Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Понятие, сущность и классификация затрат
Основные принципы и методы управления затратами
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ООО «НАФТА-ЛОГИСТИКА»
Краткая характеристика и анализ структуры и динамики затрат предприятия
Разработка рекомендаций по оптимизации затрат в ООО «Нафта-Логистика»
Результаты расчета вышеуказанных коэффициентов представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты коэффициентного анализа затрат ООО «Нафта-Логистика»
Показатель |
Период |
За весь период |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
min |
среднее |
max |
|
Материалоемкость |
0,00028 |
0,00033 |
0,00032 |
0,00028 |
0,00031 |
0,00033 |
Зарплатоемкость |
0,20 |
0,21 |
0,35 |
0,20 |
0,25 |
0,35 |
Амотризациемкость |
0,0101 |
0,0093 |
0,0108 |
0,0093 |
0,0101 |
0,0108 |
Коэффициент прочих затрат |
0,62 |
0,67 |
0,71 |
0,62 |
0,66 |
0,71 |
Операционный рычаг |
4,67 |
7 |
3,83 |
3,83 |
5,17 |
7 |
Рентабельность затрат |
1,55 |
1,19 |
1,10 |
1,10 |
1,28 |
1,55 |
Общая затратоемкость |
0,83 |
0,89 |
1,07 |
0,83 |
0,93 |
1,07 |
Динамика показателя материалоемкости ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Динамика показателя материалоемкости ООО «Нафта-Логистика»
В 2015 г. показатель материалоемкости ООО «Нафта-Логистика» составил 0,00028 ед., а в 2016 г. увеличился на 17% и составил 0,00033; увеличение материалоемкости произошло за счет увеличения материальных затрат на 33%. Данная динамика является негативной, т.к. свидетельствует об увеличении материальных затрат на ед. продукции. В 2017 г. данный показатель снизился на 3% и составил 0,00032 ед.; снижение материалоемкости произошло за счет опережающего темпа роста выручки от продаж над темпом роста материальных затрат, 103,2% и 100,1% соответственно. Данная динамика является положительной, т.к. свидетельствует о снижении материальных затрат на ед. продукции.
Динамика показателя зарплатоемкости ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Динамика показателя зарплатоемкости ООО «Нафта-Логистика»
В 2015 г. зарплатоемкость ООО «Нафта-Логистика» составляла 0,20 ед., затем в 2016г. увеличилась на 4,3%, это связано с увеличением расходов на оплату труда с отчислениями на 18,6%. Данная динамика является негативной, т.к. с увеличением показателя зарплатоемкости, снижается зарплатоотдача, что говорит о том, что на 1 рубль заработной платы приходиться меньший объем продукции. В ООО «Нафта-Логистика» в 2017 г. данный показатель увеличился на 68% и составил 0,35 ед., данное увеличение связано с ростом расходов на оплату труда с отчислениями на 73,5%, что в свою очередь можно объяснить ростом заработной платы работников.
Динамика показателя амортизациемкости ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Динамика показателя амортизациемкости ООО «Нафта-Логистика»
В 2015 г. показатель амортизациемкости ООО «Нафта-Логистика» составил 0,0101 ед., затем дальнейшее снижение показателя в 2016 г. на 8% произошло за счет опережающего темпа роста выручки над темпом роста амортизации, 113,7% и 104,7% соответственно. Данная динамика является негативной, т.к. свидетельствует о снижении технического уровня предприятия. Увеличение амортизациемкости в 2017 г. на 16%, связано с опережающим темпом роста амортизации над темпом роста выручки от продаж, 120% и 103% соответственно. Данная динамика является положительной, т.к. свидетельствует об увеличении технического уровня предприятия.
Динамика коэффициента прочих затрат ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 9.
Рисунок 9 – Динамика коэффициента прочих затрат ООО «Нафта-Логистика»
В 2015 г. коэффициент прочих затрат ООО «Нафта-Логистика» составлял 0,62 ед., затем увеличился на 8%, данное увеличение связано с ростом прочих затрат на 23%, в то время как выручка предприятия увеличилась только на 13,7%. В 2017 г. данный коэффициент увеличился на 6,4% и составил 0,71 ед., данное увеличение связано с опережающим ростом прочих затрат над ростом выручки от продаж, 109,7% и 103% соответственно. Данная динамика говорит о высоком уровне и росте прочих затрат, которые приходились на единицу продукции.
Динамика операционного рычага ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Динамика операционного рычага ООО «Нафта-Логистика»
В 2015 г. операционный рычаг ООО «Нафта-Логистика» составлял 4,67 ед., затем в 2016 г. увеличился на 50%, данное увеличение связано с ростом маржинального дохода на 12% и снижением прибыли от реализации на 25%. В 2017 г. данный показатель снизился на 45,2% и составил 3,83 ед., данное снижение можно объяснить снижением маржинального дохода на 15,5%, что в свою очередь связано с ростом переменных затрат на 73,4% за счет роста расходов на оплату труда. Данная динамика свидетельствует о том, что в случае увеличения выручки от продаж, прибыль от реализации увеличиться на меньший процент, чем в прошлом году.
Динамика рентабельности затрат ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Динамика рентабельности затрат ООО «Нафта-Логистика»
В 2015 г. рентабельность затрат ООО «Нафта-Логистика» составляла 1,55 ед., затем в 2016 г. снизилась на 23,6%, снижение произошло за счет опережающего темпа роста себестоимости над темпом роста валовой прибыли, 132,7% и 101,4% соответственно. Снижение рентабельности затрат в 2017 г. на 7,2% связано со снижением валовой прибыли, в то время как себестоимость увеличилась на 7,4%. Данная динамика является негативной, т.к. свидетельствует о снижении доли прибыли в каждом рубле, затраченного на производство и реализацию продукции.
Динамика общей затратоемкости ООО «Нафта-Логистика» представлена на рисунке 12.
Рисунок 12 – Динамика общей затратоемкости ООО «Нафта-Логистика»
В 2015 г. общая затратоемкость ООО «Нафта-Логистика» составляла 0,83 ед., а в 2016 г. увеличилась на 7%, рост данного показателя связан с опережающим темпом роста затрат над темпом роста выручки, 122% и 113,7% соответственно. Дальнейшее увеличение показателя общей затратоемкости на 21,1% можно связать с опережающим темпом роста затрат над темпом роста выручки от продаж, 125% и 103% соответственно. Данная динамика является негативной, т.к. говорит об увеличении затрат, приходящихся на ед. выпущенной продукции.
Проведем факторный анализ затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2015-2017гг. Исходные данные представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа затрат ООО «Нафта-Логистика»
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Материальные затраты |
9 994 |
13 282 |
13 290 |
Затраты на оплату труда |
6 613 162 |
7 363 123 |
12 991 052 |
Затраты на социальные нужды |
456 578 |
1 022 196 |
1 557 222 |
Амортизация |
355 675 |
372 415 |
445 930 |
Прочие затраты |
21 669 966 |
26 632 638 |
29 227 214 |
Далее проведем факторный анализ затрат ООО «Нафта-Логистика» в 2016 г.:
Итого по элементам затрат:
- в 2015 г.
TC = 9 994 + 6 613162 + 456 578 + 355 675 + 21 669 966 = 29 105 375 т.р.
- в 2016 г.:
TC = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 35 403 654
т.р.
TC (МЗ) = 13 282 + 613162 + 456 578 + 355 675 + 21 669 966 = 29 108 663 т.р.
Δ TC (МЗ) = 29 108 663 – 29 105 375 = 3 288 т.р.
TC (ОТ) = 13 282 + 7 363 123 + 456 578 + 355 675 + 21 669 966 = 29 858 624 т.р.
Δ TC (ОТ) = 29 858 624 – 29 108 663 = 749 961 т.р.
TC (СО) = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 355 675 + 21 669 966 = 30 424 242 т.р.
Δ TC (СО) = 30 424 242 – 29 858 624 = 565 618 т.р.
TC (Ам) = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 21 669 966 = 30 440 982 т.р.
Δ TC (Ам) = 30 440 982 – 30 424 242 = 16 740 т.р.
TC (ПЗ) = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 35 403 654 т.р.
Δ TC (ПЗ) = 35 403 654 – 30 440 982 = 4 962 672 т.р.
Наибольшее влияние на общую величину затрат в ООО «Нафта-Логистика» в 2016 г. оказал такой фактор, как прочие затраты, увеличив его на 22,9%, общая величина затрат увеличилась на 16,3%.
Далее проведем факторный анализ затрат ООО «Нафта-Логистика» в 2017 г.:
Итого по элементам затрат:
- в 2016 г.
TC = 13 282 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 35 403 654
т.р.
- в 2017 г.:
TC = 13 290 + 12 991 052 + 1 557 222 + 445 930 + 29 227 214 = 44 234 708 т.р.
TC (МЗ) = 13 290 + 7 363 123 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 35 403 662 т.р.
Δ TC (МЗ) = 35 403 662 – 35 403 654 = 8 т.р.
TC (ОТ) = 13 290 + 12 991 052 + 1 022 196 + 372 415 + 26 632 638 = 41 031 591 т.р.
Δ TC (ОТ) = 41 031 591 – 35 403 662 = 5 627 929 т.р.
TC (СО) = 13 290 + 12 991 052 + 1 557 222 + 372 415 + 26 632 638 = 41 566 617 т.р.
Δ TC (СО) = 41 566 617- 41 031 591 = 535 026 т.р.
TC (Ам) = 13 290 + 12 991 052 + 1 557 222 + 445 930 + 26 632 638 = 41 640 132 т.р.
Δ TC (Ам) = 41 640 132 – 41 566 617 = 73 515 т.р.
TC (ПЗ) = 13 290 + 12 991 052 + 1 557 222 + 445 930 + 29 227 214 = 44 234 708 т.р.
Δ TC (ПЗ) = 44 234 708 – 41 640 132 = 2 594 576 т.р.
Наибольшее влияние на общую величину затрат ООО «Нафта-Логистика» в 2017 г. оказал такой фактор, как расходы на оплату труда, увеличив его на 76,4%, общая величина затрат увеличилась на 16%.
Разработка рекомендаций по оптимизации затрат в ООО «Нафта-Логистика»
Сначала представим SWOT-анализ предприятия «Нафта-Логистика» (табл. 7).
Таблица 7 – SWOT-анализ ООО «Нафта-Логистика»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Основной проблемой ООО «Нафта-Логистика» является то, что наибольший удельный вес в структуре общих затрат занимают прочие затраты, в которые входят: покупная стоимость товаров для перепродажи, налоги, платежи, включаемые в себестоимость проданных товаров, работ и услуг, арендная плата, услуги сторонних организаций по охране, связи и коммунальным услугам, страхование, транспортные расходы, связанные с реализацией и командировочные расходы. Для решения этой очень важной проблемы и повышения эффективности функционирования предприятия предлагается ряд мер по оптимизации затрат:
- увеличение наценки в большую сторону на покупные товары для перепродажи;
- на коммунальные услуги, такие как электроэнергия и вода установить счетчики и следить за их рациональным использованием расходованием;
- снизить арендную плату путем переговоров с арендодателем.
- устранение потерь, сокращение потребления продукции на собственные нужды;
- внедрение новых и модернизация действующих производственных фондов;
- использование новых более прогрессивных технологий;
- рационализация системы энергоснабжения;
- стимулирование работников предприятия к росту производительности и снижению себестоимости.
Теперь рассмотрим резервы и пути оптимизации затрат на каждом этапе функционирования ООО «Нафта-Логистика».
К основным факторам, оказывающим существенное влияние на себестоимость геологоразведочных работ, относятся:
- внедрение новых и модернизация действующих производственных фондов, а также прогрессивной технологии бурения скважин, создание и внедрение более стойких долот, применение буровых установок нормального ряда в соответствии с геологическими и природными условиями;
- строгое соблюдение установленной последовательности производства геологоразведочных работ по стадиям и подстадиям. Исключение каких-либо стадий или подстадий из общей схемы геологоразведочного процесса допустимо лишь в отдельных случаях в связи с особыми природными условиями объекта. При соблюдении установленной стадийности исключается проведение более дорогих детальных исследований в тех случаях, когда объект не получил положительную оценку на предшествующей стадии;
- наличие обоснованной методики производства геологоразведочных работ, от выбора которой зависят и геологические результаты и размеры затрат;
- повышение качества выполнения геологического задания, укрепление технологической дисциплины и установление строгого контроля за качеством;
- повышение качества проектирования геологоразведочных работ. В проектах должны обосновываться наиболее экономичные варианты, позволяющие выполнять геологическое задание с наименьшими трудовыми и материальными затратами;
- сдвиги в территориальном размещении геологоразведочных работ;
- улучшение организации снабжения геологоразведочных предприятий;
- изменение природных условий;
- изменение уровня цен на материальные ресурсы и уровня заработной платы.