Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Изменения в социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны поставили ряд актуальных проблем перед исследователями и практическими работниками в сфере образования, в том числе и специального. Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с аномалиями развития на современном этапе, является их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в качестве полноценных членов общества. В связи с этим основная цель совершенствования и развития содержательной стороны системы образования состоит в оптимальном содействии развитию потенциальных возможностей познавательной деятельности и личности детей, имеющих нарушения в развитии (И.М. Бгажнокова, Н.Н. Малофеев). В рамках системного подхода осуществляется поиск оптимальных и эффективных путей и способов коррекционной работы, способствующих реализации индивидуальных возможностей детей с нарушениями развития.

Одним из распространенных нарушений развития ребенка в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР). Причины, варианты, конкретные проявления задержки психического развития широко изучены (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова и др.). Особенности протекания и проблем ЗПР достаточно четко отграничены от сходных состояний (В.Н. Лоскуткова, М.С. Певзнер, Г.Н. Сидельникова и др.). Исследования специфики задержки психического развития касаются: особенностей мышления данной категории детей (Т.В. Егорова, З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Т.А. Стрекалова);

особенностей познавательной активности (Н.А. Мечинская, У.В. Ульенкова); особенностей отдельных психических процессов и функций (Н.Ю. Борякова, Л.И. Переслени, Е.С. Слепович и др.).

Особую группу составляют научные исследования, посвященные детям-дошкольникам с задержкой психического развития (Е.Б. Аксенова, Е.Н. Васильева, Е.Е. Дмитриева, Л.В. Кузнецова, К.А. Некрасова, Н.А. Шивирев и др.).

Е.С. Слепович, С.С. Хариной и др. установлено, что незрелость морфофункциональных структур мозга или органическая поврежденность подкорковых и корковых структур, отвечающих за организацию и регулирование деятельности, влияют на трудности в овладении дошкольниками с задержкой психического развития игровой деятельностью, соответствующей возрастным этапам дошкольного детства.

На протяжении всего дошкольного детства, когда происходит интенсивное развитие всех сфер психики ребенка, самым естественным и характерным видом деятельности для него является игра. Ее возможности в создании условий для произвольного и вариативного поведения, разнообразных видов коммуникации, развития восприятия, мышления и воображения, общих и особенных представлений, логичности и индивидуальности действий, очень велики.


В психологических и педагогических исследованиях сложилось множество определений игры. Приведем только некоторые из них:

  1. Согласно Словарю живого русского языка В.И. Даля, игра - это то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для этого служащие [19];
  2. В Большой толковом словаре игра определяется как занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств [7];
  3. Э. Берн называет игрой серию следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, но обладающих скрытой мотивацией [6];
  4. Д.Б. Эльконин понимает игру как наиболее доступный для детей вид деятельности, посредством которого у них происходит переработка впечатлений, полученных из окружающего мира. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении [60];
  5. Согласно О.С. Газману, игровая деятельность - это особая бескорыстная сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил [16];
  6. С.Л. Новоселова считает игру своеобразной формой размышления ребенка о мире, о глубине и разносторонности которого можно судить по содержанию игры [45].

Многими исследователями (В.К. Бальсевич, Л.Н. Волошина, Т.И. Осокина, А.П. Усова и др.) доказано, что занятия с дошкольниками, проводимые в игровой форме создают благоприятные условия для их активного личностного развития. Разнообразные способы достижения цели в игровой ситуации, относительная самостоятельность действий, отсутствие жесткой регламентации со стороны взрослого предоставляют детям возможность широкого выбора способов деятельности, развития умственных, двигательных, творческих способностей.

Особое значение здесь приобретает сюжетно-ролевая игра, которая исследуется психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным и др.) и педагогами (Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой. Н.Я. Михайленко и др.). Овладение навыками сюжетно-ролевой игры можно считать одним из значимых требований к развитию основных психических процессов и социализации детей старшего дошкольного возраста.

Для дошкольников с задержкой психического развития, прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются с опозданием и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития детей с задержкой психического развития, она оказывает специфическое воздействие на коррекцию их первичных и вторичных недостатков.


Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер таких детей через сюжетноролевую игру теоретически обоснована, однако, практика коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития, по-прежнему, требует углубления и конкретизации для выявления наиболее эффективных средств и методов ее осуществления.

Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Особенности формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития».

Цель исследования - изучение особенностей формирования сюжетноролевой игры у дошкольников.

Объект исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию сюжетно-ролевой игры у детей.

Предмет исследования: особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников.

Гипотеза исследования. У детей старшего дошкольного возраста, в связи с нарушением хронологии формирования познавательных процессов, отмечается своеобразное развитие и формирование различных видов детской деятельности, в том числе и игровой. Мы предполагаем, что коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование сюжетно-ролевой игры, будет способствовать развитию этого вида детской деятельности, которая может выступать как эффективное условие средство коррекции основных психических процессов и речевой деятельности данной категории детей.

Достижение поставленной цели и проверка гипотезы могут быть реализованы посредством следующих задач:

  1. Проанализировать литературные источники, посвященные исследованию игровой деятельности дошкольников и ее влияние на их всестороннее развитие;
  2. Выявить особенности содержания и структуры сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР;
  3. Провести диагностику особенностей сюжетно-ролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития и анализ ее результатов;
  4. Проанализировать потенциал сюжетно-ролевой игры у дошкольников;

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • анализ теоретической литературы по проблеме исследования;
  • анализ медицинской и педагогической документации;
  • наблюдение за детьми в процессе экспериментального исследования, в игре, в повседневной жизни и на занятиях;
  • методы нейропсихологической диагностики; экспериментальное обучение.
  • коррекционная работа с дошкольниками с задержкой психического развития.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию диагностической и коррекционноразвивающей работы с детьми с задержкой психического развития, а также в возможности их использования в практике специальной работы с детьми данной категории, в том числе, при проектировании индивидуальных коррекционных программ.


Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни, выступая в качестве важнейшего вида деятельности, наряду с учением и трудом. Для дошкольника игра является ведущим видом деятельности и оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребёнка.

Для нашего исследования, прежде всего, необходимо уточнить сущность понятий «игровая деятельность», «игра». Наиболее общее определение игры, на наш взгляд, приводится в энциклопедическом словаре: «Игра, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [7].

В зарубежной и отечественной научной литературе существует множество теорий игры и игровой деятельности. В частности, обзор основных из них, дан С.Л. Рубинштейном [48].

Базовым исследованием игры как психолого-педагогического феномена является работы Д.Б. Эльконина. Автором раскрыты и обоснованы особенности детской игры, содержание которой составляет жизнедеятельность и отношения взрослых людей. То есть, моделирование ребенком ролей взрослого человека - это основная единица детской игры [61]. В процессе разнообразных игр дети с разной степенью глубины и подробностей воспроизводят отношения взрослых: в трудовой;

общественной; семейной жизни. Следует отметить, что конкретные социальные условия жизни детей отражаются в содержании сюжетов игр.

Ключевые характеристики игры представлены и обоснованы в исследовании Й. Хейзинги. Среди них выделяются следующие [58]:


  1. Всякая игра есть, прежде всего, свободная деятельность, игра по приказу уже не является игрой.
  2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая, она - скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности.
  3. Третья отличительная особенность игры заключается в том, что игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени.
  4. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение.
  5. У каждой игры свои правила, они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению.
  6. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» - «это игра для нас, а не для других.
  7. Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности, за исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой, научной, или художественной деятельностью.
  8. Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т.д. и т.п. Объединяющее партнеров по игре чувство, что они вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, выходят за рамки всеобщих норм жизни, сохраняет свою силу далеко за пределами игры.

Таким образом, нам представляется, что игра отличается по своим особенностям от других видов человеческой деятельности.

В отечественной психологии изучены сущность и особенности детской игры, на основе чего, сформированы теоретические представления о ней, которые сводятся к следующему [56]:

  • игра, по происхождению, содержанию и структуре, является социальной деятельностью, а значит, средством социализации ребенка;
  • развитие игры и приобщение детей к игровой деятельности зависит от социальных условий воспитания ребенка;
  • в дошкольном детстве игра является доминирующим видом

деятельности, в котором формируются основные психические

новообразования у детей данного возраста.

Проблема обучения игре, как особой деятельности, была сформулирована в исследованиях А.В. Запорожца. Было установлено, что условное игровое действие, формирующиеся в раннем детстве и являющеюся, основой более сложной игры ребенка дошкольного возраста, еще не обеспечивает перехода к осознанной игровой деятельности с её ролевым поведением и творческим построением сюжета [26].