Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.2 Особенности игровой деятельности у старших дошкольников
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Характеристика участников эксперимента
2.2 Содержание методики исследования игровой деятельности дошкольников
Этим обусловлена более широкая постановка проблемы - формирования игровой деятельности как передачи детям дошкольного возраста все более усложняющихся способов игровой деятельности. В связи актуализируется ряд исследовательских вопросов: какие способы игры должны формироваться у ребенка и в какой последовательности; каковы должны быть способы педагогические воздействия взрослого и при каких условиях они будут наиболее эффективными; какие формы игры наиболее благоприятны для успешного психического развития ребенка на каждом этапе дошкольного возраста. Решение этих вопросов связано с выявлением развивающего потенциала детской игры, который реализуется в логике овладения ребенком игровыми коммуникативными и предметными умениями.
По мнению И.Ф. Марковской, сюжетно-ролевой игре - одному из видов игры у детей дошкольного возраста, присущи все основные свойства игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность детей, самостоятельность, активность, творческие действия [41].
Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой в созданной самостоятельно игровой ситуации выполняет роли взрослого человека - врача, продавца, учителя, воспитателя и т.д.
Ведущим признаком такой игры является доминирующая самостоятельность дошкольников, их свобода в выборе темы игры, пространства ее осуществления, средств, партнеров, игровых правил [33]. В подобной игре возможна любая фантазия, возможно моделирование любой деятельности взрослых, которая недоступна для них в реальности. К.Д. Ушинский: «...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [52].
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется [33]:
- наличием замысла, созданного и реализованного с помощью воображения;
- наличием преобразованного отражения впечатлений об окружающем мире;
- игровое перевоплощение при принятии той или иной роли;
- изобретательностью детей в деятельности.
Что касается мотивации сюжетно-ролевой игры, то она имеет свою специфику: ведущим мотивом является мотив присоединения к социальной жизни взрослых, причем у младших дошкольников это выражается в предметной деятельности, а у детей старшего дошкольного возраста - в имитации «взрослых» отношений [59].
Из определения данного вида игры следует, что основным ее компонентом является сюжет, разновидности которого связаны с содержанием: бытовой (дочки-матери, приготовление обеда и др.),
общественный (библиотека, школа и др.), производственный (игры в профессии). В сущности, в сюжетах подобных игр отражаются во всей полноте особенности социума, окружающего ребенка. Содержание игры, по мнению Д.Б. Эльконина, - это то, «что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности» [60].
Многообразное влияние сюжетно-ролевых игр на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, которое, реализуя важные образовательные, воспитательные, развивающие задачи, в то же время, доставляет ребенку положительные эмоции, удовольствие, радость, удовлетворяет его разносторонние познавательные интересы.
Вообще, дети старшего дошкольного возраста уже достаточно обдуманно подходят к выбору сюжета игр, поскольку они часто создают его сами. Поэтому сюжет предварительно обсуждают, на элементарном уровне планируют его развитие. В играх старших дошкольников появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии в качестве словесного замещения каких-либо событий («Ну вот и кончилась, зима, пригрело солнце, выросла травка. Теперь мы пойдем на поляну собирать букеты»). Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.
Особо следует сказать о ключевом компоненте сюжетно-ролевой игры - о роли, иначе говоря, об игровой позиции ребенка. В сюжетно-ролевой игре роли более реалистичные, в театрализованной - более фантазийные, в художественных творческих играх - более абстрактные, но одно остается общим, подчинение своего «творческого существования» правилам, диктуемым ролью, заложенному в ней смыслу, прежде всего, моральному и социальному [41].
Так, с помощью сюжетно-ролевой игры старшие дошкольники осваивают важнейшие моральные правила и взаимоотношения и приобщаются к культуре взаимоотношений. У них формируется мотивационная система, в которой ситуативные мотивы начинают подчиняться общественно-значимым, а те, в свою очередь, обобщенным. Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности дошкольника. Обратим внимание на важное значение игр творческого характера, выделяемое Д.Б. Элькониным, в ней формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других; происходит познавательная «децентрация» ребенка, открывающая возможности для перехода мышления ребенка на новый уровень [60].
Не меньшее значение создание воображаемых ситуаций оказывает на эмоциональное развитие старших дошкольников, выражающееся в переживании и, что еще важнее, в сопереживании разнообразных чувств. Огромное воздействие творческой игры на обогащение двигательного опыта ребенка, его моторики очевидно, поскольку дело не только в предметных действиях и умении пользоваться теми или иными предметами, а в том, что ребенку необходимо комбинировать их, передавать характер движений того или иного образа и персонажа.
Отдельно считаем необходимым подчеркнуть близость сюжетноролевой к художественной деятельности, в которой доминирует не результат а эстетический процесс, сам «акт творения». Разнообразные творческие игры, построенные на рисовании, музыке, танце свидетельствуют об этом.
Содержание сюжетно-ролевой игры опирается, с одной стороны, на обогащение опыта ребенка, включение его в мир взрослых, с другой стороны, на его потребность в удовлетворении любознательности, получении новых впечатлений, свободной игровой деятельности, т.е., сюжетно-ролевая игра имеет социокультурную природу.
Особенности сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста заключаются в комплексном характере воздействия, обогащении культурного и социального опыта, овладении моделированием действий и отношений, широким творческим развитием. В сюжетно-ролевой игре, которая по своей природе является творческой игрой, происходит постоянное преобразование, качественное развитие знаний, впечатлений, умений ребенка, что делает ее формой практического познания окружающей действительности и важнейшим средством творческого и личностного развития [52]. Поэтому объяснимо использование творческой игры в целях всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является одним из самых распространенных и адаптивных видов игры для детей старшего дошкольного возраста. Важнейшим компонентом сюжетно-ролевой игры является роль, исполнение которой дает возможность дошкольнику одновременно и действовать в соответствии с установленными нормами, правилами, социальными моделями поведения, и творчески насыщать свое исполнение индивидуальным содержанием, опираясь на воображение, фантазию, импровизацию.
Кроме того, сюжетно-ролевая игра оказывает во неоценимую помощь в развитии мыслительной и речевой активности дошкольников, что стимулирует развитие основных психических процессов ребенка.
Разнообразие сюжетного содержания сюжетно-ролевых игр определяется личным опытом детей, освоением опыта других людей, интересами и потребностями.
При профессиональном педагогическом руководстве сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя, содержание данных игр дошкольников обогащается, сюжеты становятся более сложными, развитыми. Сюжетноролевую игру можно расценивать как самовоспроизводящийся феномен, построенный на постоянном импровизационном обновлении и творческой активности детей.
1.2 Особенности игровой деятельности у старших дошкольников
Большинство исследователей, изучавших игру, отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре. Основной парадокс игры, по мнению А.Е. Жичкиной, заключается в том, что, будучи деятельностью, максимально свободной, находящейся во власти эмоций, она является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего «Я» [22].
Решая вопрос о так называемой «свободе» игры и попытке выяснить: не содержит ли игра известных внутренних ограничений, подчиняясь которым ребенок и научается подчинению внешним ограничениям-правилам поведения, сюжетно-ролевые игры были разбиты на четыре группы. К первой группе исследователи отнесли подражательно-процессуальные игры, в которых действия детей сводятся к простому подражанию известным действиям по образу; ко второй группе - драматические игры по определенному сюжету; к третий - игры с несложными правилами по сюжету; наконец, к четвертой - игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры [41].
Важнейшим компонентом игровой деятельности является выбор ролей и видов деятельности и атрибутики, определяемых интересами и желаниями ребенка. Одним из распространенных мнений является то, что выбор роли и темы игры связан со стремлением ребенка соответствовать эталону взрослой деятельности. При недоступности ему данной деятельности в реальной жизни, он стремится реализовать свои желания в игре [33]. С этой точки зрения, сюжетно-ролевая игра выступает в качестве формы осуществления желаний ребенка, возникающих из его взаимодействия с окружающим миром и социальным окружением. Поэтому в практике организации и стимулирования сюжетно-ролевых игр большое значение принадлежит ознакомлению детей с общественными условиями, с ролью различных профессий в жизни общества. С помощью насыщения игровой роли познавательным, этическим, социальным содержанием, возможно формировать интересы ребенка и управлять ими, что, в свою очередь, делает сюжетно-ролевую игру мощным воспитательным средством в старший дошкольный период.
Развитие игровой деятельности ребенка-дошкольника обеспечивает ему полноценное функционирование всех психических функций и поведения, что позволяет расценивать ее как один из важнейших показателей готовности к школьному обучению. Это подтверждается тем, что при недостаточно сформированной игровой деятельности дети хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития часто попадают в число неуспевающих учащихся [56]. Это актуализирует изучение особенностей игры и игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.
С психологической точки зрения, функционирование игровой деятельности требует обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Благодаря этому, обеспечивается способность ребенка способность удерживать цель игровой деятельности, выбирать соответствии с ней игровые действия и способы общения, пользоваться обратной связью, замечать нарушения игровых правил и корректировать их, а также оценивать результат игры [45].
Исследователи понимают под саморегуляцией способность совершать самостоятельную произвольную деятельность [31], что имеет важнейшее значение для детей с задержкой психического развития. Саморегуляция обеспечивает успешность деятельности, в том числе и игровой.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме формирования задержки психического развития и особенностям детей, страдающих данной патологией можно сформулировать ряд выводов, имеющих отношение к особенностям игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития [50]:
- задержка психического развития как нарушение нормального темпа психического развития ребенка вследствие соматических заболеваний, поражений центральной нервной системы и др., характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объемом памяти и т.п., однако, в отличие от олигофрении, задержка психического развития носит временный характер и коррегируется в условиях специального обучения с использованием разнообразных игровых средств;
- у дошкольников с задержкой психического развития в более поздние сроки и с большими затруднениями формируются так называемые высшие чувства: совесть, чувство долга, ответственность, и др.;
преобладающие переживания ребенка, постепенно фиксируются и образуют те или иные свойства его характера (угрюмость, раздражительность, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие и т.д.), но они поддаются успешной коррекции при моделировании жизненных ситуаций в игровом взаимодействии, построенном не доброжелательных, нравственных отношениях, совместной деятельности.