Файл: Загадка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста (понятие).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие связной речи и особенности ее развития у детей дошкольного возраста
1.2. Влияние загадок на развитие связной речи дошкольников
2.1. Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста
2.2. Методика работы с загадками
3.1. Начальная диагностика уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста
Стукнешь о стенку -
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
(мяч)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
В работе с детьми 4-5 лет используются загадки, которые требуют договаривания последнего слова, т.е. отгадки. Загадка предлагается рифмованной форме, поэтому она привлекает внимание детей, повышая их интерес, активизируя речь.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст ?
Как же быть без хруста, если я ...
Ответ: капуста;
И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покапай немножко, под кустом ...
Ответ: картошка;
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ...
Ответ: лук;[11]
Для старших дошкольников предлагается самая разнообразная тематика и виды загадок. У них уже достаточно большой жизненный опыт, развита наблюдательность, способность к рассуждению. Им предлагаются загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Это могут быть загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Зимнее стекло
Весной потекло.
Ответ: (лед)
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
Ответ: (снег)
Растут зеленеют
Упадут пожелтеют
Полежат почернеют
Ответ: ( листья)
Для старших дошкольников интересны и актуальны загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг - друга нет.
Ответ: (глаза)
В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.
Ответ: (чайник).
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Ответ: (иголка)
Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами.
Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры.
Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.
Примерное содержание загадок для детей подготовительной к школе группы:
Хоть сама и снег и лед,
А уходит - слезы льет
Ответ: (зима)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице
Ответ: (морковь)
Угадайте, что за шапка;
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору.
Ответ: (заяц)[12]
Таким образом, использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста требует учета определенных принципов. Все загадки подбираются с учетом:
- Возрастных психологических особенностей,
- Жизненного опыта ребенка,
- Имеющихся знаний,
- Развитых способностей и умений: наблюдательности, вдумчивости, догадливости и т.д.
2.2. Методика работы с загадками
С целью развития связной речи, во время обучения детей отгадыванию загадок, педагогу следует набраться терпения, особенно на подготовительном этапе.
Все начинается с воспитания умения наблюдательности за окружающей действительностью и жизнью, восприятия предметов и явлений с различных сторон, умения видеть и воображать мир в разнообразных связях и зависимостях, красках, звуках движения. Главным условием, является развитие всех психических процессов дошкольника посредством ознакомления с предметами и явлениями, которые будут предлагаться в планируемых загадках. Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо создавать наблюдения детей за повадками животных, трудом взрослых, изменениями природы, обыденной жизнью.
Знаний будет недостаточно, важным условием является знание языка. Ведь каждое действие или признак предмета, или же сам предмет или явление соответствуют определенному языковому значению. Для освоения умения высказываться и побуждения к этому умению необходимо проводить работу с загадкой не только на занятии, но и на прогулке, дома. [13]
Ю.Г. Илларионова на основе учета особенности загадки как логической задачи предлагает советы, которые надо соблюдать в предложенной последовательности:
- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
- сделать вывод - отгадку, основываясь на соотнесенные признаки и выявленные связи.
Воспитателю важно знать возможные ошибки воспитанников при отгадывании загадок.
- Малыши отвлекаются на яркий объект, который им известен, тем самым находят неправильную отгадку.
- Торопливость детей не позволяет им дослушать загадку до конца, лишая их правильного подбора ответа.
- Дошкольники зачастую теряют основной главный признак, на который в загадке делается упор, выделяя второстепенные, которые могут уводить на похожую неверную отгадку.
- Многие ребята заменяют основной признак предмета своим, думая, что он соответствует предмету, тем самым искажают отгадку.
- Старшие дошкольники могут зацепиться за один признак или подсказку (например, рифма) и подстраивать отгадку.
Для недопущения таких ошибок существует порядок выполнения мыслительных операций в работе с загадкой. Их надо соблюдать в такой последовательности:
- Установить поисковый предмет или явление.
- Установить место поиска;
- Выделить признаки;
- Выдвинуть предположение-отгадку;
- Объединить установленные признаки;
- Сделать итоговый вывод.[14]
Для всестороннего развития детей, при отгадывании загадок, необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Ю.Г. Илларионова рекомендует организовать соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"
Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?"
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле". Мы показываем несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращает внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, Ю.Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.
Опираясь на систему Е. Кудрявцевой, которая более детально рассмотрела данный аспект и предложила использовать дидактические игры можно обучать детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении. Она также считает необходимым учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь, по мнению Е. Кудрявцевой, выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка: "Жидко, а не вода, бело, а не снег" после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидко, бело; не вода, не снег.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях Ю.Г. Илларионова рекомендует не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Ю.Г. Илларионова предлагает проводить анализ языка загадки для развития у детей навыков описательной речи. После того как дети отгадают загадку, мы спрашивали: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похож ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован предмет? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?" А также выясняли, как понимают дети то или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т.д.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому мы обращали внимание и на построение загадки: "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка.
Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Ю.Г. Илларионова рекомендует использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, мы загадывали загадки о предметах туалета, затем спрашивали: "О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?" Дети выполняли действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, мы загадывали детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.[15]
Ученые предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, как можно сказать по-разному об одном и том же.[16]
Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, дает сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия.
Например, занятие – знакомство с весенними растениями.