Файл: Загадка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста (понятие).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие связной речи и особенности ее развития у детей дошкольного возраста
1.2. Влияние загадок на развитие связной речи дошкольников
2.1. Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста
2.2. Методика работы с загадками
3.1. Начальная диагностика уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать?
В белой шубке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!
Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся. Конфуций говорил:
«Что я слышу – я забываю,
Что я вижу - я помню,
Что я делаю - я понимаю ».
Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
Воспитатель вывешивает, например, фотографию кошки, раздает кусочки меха, вывешивает фото крысы, показывает фото маленьких котят, фото коврика с отпечатками грязных лапок и просит сказать детей, что хорошего и что плохого может быть от кошки. Сам вид кошки, навивает воспоминания, забытые чувства, стимулирует разговор. На начальном этапе знакомства с игрой, без таких наглядных пособий освоение игры просто невозможно.[17]
Предложенная методика работы с загадками дает представление о содержании работы, процессе ее организации. Также она позволяет распланировать включение загадки в работу с детьми в соответствии с методикой. Методика работы с загадкой служит основой в организации процесса развития связной речи дошкольников средством загадки
Выводы по 2 главе
В главе 2 мы изучили методические основы по теме исследования. Проанализировав их, мы составили несколько методических рекомендаций.
Основными методическими рекомендациями по использованию загадок для развития связной речи дошкольников являются:
- При планировании работы по использованию загадок и их отборе для занятий, наблюдений опираемся на возрастные и психологические особенности детей, их жизненный опыт, способности и умения, тематику запланированного вида деятельности.
- При работе с загадками обращаем внимание на типичные ошибки, которые допускают дети при отгадывании (невнимательность, выделение второстепенных признаков вместо основных и т.д.)
- Следует обращать внимание на вид загадки и ее структуру: с каких слов начинается, какими заканчивается и т.д.
- Использовать загадки можно на занятиях, при начале или завершении какой- либо деятельности, в беседах, дидактических и сюжетно-ролевых играх.
- Перед началом включения загадки в работу с детьми, следует проанализировать ее на знание детьми предметов и явлений, о которых в ней говорится, который загадывается.
- При использовании загадок для развития связной речи следует руководствоваться правилами: «от простого к сложному», «от изведанного к неизведанному».
Третья глава будет посвящена организации опытно-практической работы по использованию загадок для развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Глава 3. Опытно - практическая работа по использованию загадок для развития связной речи у детей дошкольного возраста
3.1. Начальная диагностика уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста
По проблеме исследования проводилась опытно - практическая работа в группе детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). В исследовании принимало участие 25 детей (13 мальчиков, 12 девочек).
Работа проходила в три этапа:
- Констатирующий.
- Формирующий.
- Контрольный.
Цель 1 этапа: выявить уровень связной речи.
Исследование мы начали с диагностирования детей.
Для изучения связной речи детям было предложено пересказать услышанный текст. Текст был различен для детей (приложение 1) тексты были разработаны на основе учений К. Д. Ушинского. Данные детей оценивались по баллам. Баллы проставлялись по нескольким критериям.
Пересказ текста.
3 балла - ребенок логично и последовательно в полном объеме пересказал текст, в том числе и название.
2 балла - пересказ был не точным, ребенок путался, испытывал трудности, не назвал название текста.
1 балл - ребенок пересказал текст, опираясь на вспомогательные вопросы.
0 баллов - ребенок не справился с заданием.
Понимание текста:
- Структурирование
- Лексика
- Грамматика
- Самостоятельность
- Плавность (отсутствие пауз во время пересказа).
В данном случае оценка выставлялась по четырёх балльной шкале как и в пересказе. Все данные отображены в таблице 1.
Общий уровень развития связной речи определялся следующим образом-
0- 5- низкий
6-10 средний
11-15- высокий
Были зафиксированы следующие данные:
16 % детей имеют низкий уровень развития связной речи.
84 % детей имеют средний уровень развития связной речи.
В основном, общая сумма баллов имеет среднее значение 7, 2. Что тоже соответствует среднему уровню. Высокого уровня зафиксировано не было.
Проанализировав результаты, мы сделали вывод о необходимости проведения работы по развитию связной речи посредством загадок.
3.2. Организация работы по использованию загадок для развития связной речи детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Цель формирующего этапа: подобрать загадки для развития связной речи детей дошкольного возраста и внедрить их в работу.
Организацию работы по использованию загадок мы начали с отбора методических пособий, содержащих загадки для детей среднего дошкольного возраста.
Для работы мы отобрали несколько пособий. [18] В них содержится большое количество разных загадок по лексическим темам и не только.
Загадки мы использовали в разных видах деятельности:
- На занятии ( в начале занятия - например, сюрпризный момент ввода игрушки. Детям загадывали сказочного героя, а при отгадке, он появлялся).
- В наблюдениях ( во время наблюдений за природой мы загадывали детям о животном и растительном мире, явлениях природы).
- В беседах.
- Во время проведения развлечений и досугов.
- При чтении художественной литературы.
- Мы включали в работу не только разгадывание загадок, но и их составление. Сначала мы знакомили детей с предметом: выделяли основные характеристики, назначение и т.д. Затем предлагали составить несколько вопросов о изученном предмете, которые впоследствии объединяли в загадку.
- Были включены загадки и сюжетно- ролевые игры. Так, при игре в «магазин» в роли покупателя приходил педагог и желаемый товар называл в виде загадки.
- Также было включено, в театрализованную деятельность, разгадывание загадок (игры - драматизации, праздники).
- Мы использовали загадки при рассматривании и сравнении предметов. Дети находили сходства и различия при помощи загадки, обобщали и называли отгадку, делая вывод.
Подвоя итог проведенной работы можно сказать, что загадки можно включать в любую деятельность. Они помогают активизировать речь детей, пополнять словарный запас, делать речь чистой и понятной.
Для оценки эффективности проведенной нами работы мы провели повторную диагностику.
3.3. Конечная диагностика уровня развития связной речи у детей и результаты опытно - практической работы дошкольного возраста
Для определения эффективности по использованию загадок как средства развития связной речи мы повторили диагностическую процедуру. На данном этапе мы также предложили детям текст для пересказа. Оценка результатов проводилась аналогично первому начальному этапу опытно- практической работы.
Полученные нами данные зафиксированы в таблице 2.
По данным можем сказать, что низкий уровень развития связной речи отсутствует. Показатели среднего уровня также улучшились. Зафиксирован высокий уровень развития связной речи у 4 % диагностируемых.
Среднее значение соответствует 7,6. Среднее значение выше на 0,4 чем на начальном этапе нашей работы.
Исходя из полученных данных, можем говорить, что загадка является эффективным средством развития связной речи детей дошкольного возраста. Используя загадку в воспитательно - образовательном процессе ДОУ можно повысить уровень развития связной речи. Пусть у нас нет высоких показателей, но разница в 0,4 дает право говорить об эффективности проведенной нами работы.
Выводы по 3 главе
Третья глава была посвящена организации опытно-практической работы по использованию загадок как средства развития связной речи детей дошкольного возраста.
На начальной этапе практической работы была проведена диагностика связной речи детей среднего дошкольного возраста. На основе полученных данных мы сделали вывод о необходимости использования загадок как средства развития связной речи детей дошкольного возраста.
Вторым этапом стала организация развития связной речи детей в процессе воспитательно-образовательной работы с включением в нее загадок разных видов и тематик. Организация работы осуществлялась во время проведения занятий по различным образовательным областям, в ходе наблюдений на прогулке и в группе, в сюжетно- ролевых и дидактических играх, на праздниках и развлечениях. Дети не только разгадывали загадки, но и пытались придумать новые совместно с педагогом.
На третьем этапе мы провели конечную диагностику. Детям предлагалось задание, как и на начальном этапе. Она показала, что загадка является эффективным средством развития связной речи дошкольников. Эффективность подтверждается разницей в 0,4 показателя в средних значениях данных диагностики на начальном и конечном этапе.
Развитие связной речи средством загадки является сложным процессом. Достичь высоких результатов в короткие сроки невозможно. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Главное использовать большое количество разнообразных загадок.
Поэтому мы будем продолжать работу по использованию загадок как средства развития связной речи дошкольников.
Заключение
Главной задачей дошкольного образование является развитие личности и развитие способностей. По нашему мнению, главной из способностей является правильно, чисто и связно говорить, т.е. способность владеть своей речью.
Основой системы дошкольного образовательного учреждения как системы воспитания и образования служат принципы, методы и средства, которые являются наиболее эффективными и приемлемыми к реализации поставленных задач.
На протяжении всего дошкольного периода у детей происходят изменения в мышлении, расширяется кругозор, происходит усложнение мыслительных операций, и самое главное развивается речь.
Речь необходима ребенку на протяжении всей жизни- с помощью речи он общается со сверстниками и взрослыми. От уровня развития речи будет зависеть и успешность школьного обучения. Поэтому важно в период дошкольного детства приложить все усилия и использовать эффективные средства для развития связной речи.
В ходе нашего исследования, в результате практической работы мы пришли к выводу, что загадка является эффективным средством развития связной речи дошкольников. Эффективность подтверждена результатами нашей практической работы.
Проведенная работа показала, что загадки можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, в наблюдениях, в беседах и т.д.
Разнообразие видов и тематик загадок позволяет подобрать нужную и тем самым развивать кругозор, знания, и самое главное связную речь. Таким образом, при использовании загадок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно повысить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста, что подтверждает гипотезу исследования.