Файл: Теоретические основы мотивации в системе управления персоналом.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации в системе управления персоналом
1.1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства
1.2. Современные технологии мотивации
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии ООО «Аквагород»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Аквагород»
2.2. Анализ системы мотивации персонала ООО «Аквагород»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала ООО «Аквагород»
Введение
Актуальность темы. Тема исследования определяется значимостью мотивации персонала в организациях на данном этапе развития России. То, насколько эффективна организация, определяют ее сотрудники. Их поведение зависит от внутренней и внешней среды, но большее влияние на формирование установок и стремление к достижению определенного результата оказывает именно внутренняя среда.
Трудовое поведение сотрудников позволяет предприятию функционировать, добиваться необходимых экономических показателей. Однако, трудовое поведение может отличаться для разных людей: для одних характерна исполнительность и ответственность, для других – стремление минимального выполнения обязанностей вне зависимости от того, какого качества они будут, будет ли оптимальным результат.
Эффективность поведения определена тем, насколько точно и качественно сотрудник выполняет трудовые обязанности в соответствии с должностной инструкцией; стремится ли он к удовлетворению интересов коллектива, достижению целей организации.
Трудовое поведение определяют мотивы, в которых выделяются внутренние стремления, которые в итоге определяют степень активности работника, ее направленность. Значение мотивации в рамках современных систем управления неоспоримо велико, ведь именно мотивация заставляет работника трудиться к максимальной отдачей, что гарантирует эффективность деятельности организации.
Мотивация содействует развитию экономики страны, обеспечивает уровень благосостояния граждан, ведь любой человек работает для того, чтобы заработать, что позволит ему удовлетворить собственные потребности и нужды, и именно этот фактор оказывает существенное влияние проявление активности человека в трудовой деятельности.
Целью курсовой работы является исследование технологий мотивации в современной организации и разработка мероприятий по их совершенствованию.
Задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы мотивации персонала на предприятии;
- проанализировать существующую систему мотивации персонала ООО «Аквагород»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала ООО «Аквагород».
Объектом исследования является ООО «Аквагород».
Предмет исследования – теоретические и методологические проблемы и практические вопросы, связанные с применением технологий мотивации в современной организации.
Методологическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам мотивации, такие как Шахова В.А., Гусарова М. С., Бойко Ю. И., Исмагилов, Н.С. и т.д. Сравнительный анализ теоретико- методологических подходов к проблеме мотивации позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных авторов, рассмотреть эволюцию понятия «мотивация». Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы мотивации, применялся комплекс формально-правовых методов.
Информационную базу исследования представляют законодательные и нормативно-правовые акты РФ по вопросам трудовых отношений; данные информационной сети Интернет, публикации российских и зарубежных ученых, специальные публикации в периодической печати, а также эмпирические данные, собранные автором в организации ООО «Аквагород».
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы мотивации в системе управления персоналом
1.1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства
Мотивация может быть отнесена к функциям менеджмента. Она объединяет систему факторов, способствующих выполнению конкретной задачи через стимулирование психологических факторов сотрудников, позволяющих задействовать побудительные силы, позволяющие выполнять достижение целей и решение задач[1].
Существуют разные понятия мотивации, а их сведения позволяют определить мотивацию как процесс стимулирования деятельности работника, обеспечиваемой со стороны организации и направленной на достижение необходимых целей. Базой мотивации являются мотивы, которые рассматриваются как импульсы, позволяющие человеку начать поступать определенным образом. Мотивы возникают в зависимости от потребностей и нужд у человека. Базовой категорией здесь является потребность, которую можно определить как осознание отсутствия чего-то необходимого, заставляющее человека действовать[2].
Существует достаточно теорий, которые объясняют мотивы и системы мотивации. Одной из самых распространенных является теория иерархии потребностей А.Маслоу, распределившего формирование потребностей по уровням жизнедеятельности человека. Автор данной теории выделяет потребности, формирующие систему мотивации и заставляющие человека совершать поступки для достижения целей[3].
1) социальные потребности;
2) потребность в самовыражении;
3) физиологические потребности;
4) потребность в безопасности;
5) потребность в самоутверждении и уважении.
Рисунок 1. Пирамида потребностей А. Маслоу
Возникающие потребности заставляют нас находить способы для их удовлетворения, т.е. они формируют мотив[4]. Это отражает пирамида «см. рисунок 1», распределяющая потребности по уровням, чем выше уровень расположен в пирамиде, тем больше сил требуется от человека для его достижения. Самая простая потребность – физиологическая, заключается в том, что человек хочет кушать, жить под крышей и т.п[5].
Второй уровень выражается в том, что все мы нуждаемся в защите от негативных воздействий, т.е. потребность в безопасности. Существование человека в социуме формирует его социальные потребности. Находясь в обществе, каждый человек стремиться занять достойное место, что формирует потребности в самоутверждении и получении уважения со стороны. И наконец, на самой вершине пирамиды отведен уровень самореализации, когда человек стремится к проявлению собственного мира, собственного «Я»[6].
Также существуют теории мотивации Герцберга, Врума, МакКлелланда, Оучи и других[7].
Мотив можно рассматривать как систему целей для какого–то действия. Каждый мотив включает разное количество ценностей, влияющих на исполнение отдельных действий. Чем выше уровень социализации, тем разнообразнее мотивы и совершеннее система мотивации. В процессе жизнедеятельности формируется стимул к выполнению действия, что предполагает, что результатом на удовлетворение потребности будет вознаграждение в виде ценности, важной для человека. Поэтому первоначальное формирование интереса к получению вознаграждения можно принять как наиболее важный момент в реализации и применении мотивационных механизмов [8].
Существует взаимосвязь с потребностями, среди которых можно выделить первичные и вторичные, а также личными мотивами человека и применяемой системой стимулирования и мотивации трудовой деятельности. Мотивация – это многофакторный процесс, формируемый в разных сферах проявления, что включает механизм побуждения[9].
В системе мотивации можно выделить несколько фаз:
1) исходная фаза;
2) фаза инициирования действия и фаза управления действием;
3) фаза после действия[10].
Данные фазы реализуются в рамках мотивационных событий, то есть формирования мотивационных тенденций, возникновения и актуализации намерений, инициирования действий. Следствием мотивации является действие, которое может или закончить существующий на данный момент мотивационный процесс, или положить начало новому мотиву, который формирует новое действие[11].
Функции системы мотивации:
1) планирование – проявляется в выявлении потребностей, установлении их иерархии; анализ изменения потребностей, установление связи между потребностями и мотивами; выбор стратегии для реализации мотивационного механизма;
2) осуществление – проявляется в создании условий, которые отвечают существующим потребностям; обеспечение материальных или нематериальных стимулов; создание уверенности на пути достижения цели; формирование представления о ценности вознаграждения;
3) управление рассматривается как система сравнения результатов и контроля, а также корректировка стимулов[12].
Мотивация основана на знании психологических и физиологических потребностей человека, что и формирует ее основу. Для эффективности управления менеджеру нужно анализировать существующие мотивы работников, что позволяет понять причины выбора целей на разных этапах трудовой деятельности, а также использовать это знание в стимулировании стремления ее исполнения[13].
Менеджер должен понимать мотивы трудового поведения и характер мотивации, что позволит влиять на эффективность деятельности в рамках организации, создавать условия для повышения эффективности работы сотрудников. Так как мотивация – это процесс, влияющий на качество работ, то необходимо знать, можно ли воздействовать на мотивацию с позиции менеджера. Если такая ситуация возможна, то нужно искать пути для реализации этого фактора. Чтобы система мотивации работала, она прежде всего должна быть сформирована, на что оказывают влияние факторы и причины объективного характера. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору механизмов мотивации, что позволит повысить мотивацию работников и получить необходимый результат[14].
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивации – это важный фактор деятельности организации, позволяющий оказывать существенное воздействие на персонал с целью получения необходимого и планируемого результата. Мотивация связана с процессом стимулирования, которое можно рассматривать как действенное воздействие на персонал. Функциями стимулирования являются экономическая, моральная и социальная функции[15].
Экономическая функция проявляется в повышении эффективности деятельности организации, в частности, возрастает производительность труда и качество производимой продукции или выполняемых работ. Достижение таких показателей может быть обеспечено за счет повышения активности сотрудника, но если сотрудник не видит смысла в повышении активности, то он не будет способен выдавать повышенные результаты своей деятельности[16].
Моральная функция также проявляется в повышении активности сотрудника, но в отличие от экономической функции такая активизация происходит в сфере общественной жизни трудового коллектива, что выражается в улучшении взаимоотношений в коллективе, улучшении морально-психологического климата и повышается качество самого коллектива. При этом важно, чтобы была обеспечена правильная и обоснованная система стимулов, учитывающая традиции и исторический опыт конкретного предприятия[17].
Социальная функция проявляется в формировании разного уровня доходов, то есть при рассмотрении для конкретного работника она ориентирована на вызов материального интереса к повышению трудовой активности, что позволит человеку выйти за пределы организации с возможностью использования больших средств и удовлетворения большего количества своих потребностей[18].
Стимулирование и мотивация имеют разные корни, но работают на одну цель, их рассмотрение в комплексе позволяет увидеть, что стимулирование и мотивация должны объединяться для повышения эффективности в интересах предприятия[19].
1.2. Современные технологии мотивации
Технология мотивации – это совокупность методов воздействия на работников в целях побуждения их к выполнению целей, задач, осуществлению определенных действий[20].