимые ресурсы для осуществления полноценного цикла строительных работ, начиная от разработки проектных заданий и заканчивая сдачей объектов в эксплуатацию.

За годы своей работы ООО «Стройсервис» доказало, что всегда в срок исполняет свои обязательства перед заказчиком, именно поэтому работа с компанией всегда выгодна и, довольно часто, приводит к длительному сотрудничеству. Кроме того, в течение многих лет компания заметно выделяется на рынке благодаря соотношению оптимальных цен и неизменно высокого качества. Доказательством этому служит то, что компания работает с лидерами строительной отрасли.

Одну из важных ролей в успешном развитии организации играет ее коллектив. Основной штат организации — это дипломированные специалисты, обладающие достаточным опытом работы в различных областях строительной сферы. Помимо этого, сотрудники компании — это люди, которые по-настоящему любят своё дело, это является важным фактором, который влияет на скорость и качество выполнения работ.


Сегодня это активная компания, двигающаяся к новым вершинам в строительной отрасли, компания дорожит и гордится своей репутацией. Основной вид деятельности по ОКВЭД: 41.20 - Строительство жилых и нежилых зданий.

ООО «Стройсервис» оказывает следующие виды услуг.

Проектирование. Формирование проектной документации для коттеджей, многоквартирных зданий, коммерческих, промышленных, социальных, других объектов. Дополнительно компания выполняет проектирование по отдельным направлениям: для электромонтажа, ввода коммуникаций, благоустройства и т.п.

Подготовка. Демонтаж зданий, сооружений, расчистка территории, ее подготовка к застройке, профилирование, выравнивание земельных участков, установка временных ограждений.

Монтаж инженерного оборудования, коммуникаций: водопровод, электроснабжение, канализация дренаж, поверхностный водоотвод, вентиляция, система отопления, пожарной безопасности и пр.

Строительство. Компания использует разные технологии: обустройство ленточных, плитных фундаментов, возведение стен из кирпича, строительных блоков, с использованием несъемной опалубки, быстровозводимых конструкций, обустройство монолитных и сборных перекрытий, плоских и скатных кровель любой конструкции.

Наружная отделка: утепление, отделка стен, установка водостоков, устройство отмостки, цоколя.

Внутренние работы: перепланировка, возведение легких перегородок, декоративная отделка, монтаж сантехники, другого оборудования, электромонтаж.

Благоустройство. Обустройство подъездных путей, парковок, зон отдыха, пешеходных дорожек, декоративное озеленение, обустройство ливневой канализации, установка уличного освещения.

Организационная структура ООО «Стройсервис» приведена на рис. 4.

Директор

Главный инженер

Юрист

Главный бухгалтер

Главный механик

Отдел кадров

Сметно-договорная служба

Строительно-монтажный участок № 1

Строительно-монтажный участок № 2

Производственная служба

Ремонтно-механическая

Участок эксплуатации машин и механизмов

Финансовый отдел

Бухгалтерия

Рисунок 4 - Организационная структура ООО «Стройсервис»

Т. к. объектом исследования в данной работе является ООО «Стройсервис», нужно провести оценку его экономической деятельности. По результатам работы за 2016–2018 гг. организация имела следующие значения показателей, табл. 4.

Данные табл. 4 говорят о том, что выручка увеличивается на всем периоде исследования, так в 2017 году выручка показала рост на 18884 тысяч р., а в 2018 году - на 15024 тысяч р. Т. к. происходит рост объемов деятельности, также растет себестоимость, в 2017 году она показала рост на 16422 тысяч р. и в 2018 году - на 12980 тысяч р. Нужно отметить, что темп ее роста выше темпа роста выручки, это является негативным моментов в деятельности предприятия. Среднегодовая стоимость основных средств растет на всем периоде исследования (в 2017 году - на 2298 тысяч р., в 2018 году - на 456 тысяч р.). Прибыль от продаж в 2017 году уменьшилась на 2475 тысяч р., прибыль до налогообложения и чистая прибыль также уменьшились на 1433 тысяч р. и на 923 тысяч р. соответственно. Прибыль от продаж в 2018 году показала рост на 2701 тысяч р. Положительный финансовый результат по прочим видам деятельности стал причиной того, что прибыль до налогообложения, а также чистая прибыль увеличиваются в 2018 году на 3366 тысяч р. и на 3298 тысяч р. соответственно.