Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У индивидуального предпринимателя имеется расчетный счет в банке, круглая печать, штампы, бланки.

Штат предприятия составляют:

- директор – Юркин С.И.;

- старшие продавцы – Юркин В.С., Юркин М.С.;

- продавцы – Балабанова А.Ю., Шашкина Е.А.;

- уборщик производственных помещений – Уткина Н.Г.

Рисунок 1

Линейная схема управления на предприятии ИП Юркин С.И.

Как видно из рисунка 1, на предприятии представлена линейная структура управления. При линейной структуре на первом месте находится руководитель, который держит в своих руках все обязанности управления, осуществляет самостоятельное управление подчиненными. Его постановления непременно выполняются нижестоящим персоналом. Он также подчиняется вышестоящему руководителю.

В период с 2000 года по сегодняшний день количество работников не изменилось. Увольнений за этот период так же не было. Наличие постоянных кадров благополучно сказывается на работе предприятия. В третьем квартале планируется увеличение рабочих мест, в связи с открытием нового отдела.

Подводя итоги можно заметить, что стабильность и постоянство кадрового состава ИП Юркин С.И. не меняется уже шестнадцать лет, что является неоспоримым преимуществом предприятия. Профессионализм и компетентность сотрудников доказана непрерывной отличной работой на данном предприятии.

В обязанности директора входит: разработка стратегии и тактики магазина, представительские функции, взаимодействие с партнерами. А также получение необходимых разрешительных документов (СЭС, пожарный надзор), планирование рекламной компании, управленческие функции, формирование имиджа, деловая переписка, контакты, бухгалтерская отчетность, кадровые вопросы.

Старший продавец – организация учета товара, инвентаризация, контроль за сопроводительными документами на товар, составление и отправка заказов на товар, проведение сверок с поставщиками.

Продавец – непосредственное общение с потенциальными покупателями, предложение ассортимента, помощь в выборе продукции. Уборщик производственных помещений занимается уборкой торгового зала и подсобных помещений.

2.2 Документация и документооборот в ИП Юркин С.И.

Документация присутствует в любой сфере организация бизнеса. Не важно, малое предприятие или большое, правильно оформленные документы определяют законность ведения бизнеса. Разница будет только в объеме документооборота.


Документооборот – это движение документа с момента его создания или получения до завершения исполнения или отправки.

В рассматриваемом в данной курсовой работе предприятии ИП Юркин С.И. документооборот представлен такими основными документами, как договор аренды, договор поставки, товарные накладные на получение товара, ПКО, РКО, банковские выписки, ведомости по заработной плате, кассовые чеки. Ниже будет рассмотрено организация документов и документооборота на примере отношений с поставщиками товаров.

Поставщики предприятия ИП Юркин С.И. отгружают товары в соответствии с заключенными с ними договорами поставки, определяющими права обеих сторон, а также их обязанности. Договора должны оформляться в двух экземплярах и содержать подписи обеих сторон и оттиски печатей.

Основные реквизиты договора: наименование сторон (поставщик и покупатель), предмет договора (количество и наименование товара), ответственность двух сторон в случае невыполнения (ненадлежащее выполнение) договора, цены на каждую конкретную единицу товара, сроки поставки и доставки товара, порядок расчетов и так далее. Периодически осуществляются проверки выполнения договора, в случае несоблюдения договора предъявляются претензии.

Доставка товара до магазина, в котором он будет реализован, может проходить как за счет средств поставщика, так и силами ИП Юркин С.И.

Поставщик вправе задействовать стороннюю организацию (транспортные компании), с которыми имеется действующий, юридически обоснованный договор. Особые условия по расходам на доставку обязательно прописаны в условиях договора.

По условию договора поставки (приложение А) отгрузка товара ИП Юркин С.И. будет реализована после того, как индивидуальный предприниматель сделает 100% предоплату.

Организация документооборота по поставке товара в организации ИП Юркин С.И. происходит по следующей схеме:

Изначально поставщик передает счет на товар. В счете приведен образец заполнения платежного поручения: номер поручения, дата составления поручения, вид платежа, идентификационный номер плательщика, банк и расчетный счет, код банка, наименование получателя, идентификационный номер получателя, банк и расчетный счет, сумма прописью и цифрами и другое.

Поставщиками оформляется счет-фактура, посредством которой можно возместить налог на добавленную стоимость.

Организации, которые применяют ЕНВД, не являются плательщиками НДС, поэтому вправе не выставлять покупателям счет-фактуры. Для общей картины документооборота правила оформления счет-фактур такие: счет-фактура подписывается главным бухгалтером и руководителем организации, либо уполномоченным лицом по доверенности. Обязательными данными в счет-фактуре должны быть: Номер и дата составления, наименование продавца и покупателя, адрес обоих сторон, наименование грузоотправителя и грузополучателя, адрес обоих сторон, номер платежного поручения (при авансовых платежах), наименование товара, цена за единицу товара без учета налога, общая стоимость товара без учета налога, общая стоимость товара с учетом налога и другое. [24, c. 114]


Для оформления продажи товара применяется товарная накладная, которая так же в обязательном порядке оформляется в двух экземплярах.

Одна товарная накладная остается у покупателя. По ней приходуются товары. Вторая возвращается поставщику, по ней фиксируется отпуск товара.

Все данные и суммы не должны расходиться с данными и суммами в счет-фактуре (при условии ее наличия).

Товарные накладные подписываются лично лицами, уполномоченными разрешать отпуск и приход товара (приложение Б). Так же подписи должны заверяться печатями организации.

На предприятии ИП Юркин С.И. иногда возникают ситуации, когда товар необходимо вернуть из-за ненадлежащего качества либо брака, возникшего не по вине покупателя.

Возможны два варианта возврата товара покупателем продавцу:

- товар не соответствует требованиям, которые указаны в договоре;

- качественный товар возвращается по взаимному согласию сторон.

На основании актов разбраковки и пересортицы формируется претензия поставщику. Данные, которые должны быть указаны в претензии:

- дата документа; наименование организации; указание договора поставки; указание сопроводительных документов, описание брака товара;

- ссылка на акт о браке; изложение требований; требование о возмещение убытков и другое.

Выше было рассмотрено документальное оформление договора на поставку и поступление товара ИП Юркин С.И. Можно сделать вывод, что, в целом, оформление документов соответствует требованиям законодательства. При изучении первичной документации нарушений не выявлено.

На предприятии ИП Юркин С.И. существует комбинированный документооборот, то есть присутствуют как бумажные, так и электронные носители информации.

На бумажных носителях созданы все юридически значимые документы – первичные документы с печатями и подписями. Такой документооборот образуется для обмена информацией с внешними структурами: поставщики, налоговые организации, внебюджетные фонды и другие.

Электронный документооборот представлен электронными копиями юридически значимых документов для ускорения технологических процессов. Электронные копии обязательно подтверждаются оригиналами документов на бумажном носителе.

Внутренний документооборот ИП Юркин С.И. формируется только в электронном виде, что позволяет максимально упростить документооборот и минимизировать затраты рабочего времени.

Особенностью бухгалтерского учета при документальном оформлении можно указать то, что субъекты малого предпринимательства и, в частности, ИП Юркин С.И., применяющие такой способ ведения бухгалтерского учета, как ЕНВД, могут не использовать в системе документооборота счет-фактуры, так как не являются плательщиками НДС. В виду отсутствия обязанностей по уплате налога на прибыль, налога на имущество они значительно упрощают учет в части надлежащего оформления необходимых документов.


2.3 Регистры бухгалтерского учета в ИП Юркин С.И.

Учетные регистры в бухгалтерском учете имеют большое значение для составления отчетности, для использования в ревизии, для анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Учетные регистры – источники информации о хозяйственной деятельности предприятия, которые в дальнейшем накапливается, регистрируется и систематизируется.

Регистры имеют разнообразные виды. По первому признаку, то есть по внешнему виду регистры бывают в виде бухгалтерских книг, карточек и свободных листов.

В регистрах, используемых на предприятии ИП Юркин С.И., существуют обязательные реквизиты, перечень которых установлен законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ:

- наименование регистра;

- наименование экономического субъекта, составившего регистр;

- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

- наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Рассматриваемое в данной курсовой работе предприятие ИП Юркин С.И. пользуются в своей работе регистрами в виде кассовой книги. Объясняется это тем, что на предприятии не большое количество хозяйственных операций в месяц. Целесообразнее и логичнее хранить всю информацию в одном журнале для быстрого поиска нужной информации, сохранности информации на достаточно долгое время.

Регистры в виде карточек и свободных листов больше применяются на тех предприятиях, где работу могут вести сразу несколько ответственных лиц (бухгалтеров) одновременно, где на предприятии большое количество хозяйственных операций в месяц.

По второму признаку, по характеру записей, бухгалтерские регистры бывают хронологические, систематические и комбинированные.

В хронологических регистрах все записи о хозяйственных операциях ведутся в строгой хронологической последовательности по мере совершения операций.

В систематических регистрах все записи ведутся обобщенно по однородным операциям, оформленных бухгалтерскими проводками, по бухгалтерским счетам. Эти регистры применяются для учетных записей в разрезе и синтетических и аналитических счетов.


Комбинированные регистры совмещают в работе как хронологические регистры, так и систематические. Эти регистры применяются для учетных записей в разрезе и синтетических и аналитических счетов.

Систематические регистры более подходят для тех предприятий, в которых операции хозяйственной деятельности представлены большим числом. Если на предприятии обширный штат материально-ответственных лиц, отдельно ведущих бухгалтерские счета по группам, то удобнее пользоваться систематическими регистрами.

Предприятие ИП Юркин С.И. не обладает отдельным бухгалтером и не имеет большое количество хозяйственных операций в месяц, поэтому в организации разумно используют хронологические регистры для систематизации информации по бухгалтерскому учету.

Третий признак учетных регистров – содержание информации. По объему информации такие регистры делятся на синтетические и аналитические.

Аналитические учетные регистры предназначены для отображения информации по отдельным аналитическим счетам, содержание записей должно быть детализированным: к каждой записи приводится пояснительный текст. Аналитические регистры контролируют движение каждого вида ценностей.

Синтетические регистры предназначены для отражения операций в обобщенном виде, в денежном измерителе. Работа с синтетическими регистрами ведется без пояснительных текстов. Должна указываться только дата, ставится нумерация, делается проводка.

Рассматриваемое в данной курсовой работе предприятие ИП Юркин С.И. для работы в бухгалтерском учете использует синтетические и аналитические регистры для облегчения ведения записей и экономии времени и трудовых сил.

Четвертый признак учетных регистров подразумевает собой форму графления.

Односторонние регистры подразумевают собой карточки для расчетов, учета материальных ценностей. Учет ведется в натуральном измерителе, либо денежном измерителе, либо в обоих. Учет в одностороннем регистре ведется на одном листе.

Двусторонние регистры используются для ведения учета в книгах.

Такие регистры используются только при ручном ведении бухгалтерского учета. Двусторонний регистр имеет две страницы с одинаковым текстом:

- правая часть для кредитовых записей, левая для дебетовых записей.

Многографные регистры предназначены для отражения дополнительных показателей внутри аналитических счетов.

Линейные регистры дают возможность разделить синтетический счет на несколько аналитических. Заработная плата и выданные авансы, например, отражаются в каждой отдельной строке.