Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра, как зона ближайшего развития ребенка-дошкольника и его ведущая деятельность, выступает в качестве эффективного средства его всестороннего развития и познания окружающего мира. У.В. Ульенкова указывает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с задержкой психического развития [55]. Однако, нарушение психического развития создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности, что требует специального обучения и коррекции.

Недостатки психических процессов, в особенности расстройства интеллектуальной и речевой деятельности у изучаемой категории дошкольников, порождают определенные особенности их поведения в игре, что не умаляет ее роли в процессе всестороннего развития их личности и интеллекта.

Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти, характерные для детей с задержкой психического развития, затрудняют их включение в коллективные игры. В процессе игры дети не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, поскольку для этого необходима смена динамического стереотипа. В результате, дети быстро утомляются и прекращают игру [48] .

Известно, что характерные новообразования старшего дошкольного возраста, такие как усложнение предметной деятельности, эмоциональноизбирательное отношение к миру, понимание обращенной речи, у детей с задержкой психического развития формируются позже, чем у детей с нормальным развитием. Но поскольку именно эти особенности в значительной степени определяют становление и развитие сюжетно-ролевой игры, можно предположить трудности в ее формировании у данной категории детей.

Как справедливо отмечает К.С. Лебединская, дошкольники с задержкой психического развития отличаются от ровесников по многим психомоторным параметрам: начиная от общей скованности и нарушений моторики до дискоординации, неточности и слабости большинства движений [35]. Это приводит к тому, что дети с задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении действий с предметами в игре, нарушают последовательность игровых действий, опускают их основные части. Если учитывать еще и неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти и продуктивности запоминания и отставание в развитии абстрактнологического мышления, то самостоятельная игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития становится проблематичной или невозможной.


Важнейшей характеристикой сюжетно-ролевой игры является игровой замысел, который находит выражение в тематике, сюжете. Л.С. Выготский соотносил появление замысла игр, их сюжета с переходом дошкольников к творческой деятельности, с развитием творческого воображения [15]. Для детей с задержкой психического развития самостоятельное приобщение к сюжетно-ролевой игре невозможно, даже с использованием штампов игровой деятельности и однообразных сюжетов. Более того, таким дошкольникам требуется больше времени (чем их нормально развивающие сверстникам) для включения в игровую деятельность. В ее процессе отмечаются паузы, наблюдается истощаемость деятельности детей [14].

Сюжетно-ролевая игра позволяет обеспечить своевременную децентрацию ребенка, а ее коррекционный эффект обеспечивается освоением ребенком норм, правил и ограничений, регулирующих социальные отношения, а так же новых смыслов, значений и способов деятельности.

Сюжетная игра детей с задержкой психического развития характеризуется отсутствием развернутого сюжета, недостаточной согласованностью игровых действий, несоблюдением игровых правил и т.д.

Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетноролевая игра становится доминирующей и достигает расцвета, то у детей с задержкой психического развития этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в раннем, младшем дошкольном возрасте. Господствующим остается предметно-действенный способ игры и неречевой характер. Игровое поведение у таких детей недостаточно эмоционально, имеются большие затруднения в построении межличностного взаимодействия, при этом взрослые партнеры по игре предпочитаются сверстникам.

Только в том случае, если сюжетно-ролевая игра инициируется взрослым, он поддерживает сюжет, помогает в распределении ролей, контролирует соблюдение правил, у дошкольников с задержкой психического развития возникает совместная элементарная сюжетно-ролевая игра.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ


2.1 Характеристика участников эксперимента

Эксперимент проводился на базе ГБОУ Школа №63 (структурное подразделение 2), находящейся по адресу: г. Москва, улица Крылатские Холмы, дом 25, корпус 2.

В эксперименте принимали участие 10 дошкольников с задержкой психического развития.

В процессе экспериментального исследования была поставлена следующая цель: выявить особенности развития игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи экспериментального исследования:

В ходе изучения анамнестических данных детей экспериментальной группы обращалось внимание на: состояние здоровья матери во время беременности; действие неблагоприятных факторов на течение беременности; особенности протекания родов; развитие ребенка на первом году жизни.

Также в ходе проведения беседы с родителями, воспитателями и педагогами выяснялись интересы детей, любимые игрушки и занятия и т.д. Педагогическое наблюдение за дошкольниками с аномальным развитием осуществлялось при первичном психолого-педагогическом обследовании, при динамическом изучении детей, а так же в условиях свободной деятельности.

У всех испытуемых детей выявлены отягощенные анамнезы. Все дети экспериментальной группы имеют диагноз «задержка психического развития церебрально-органического генеза».

Таблица 1 - Характеристика участников эксперимента

Ф.И.

Возраст

Уровень

психофизического и речевого развития

Психолого-педагогическая характеристика

Аня К.

5 л.11 мес.

ЗПР и

недоразвитие речи системного характера III уровня

Психологическое исследование выявило симптомы раздражительной слабости, повышенной истощаемости, эмоциональной неустойчивости.

На фоне невротической симптоматики обнаружено недоразвитие отдельных сторон психических функций: затруднены операции конструктивного характера (при действии в умственном плане), реализация последовательных рядов (преимущественно на вербальном уровне)

Саша П.

5 л.8 мес.

ЗПР и

недоразвитие речи системного характера II уровня

Темп и характер раннего психомоторного развития заметно не нарушен, наблюдалось более позднее формирование фразовой речи (в 2,5-3 года). Психологическое и психопатологическое исследование выявило выраженные черты церебрастенического синдрома.

Отличается быстрой истощаемостью произвольного внимания, утомляемостью и неспособностью к длительному психическому напряжению.

Алеша С.

6 л.1 мес.

ЗПР и

недоразвитие речи системного характера III уровня

С раннего возраста двигательно беспокоен, расторможен, криклив, говорлив.

Старается вовлечь в деятельность, которой занимаетс окружающих. Действия и поведение часто непоследовательны до хаотичности. В конфликтных ситуациях

агрессивен, но без жестокости и быстро успокаивается. Упрям, аффективно напряжен.

Режим нарушает. Занятий в школе не выдерживает. По данным психологического обследования резко нарушена способность к устойчивой концентрации внимания при интеллектуальных операциях.

Катя С.

5 л.5 мес.

ЗПР и

недоразвитие речи системного характера III уровня

Психологическое исследование выявило симптомы раздражительной слабости, повышенной истощаемости, эмоциональной неустойчивости.

На фоне невротической симптоматики обнаружено недоразвитие отдельных сторон психических функций: затруднены операции конструктивного характера (при действии в умственном плане), реализация последовательных рядов (преимущественно на вербальном уровне).

Денис В.

5 л.10 мес.

ЗПР и

недоразвитие речи системного характера III уровня

Психологическое исследование выявило симптомы раздражительной слабости, повышенной истощаемости, эмоциональной неустойчивости.

На фоне невротической симптоматики обнаружено недоразвитие отдельных сторон психических

функций: затруднены операции конструктивного характера (при действии в умственном плане), реализация последовательных рядов (преимущественно на вербальном уровне)

Дима Д.

6 л.

ЗПР и

недоразвитие речи системного характера II уровня

В раннем возрасте отмечалось некоторое отставание в появлении гуления и лепета; появление же слов и развитие фразовой речи грубо нарушено. Мыслительные операции на конкретнодейственном и наглядно-образном уровне реализует достаточно успешно. В то же время регистрируется многообразные расстройства языковых операций: извращение звуковой и слоговой структуры слов, разнообразные аграмматизмы, бедность словаря, чрезмерное сужение или непомерное расширение значения употребляемых слов, разорванность высказываний, свертывание повествования и т. п. Формирование абстрактно-логического мышления из-за тяжелых языковых нарушений отстает в развитии, что порождает и затруднения в общении ребенка со сверстниками, затягивает этапы обучения

Маша М.

5 л.10 мес.

задержка психического развития и недоразвитие речи системного характера II уровня

Темп и характер раннего психомоторного развития заметно не нарушен, наблюдалось более позднее формирование фразовой речи (в 2,5-3 года). Психологическое и психопатологическое исследование выявило выраженные черты церебрастенического синдрома.

Отличается быстрой истощаемостью произвольного внимания, утомляемостью и неспособностью к длительному психическому напряжению.

Никита Т.

5 л.11 мес

ЗПР и

недоразвитие речи системного характера III уровня

Психологическое исследование выявило симптомы раздражительной слабости, повышенной истощаемости, эмоциональной неустойчивости.

На фоне невротической симптоматики обнаружено недоразвитие отдельных сторон психических функций: затруднены операции конструктивного характера (при действии в умственном плане), реализация последовательных рядов (преимущественно на вербальном уровне).

Валя П.

6 лет

ЗПР и

недоразвитие речи системного характера III уровня

Психологическое исследование выявило симптомы раздражительной слабости, повышенной истощаемости, эмоциональной неустойчивости.

На фоне невротической симптоматики обнаружено недоразвитие отдельных сторон психических функций: затруднены операции конструктивного характера (при действии в умственном плане), реализация последовательных рядов (преимущественно на вербальном уровне)

Настя М.

5 л.11 мес.

ЗПР и

недоразвитие речи системного характера II уровня

В раннем возрасте отмечалось некоторое отставание в появлении гуления и лепета; появление же слов и развитие фразовой речи грубо нарушено. Мыслительные операции на конкретно-

действенном и наглядно-образном уровне реализует достаточно успешно. В то же время регистрируется многообразные расстройства языковых операций: извращение звуковой и слоговой структуры слов, разнообразные аграмматизмы, бедность словаря, чрезмерное сужение или непомерное расширение значения употребляемых слов, разорванность высказываний, свертывание повествования и т. п. Формирование абстрактно-логического мышления из-за тяжелых языковых нарушений отстает в развитии, что порождает и затруднения в общении ребенка со сверстниками, затягивает этапы обучения


Изучение анамнеза в 8 случаях из десяти показывает наличие органической недостаточности нервной системы детей, в основном резидуального характера. В качестве патогенных факторов, выявленных в анамнезе, выступают: патология беременности (токсикозы, угрозы прерывания беременности, прием лекарственных средств) - во всех случаях; патология родов - оперативные роды в 3-х случаях, асфиксия в родах - в 3-х случаях, недоношенность - в 4-х случаях; заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте - инфекционные, соматические, сопряженные с травмами.

В соматическом статусе у детей отмечается физическая ослабленность, склонность к соматическим заболеваниям (бронхит, пневмония и др.).

Также у детей в данной группе отмечаются такие энцефалопатические расстройства, связанные с явлениями церебрастении, такие как повышенная истощаемость ЦНС, вегетативная дистония, незначительные двигательные расстройства. У 5-ти детей выявлены неврозоподобные явления: энурез, тревожность, боязливость.

Речевое развитие отличалось от нормы, словарный запас значительно сужен, у некоторых детей наблюдались нарушения звукопроизношения. Также отмечались - низкая работоспособность, недостаточная концентрация внимания, большая отвлекаемость, снижение уровня запоминания. Большинство детей легко вступают в контакт, общительны, трое детей характеризуются замкнутостью и напряженным состоянием при проведении беседы.

Педагогическое наблюдения показало, что у детей снижен запас знаний и представлений об окружающем мире. Не преобладает эмоциональная мотивация. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития характеризуется признаками более младшего возраста: сюжеты ограничиваются бытовой тематикой, нет инициативы в организации игры, стереотипность игровых действий.

Наряду с вышеперечисленными недостатками развития мы отмечаем, что у детей экспериментальной группы выявлена удовлетворительная оценка семейного статуса. Более половины родителей имеют высокую мотивацию к сотрудничеству со специалистами. Все дети воспитываются в относительно благополучных в социальном отношении семьях (поэтому влияние таких затрудняющих развитие факторов, как педагогическая запущенность практически можно исключить.


2.2 Содержание методики исследования игровой деятельности дошкольников

Для выявления особенностей игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития мы использовали диагностический комплекс, который Н.Ф. Комарова, в совокупности с другими заданиями, предлагает для диагностики игры и развития дошкольников («Диагностика игры детей») [31].

Выбранный нами диагностический комплекс, состоит из двух частей. Задания первой части направлены на изучение особенностей совместной игровой деятельности со взрослым. А задания второй части, данного комплекса, направлены на изучение самостоятельной (индивидуальной игровой деятельности). Это позволило подойти к изучению игры дошкольников, имеющих задержку психического развития, с различных сторон, отследить возможные изменения по мере усложнения задаваемой игровой ситуации.

Методика №1: «Игра со взрослым» предназначена для выявления уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребенка к игрушкам, способов использования игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.

Ход обследования: Взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребенка провезти её по дорожке. В случае отказа ребенку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком.

Оценка действий ребенка в игре проводится по следующим критериям:

  • характер взаимодействия со взрослым,
  • отношение к игрушкам,
  • интерес и характер действий с игрушками,
  • избирательность в игрушках.

Оценивание происходит в баллах:

  1. балл - ребенок не включается в игру со взрослым;
  2. балла - ребенок включается в игру со взрослым, но его интерес к игрушкам поверхностный, ребенок выполняет процессуальные действия;
  3. балла - ребенок включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с игрушками;
  4. балла - ребенок включается в игру, может сам организовать простую сюжетную игру или дополнить предлагаемый сюжет.