Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Понятие, сущность и классификация затрат
Основные принципы и методы управления затратами
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ООО «НАФТА-ЛОГИСТИКА»
Краткая характеристика и анализ структуры и динамики затрат предприятия
Разработка рекомендаций по оптимизации затрат в ООО «Нафта-Логистика»
Решение поставленных перед предприятием задач требует конкретизации и систематизации основных методов управления затратами.
Методы управления затратами на предприятии являются синтетической областью знаний, где могут использоваться терминология и методы взятые из других дисциплин. Здесь могут соединятся иногда совершенно отличные друг от друга методы работы предприятия, выявляется их взаимосвязанность и влияние на самое главное – конечный результат работы предприятий – прибыль.
В реализации современных методов управления затратами российская практика рыночного периода существенно отстала от западной. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения методов, составляющих ядро систем управления затратами на современном промышленном предприятии [28., с. 176].
Практика выработала ряд методов, которые используются для оптимизации затрат:
- метод применения носителей затрат (причин, факторов, влияющих на величину затрат. Это наиболее простой метод. Анализ носителей затрат позволяет обосновать управленческие решения и проводить оптимизацию затрат) [5., с. 197];
- применение закона Парето (выявляем наиболее важные, значимые статьи затрат, так как только по ним можно получить существенную экономию. Применяем закон Парето (правило 80/20): для получения 80 % эффекта достаточно выявить и оптимизировать статьи затрат составляющие наибольший удельный вес (20 %). То есть для получения существенной экономии необходимо оптимизировать весомые затраты);
- сравнение затрат, построение диаграмм, бенчмаркинг (Метод предполагает анализ изменения затрат в прежние периоды, выявление важных и существенных затрат, их отклонений, причин и последующую разработку мер по устранению причин возникновения отклонений. Бенчмаркинг (Benchmarking) – система оценки деятельности предприятия при помощи сравнения с каким-либо подходящим аналогом) [18., с. 230];
- АВС-метод (Activity Based Costing – позволяет предприятию с высокой степенью достоверности определять стоимость и производительность операций, оценивать эффективность использования ресурсов и вычислять себестоимость продукции, работ или услуг);
- таргет-костинг (формирование себестоимости новой продукции, исходя из планируемой рыночной цены и ожидаемой прибыльности продаж. Способ защиты от экономических неудач, который помогает сберечь деньги до того, как они будут потрачены. Используется в инновационных отраслях, производственных предприятиях, где постоянно разрабатываются новые модели и виды продукции, а также в сфере обслуживания и на неприбыльных предприятиях) [9., с. 368];
- кайзен-костинг (усовершенствование маленькими шагами, постепенное и непрерывное снижение себестоимости как результат специальной программы предприятия. Основа концепции – сокращение времени, расходуемого на операции, не добавляющие «ценности» конечному продукту. К таким операциям относятся хранение, накопление, перемещение и т. д. В отличие от таргет-костинга, кайзен-костинг применяется на этапе производства продукции. Меняются методы, технологии производства уже существующего продукта. Использование возможно в любой отрасли в совокупности с другими методами оптимизации затрат. Применяется для оптимизации затрат действующего производства либо если таргет-костинг не дал результатов через 3 месяца) [26., с. 104];
- директ-костинг (анализ безубыточной деятельности, который является основным инструментом текущего управления затратами. Ценность данного анализа заключается в увязке принятия решения по управлению затратами с динамикой объема производства, ценами и выручкой) [27., с. 243].
Управление затратами включает в себя целый комплекс мероприятий, направленный на общее снижение и контроль затрат.
Вообще, весь процесс создания системы управления затратами на предприятии следует разбить на основные этапы.
- Установление четкой связи между системами управления затратами и бюджетного управления.
- Перспективное определение направлений снижения затрат.
- Разработка плана проводимых мероприятий по снижению затрат.
- Внедрение разработанных схем по снижению затратных статей на предприятии [14., с. 195].
Таким образом, для грамотного управления затратами предприятия необходима постоянная работа по разработке и внедрению на основе интеграции перспективных методов в действующую практику. Это позволит точнее оценить влияние конструктивных особенностей продукции (товаров, работ, услуг) на последующие затраты, а также на уровень удовлетворения требования потребителей. Все вышеперечисленное направлено на реализацию основной цели управления затратами на любом предприятии – повышение эффективности функционирования предприятия.
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ООО «НАФТА-ЛОГИСТИКА»
Краткая характеристика и анализ структуры и динамики затрат предприятия
ООО «Нафта-Логистика» – одна из крупнейших компаний, осуществляющей транспортировку темных и светлых нефтепродуктов по всей территории России, и расположенная по адресу: 127273, Москва, Сигнальный проезд, дом 16, корп. 4.
ООО «Нафта-Логистика» работает круглосуточно, 7 дней в неделю на всей территории России.
Компания владеет собственным новейшим автопарком, укомплектованным по последним технологиям в области логистики опасных грузов, отвечающим всем требованиям техники безопасности. Водительский состав подобран с особой тщательностью, все сотрудники имеют опыт работы от 10 лет в области перевозки нефтепродуктов, что позволяет гарантировать качество оказания услуг на самом высоком уровне.
ООО «Нафта-Логистика» использует самую инновационную систему спутникового мониторинга автопарка посредством использования технологий ГЛОНАСС, GPS и GSM. Данная система позволяет диспетчерскому отделу компании отслеживать как перемещение транспортных средств и их состояние, так и вести видео/аудио наблюдение за водителями транспортных средств в режиме реального времени. За счет этого обеспечивается бесперебойная работа автопарка и своевременное выполнение заявок.
Компания производит перевозку нефтепродуктов как по разовым заказам, так и на долгосрочной основе. Также действует гибкая система скидок в зависимости от объемов заказа.
ООО «Нафта-Логистика» предлагает полный комплекс услуг не только по перевозке нефтепродуктов, но и по их продаже. Компания предлагает мазут топочный марки М-100 (ГОСТ), вырабатываемый Московским НПЗ (ОАО «Газпром Нефть»). Компания гарантирует высокое качество по лучшей цене. Каждая поставка мазута сопровождается паспортом качества завода изготовителя. Высокий профессионализм сотрудников компании обеспечивает клиентам ООО «Нафта-Логистика» оперативное и качественное выполнение заказов с учетом индивидуального подхода к каждому клиенту.
Деятельность ООО «Нафта-Логистика» подкреплена всеми необходимыми документами в соответствии с законодательством РФ, компания четко соблюдаем все нормы безопасности и регламенты. Высокий уровень предоставляемых услуг позволили компании успешно предоставлять услуги по всей территории РФ.
Проведем анализ структуры затрат ООО «Нафта-Логистика» на основании выписки приложения к бухгалтерскому балансу (Приложение 1). Результаты расчетов представим в таблице 2.
Таблица 2 – Структура затрат на предприятии ООО «Нафта-Логистика»
Наименование статьи расхода |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Материальные затраты |
9 994 |
0,03 |
13 282 |
0,04 |
13 290 |
0,03 |
Расходы на оплату труда |
6 613 162 |
22,72 |
7 363 123 |
20,80 |
12 991 052 |
29,37 |
Отчисления на социальные нужды |
456 578 |
1,57 |
1 022 196 |
2,89 |
1 557 222 |
3,52 |
Амортизация |
355 675 |
1,22 |
372 415 |
1,05 |
445 930 |
1,01 |
Прочие затраты |
21 669 966 |
74,45 |
26 632 638 |
75,23 |
29 227 214 |
66,1 |
Итого по элементам затрат |
29 105 375 |
100,00 |
35 403 654 |
100,00 |
44 234 708 |
100,00 |
Анализ динамики затрат ООО «Нафта-Логистика» представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика затрат на предприятии ООО «Нафта-Логистика»
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
+–Δ, т.р. |
темп роста |
+–Δ, т.р. |
темп роста |
+–Δ, т.р. |
темп роста |
|
Материальные затраты |
- 262 |
97 |
3 288 |
133 |
8 |
100,1 |
Затраты на оплату труда |
451 179 |
107 |
749 961 |
111 |
5 627 929 |
176 |
Отчисления на социальные нужды |
209 416 |
185 |
565 618 |
224 |
535 026 |
152 |
Амортизация |
22 806 |
107 |
16 740 |
105 |
73 515 |
120 |
Прочие затраты |
438 611 |
102 |
4 962 672 |
123 |
2 594 576 |
110 |
Итого по элементам |
1 121 750 |
104 |
6 298 279 |
122 |
8 831 054 |
125 |
Далее рассмотрим структуру затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2015-2017 гг. Структура затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2015 г. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2015 г.
В 2015 г. наибольшую долю в структуре затрат ООО «Нафта-Логистика» занимали прочие затраты и расходы на оплату труда, 74,5% и 22,7% соответственно. Доля отчислений на социальные нужды и амортизация составили в структуре затрат 1,6% и 1,2% соответственно. Наименьшую долю в структуре затрат занимают материальные затраты – 0,034%.
Структура затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2016 г. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2016 г.
В 2016 г. произошло незначительное увеличение доли прочих затрат в ООО «Нафта-Логистика» до 75,2% за счет увеличения арендной платы, покупной стоимости товаров для перепродажи, командировочных и других расходов. Доля расходов на оплату труда снизилась до 20,8%. Что касается доли материальных затрат и отчислений на социальные нужды, то наблюдается рост данных статей до 0,038 и 2,9% соответственно. Что касается амортизации, то она снизилась до 1.05% в структуре затрат.
Структура затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2017 г. представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2017 г.
В 2017 г. в структуре затрат ООО «Нафта-Логистика» наблюдается снижение доли прочих затрат до 66,07%. Также наблюдается рост расходов на оплату труда до 29,7%. Доля материальных затрат незначительно снизилась. Увеличилась доля отчислений на социальные нужды до 3,5%. Что касается амортизации, то ее доля снизилась в структуре затрат и составила 1,008%.
Динамика структуры затрат ООО «Нафта-Логистика» представлены на рисунках 4 и 5.
Рисунок 4 – Динамика структуры затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2015-2017 гг.
Рисунок 5 – Динамика структуры затрат ООО «Нафта-Логистика» за 2015-2017 гг.
Таким образом, с помощью графиков можно сделать следующие выводы: за весь исследуемый период амортизация ООО «Нафта-Логистика» выросла на 25,3%. Расходы на оплату труда в 2016 г. выросли на 11,3%, затем в 2017 г. увеличились на 76,4%, значительное увеличение данного элемента затрат можно связать с увеличением заработной платы работников. Что касается прочих затрат, то в 2016 г. они увеличились на 22,9%, увеличение произошло за счет роста арендной платы, покупной стоимости товаров для перепродажи, командировочных и других расходов. В 2017 г. прочие затраты ООО «Нафта-Логистика» увеличились на 9,7%, увеличение произошло за счет роста покупной стоимость товаров для перепродажи, налоговых платежей, арендной платы, услуг сторонних организаций, страхования и командировочных расходов. На рисунке 5 можно наблюдать рост отчислений на социальные нужды, а именно в 2016 г. на 124%. В 2017 г. данный элемент затрат вырос на 52%. Что касается роста материальных затрат, то в 2017 они увеличились на 33% по сравнению с 2016.
Проведем коэффициентный анализ показателей затрат ООО «Нафта-Логистика» по средствам расчета таких коэффициентов как, общая затратоемкость, материалоемкость, зарплатоемкость, амортизациеемкость, коэффициент прочих затрат, операционных рычаг и рентабельность затрат.
Вспомогательные данные для расчета на основании отчета о финансовых результатах ООО «Нафта-Логистика» (Приложение 2) приведем в таблице 4.
Таблица 4 – Вспомогательные данные для расчета коэффициентов использования затрат ООО «Нафта-Логистика»
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Валовая прибыль |
21 356 494 |
21 656 416 |
21 581 261 |
Прибыль от продаж |
6 001 620 |
4 503 122 |
6 943 828 |
Выручка |
35 106 995 |
39 906 776 |
41 178 536 |
Себестоимость |
13 750 501 |
18 250 360 |
19 597 275 |