Файл: «Теория менеджмента»(Понятие и сущность стилей руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы: стили руководства и их эффективность.

Работа в состоянии неопределенности и риска порождает массу стрессовых ситуаций, требующих от руководителя максимальной выдержки и стойкости.

В силу сказанного, руководителей можно определить как особую категорию профессионалов, являющихся творческими организаторами многих конкретных форм отношений между различными людьми (подчиненными). Конечно, один руководитель, какими бы талантами он ни обладал, не сможет обеспечить выполнение такого многообразия задач, которые выдвигает время и потребности нашего общества. Общий результат работы обеспечивает коллективный труд. Поэтому его организация во многом зависит от стиля работы руководителя.

Долгие годы у нас делались попытки внедрять единый для всех стиль работы, и даже ее ритм и последовательность рабочих операций. Однако мы все больше убеждаемся в том, что стиль — это глубоко индивидуальное построение режима труда, основанное, прежде всего, на личных качествах и особенностях человека. То, что хорошо для одного, оказывается пагубным для другого или быстро утомляет третьего.

Один старательно имитирует напряженную работу, и его ставят в пример за прилежание и постоянное присутствие на рабочем месте, но при подведении итогов оказывается, что внешне беззаботный его коллега с улыбкой и постоянными шутками сделал гораздо больше. Просто первый — изображал, а второй действительно работал, но работал так, как ему удобнее.

Основная цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию стилей руководства строительного концерна «Сибстрой», выявление проблем и поиск путей их решения.

Эта цель будет раскрываться через следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические аспекты стилей руководств
  • Проанализировать подходы к определению и классификацию стилей управления
  • Провести анализ стиля руководства в современной организации на примере строительного концерна «Сибстрой» города Москва

В работе представлена классификация стилей руководства Дугласа Мак-Грегора, упомянуты такие авторы, как В.Г. Шорин, Г.Д. Горячев, А.Г. Ковалев, Е.А. Берков, А.Л. Свенцицкий и Ф.Генов.

В данной курсовой работе использовался аналитический метод: проводился анализ документов, в том числе нормативно-правовых актов.

Объектом данной курсовой работы является строительный концерн «Сибстрой» города Москва.

Предметом является стиль руководства президента концерна «Сибстрой».


Актуальность выбранной темы состоит в том, что сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками. В повседневной деятельности руководителям приходится значительную часть времени уделять анализу быстро меняющейся обстановки. Каждый из них принимает множество решений, чтобы согласовать действия десятков и сотен людей разных специальностей и обладающих разными характерами.

В первой главе рассмотрены понятие и сущность стилей руководства, дается их классификация. Во второй главе анализируется практика управления в строительном концерне «Сибстрой» г. Москва и в третьей предлагаются рекомендации по повышению эффективности стиля руководства.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

1.1 Понятие и сущность стилей руководства

Стиль работы руководителя — это совокупность повторяющихся конкретных приемов и способов управленческого воздействия, применяемых руководителем в процессе управления и определяющих особенности отношения людей к его действиям[1].

Также стиль работы руководителя расшифровывается, как индивидуальная форма реализации социально-политических, социально-экономических и социально-психологических отношений в процессе руководства людьми.

Именно в стиле руководства находит свое отражение внутренняя культура, знания, опыт руководителя. Стиль руководства оказывает существенное влияние на психологический климат коллектива. Стиль так тесно связан с личностью руководителя, что его иногда называют «почерком» управленческой деятельности[2].

Стиль представляет собой совокупность приемов, форм и методов осуществления какой-либо работы, деятельности, поведения. В теории организации управления этот термин используется для обозначения стиля руководства, стиля организаторской деятельности руководителя, культуры управления и т.п.[3]


Стиль работы руководителя — это относительно устойчивая, обладающая внутренним единством совокупность применяемых руководителем правил и приемов личной работы, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства.

Стиль работы руководителя представляет собой именно тот фактор, от которого во многом зависит общая эффективность деятельности коллектива в целом.

В этой связи стиль, как наиболее общая характеристика деятельности конкретного руководителя, выражает характер, особенности воздействия руководителя на коллектив с целью его мобилизации для решения производственных, служебных задач. Понятие стиля руководства охватывает широкий спектр действий руководителя. Эти действия в решающей мере определяются способностью последнего рационально организовывать свой труд и оказывать стимулирующее воздействие на коллектив, что проявляется в формировании конкретных отношений «руководитель—коллектив» при планировании и проведении организаторской работы.

Стиль руководства — это устойчивая совокупность наиболее характерных для руководителя методов управления, конкретных принципов, приемов и норм работы, характеризующая его подход к руководству коллективом, а также линию его поведения в возникающих при этом ситуациях и используемых в данной системе. Вместе с тем это и форма личного поведения руководителя, организация его личной работы[4].

В стиле руководства проявляются все важнейшие качества личности руководителя: его социальная направленность; ценностные ориентации (степень ориентации на интересы общества и своего коллектива в целом, отношение к труду, к подчиненным как товарищам по коллективу; требовательность к себе, самовзыскательность и пр.); моральные и волевые качества, способность воздействовать, влиять на коллектив в нужном направлении, использовать продуктивные возможности коллектива и т.д.[5]

Родоначальник учения о стилях руководства известный психолог К. Левин выделил три стиля — авторитарный, демократический и анархический. В нашей литературе классификация стилей различными авторами трактуется далеко не однозначно:

- В. Г. Шорин, Г. Д. Горячев, Г. X. Попов выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили;

- А. Г. Ковалев — авторитарный, демократический, смешанный и не вмешивающийся;

- Е. А. Берков — демократический, авторитарный, либеральный, административный, делегирующий, социально-психологический, контактный, дистанционный, целеполагающий;


- А. Л. Свенцицкий к авторитарному стилю приравнивает автократический, административный, волевой и директивный; к демократическому — коллегиальный, товарищеский; к невмешивающемуся - свободный, анархический, нейтральный, попустительствующий, разрешительный, формальный;

- Ф. Генов отмечает и такие стили, как волюнтаристский, парадный, пассивный, действенный, позитивный и негативный, эффективный и неэффективный и др.

Обращает на себя внимание то, что в данных перечнях видов стилей руководства не прослеживается какая-либо единая основа их деления. Некоторые исследователи во главу угла ставят вопрос, кем и как принимаются решения (авторитарный стиль), другие — степень близости руководителя к коллективу (дистанционный стиль), третьи — иные обстоятельства.

Важнейший вопрос в характеристике руководства конкретным коллективом — кто принимает решения в данном коллективе.

Анализ стилей руководства основывается на разнообразных подходах.

• Личностный подход.

Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. Некоторые из этих качеств — уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе.

Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств[6].

• Поведенческий подход.

Создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации. Его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Но не существует одного наилучшего стиля руководства, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации[7].

• Ситуационный подход.

Основан на положении о том, что для эффективного управления, стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации. Результаты их исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.


1.2 Классификация стилей руководства

Существует несколько классификаций стилей руководства. Первая и наиболее известная классификация выделяет авторитарный, либеральный и демократический стиль.

Авторитарный стиль связан с чрезмерным преувеличением роли руководителя. Руководитель обычно сам решает все вопросы, не учитывает мнение других. Для этого стиля руководства характерна чрезмерная требовательность к подчиненным без учета деловых и личных качеств подчиненных, без учета реальных условий. Авторитарный стиль подавляет их инициативу и самостоятельность. Руководство осуществляется не методами разъяснения и убеждения, а методами принуждения, заставляя подчиненных работать на износ. Автократичный лидер в управлении авторитарен, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и навязывает ее[8].

Автократ как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать. Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, его называют благосклонным автократом. Благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных[9].

Предпосылками авторитарного стиля является несколько утверждений, которые Дуглас Мак-Грегор назвал теорией «X». Согласно ей:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

3. Больше всего люди хотят защищенности;

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение; контроль и угрозу наказания.

Для руководителя-автократа характерно жесткое обращение с подчиненными в виде приказа, распоряжения, указания. Речь отрывистая, неприветливая, лаконичная. Тон речи категоричный, не терпящий возражений. Все действия подчиненных, все инициативы воспринимаются им с недоверием. Отношение к подчиненным — как к людям второго сорта. Постоянные сомнения в способностях подчиненных, в их положительном отношении в работе. Твердо верит, что отрицательные эмоции лучше стимулируют работу, и поэтому редко хвалит подчиненных, а больше ругает.