Файл: Разработка бизнес-плана нового предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в рыночной экономике бизнес-планирование является рабочим инструментом, который используется во всех сферах предпринимательства. Бизнес-планирование позволяет решить следующие задачи: повысить прибыльности работы; определить конкретные направления и области деятельности предприятия, выбрать целевые рынки и место предприятия на этих рынках; определить качественные показателей товаров и услуг, предлагаемых потребителям; спланировать производственные затраты и торговые издержки предприятия; обеспечить соответствие количества, качества трудовых ресурсов требованиям по достижению целей предприятия; определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; спланировать финансовые ресурсы предприятия.

Целью курсовой работы является разработка бизнес-плана открытия пекарни.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические и методологические аспекты разработки бизнес-плана;

2) разработать бизнес-план по открытию пекарни;

3) оценить эффективность бизнес-проекта.

Объект исследования – мини-пекарня.

Предмет – бизнес-план открытия пекарни.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, бизнес-планирования, инвестиционной деятельности, менеджмента, комплексного финансового анализа.

В работе использовались общенаучные, специально-научные и частно-научные методы познания, а именно, функциональный и системный подходы, логические методы, графический метод.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана

1.1. Роль и сущность бизнес-плана

Любой бизнес принято начинать с составления бизнес-плана. Он необходим как инвесторам и кредитным организациям, так и самому предприятию в лице руководства и сотрудников для четкого представления целей, задач, направления развития предприятия, для оценки целесообразности и выгодности принимаемых решений[1]. Так, по мнению В. А. Горемыкина и А. Ю. Богомолова всякий, кто хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции[2].


Однако, для того чтобы составить бизнес-план, необходимо представить будущий проект в действии[3]. То есть необходимо иметь соответствующие стимулы для разработки бизнес-плана, к числу которых относятся:

  • наличие спроса на продукцию, товары и услуги, которые планируются к производству, наличие предварительных соглашений (гарантийных писем) с потенциальными потребителями продукции, выпускаемой созданным предприятием;
  • наличие конструкторской, технологической и другой документации
    для производства того или иного вида продукции;
  • наличие производственных мощностей (или возможностей их создания в короткие сроки), сырья и трудовых ресурсов;
  • введение на рынок новых видов товаров (услуг);
  • поиск инвесторов;
  • необходимость стратегического планирования и прогнозирования деятельности предприятия.

Оперировать понятием бизнес - план, не имея четкого представления о
его сущности, невозможно. Одним из классических определений данного понятия является определение В. А. Баринова: бизнес-план - это аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности, в котором описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем[4].

Бизнес-план имеет двойное предназначение. Во-первых, внутреннее - в случае подготовки бизнес-плана для точной формулировки миссии и задач организации, в целях получения информации об имеющихся ресурсах, возможностях для внутреннего использования[5]. Во-вторых, внешнее: при формировании пакета данных об организации, но для внешнего пользователя инвестора. К примеру, В.3. Черняк указывает, что информация, содержащаяся в бизнес-плане, помогает потенциальным партнерам принять решение о целесообразности и условии ведения дел с организацией, оценить ее финансовую устойчивость и принять в расчет все возможные риски, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам[6].

1.2. Задачи и особенности составления бизнес-плана

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

  • организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;
  • выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон;
  • формирование инвестиционных целей на планируемый период[7].

Существует множество пособий по составлению бизнес-плана: все они
похожи и отличаются в большинстве случаев последовательностью разделов. В редких случаях авторы либо объединяют, либо детализируют некоторые из них. Структура во многом зависит от цели создания бизнес-плана и вида предприятия[8]. Для небольших предприятий это краткое описание проекта (резюме) и основная часть, содержащая расчеты и подробные пояснения и обоснования. Основная часть подразделяется на главы и параграфы, чтобы четко выделить основные положения:

1. Резюме (идеи, цели и задачи, суть бизнес проекта, потребность в финансах, для каких целей они необходимы, краткое описание предполагаемого бизнеса, описание способов действий и мероприятий, предполагаемое начало реализации проекта). Резюме должно отражать ключевые моменты проекта, которые могут быть интересны инвестору и любому другому пользователю: суть проекта и целесообразность его реализации; данные о получателе средств и основных участниках проекта; стратегию реализации проекта, основные задачи; ключевые прогнозные показатели (финансовые показатели и показатели эффективности); общую стоимость проекта, потребность в финансировании и источники финансирования; условия участия кредитной организации или инвестора в проекте; ключевые факторы успеха, основные риски проекта, стоп-факторы[9].

2. Сведения о предприятии и отрасли (описывается планируемая организационная структура (ИП, ОАО), учредители, основные клиенты и партнеры. В разделе «Сведения о предприятии и отрасли» описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося на определенный момент состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание соответствия состояний предприятия или фирмы и той отрасли, в которой оно предположительно будет функционировать[10].

3. Описание услуги, товара, работ, продукции (назначение, описание, область применения, цели деятельности, анализ идеи, характеристика спроса, слабые и сильные стороны товара (услуги), отличительные качества, технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе, будущий потенциал). На основе указанной в данном разделе информации, пользователь должен получить представление о сути предлагаемого товара, услуги. Продукт должен быть описан максимально подробно и понятно любому внешнему пользователю[11]. В данном разделе должны быть указаны:


  • продуктовая программа: краткое описание продукта или продуктовой линейки (основные характеристики, наличие сертификата качества, лицензирование выпуска, патентоспособность и авторские права, экологичность);
  • степень готовности продукта к выпуску и реализации, опыт производства и реализации продукции участниками проекта[12].

Рекомендуется также привести качественные характеристики продукции, услуг, полезность для потребителей, указать целевую аудиторию, продукты-заменители и сопутствующие товары и услуги. Провести анализ жизненного цикла продукта, указать на планируемые изменения в ассортименте и предполагаемую модернизацию продукта в будущем.

4. Анализ рынка (покупатели (потребители), слабые и сильные стороны
конкурентов, размер рынка и его рост, состав клиентуры, влияние конкуренции). Данный раздел является одним из наиболее сложных к формированию. Проведение качественного анализа того рынка, в котором компания будет осуществлять свою деятельность, говорит о понимании самим инициатором тех бизнес-условий, в которых ему предстоит работать. Проведение анализа рынка может заключаться в простом изучении конкурентов, их ценовой политики и маркетинговой стратегии. Кроме того, могут применяться более серьезные инструменты маркетинга, включая анализ окружения компании и анализ внешней среды[13]. Данный раздел должен содержать: текущий и прогнозный объем рынка; степень насыщенности рынка; структуру рынка; основных конкурентов, анализ уровня конкуренции в отрасли; барьеры входа в отрасль; сезонность спроса, предложения, цены, стоимости затрат; основные каналы продаж и методы их стимулирования; принципы ценообразования; степень государственного регулирования рынка; прогноз объема продаж[14].

5. План маркетинга (обеспечение конкуренции продукции, ценообразование, схема распространения, сбыта, методы стимулирования и продаж, издержки, перспективы развития бизнеса и оценка эффективности проекта
(бизнес-плана))[15]. В данном разделе должны быть отражены динамика объема продаж и прогнозной доли рынка, а также стратегия по их достижению, в том числе, стратегия конкурентной борьбы. В разделе необходимо:

  • привести прогнозный объем продаж (интенсивности эксплуатации)
    в натуральных единицах, прогнозные отпускные цены или прогноз выручки от реализации в денежном выражении по проекту - с учётом анализа, произведенного в разделе анализа рынка;
  • описать стратегию маркетинга по проекту, к примеру: расширенную концепцию продукта (анализ возможностей дифференцирования продукта с целью увеличения ценности продукта для потребителя, в том числе путём улучшения дизайна, добавления дополнительных услуг), стратегию ценообразования, выбор каналов продаж и стимулирования сбыта;
  • указать текущую и прогнозную долю компании на рынке (в случае,
    если предполагается увеличение доли рынка);
  • описать стратегию конкурентной борьбы. Если возможно дифференцирование продукта, требуется привести сравнительный конкурентный анализ продукта, который планируется к выпуску по проекту (преимущества и недостатки по сравнению с продуктами;
  • описать стратегию конкурентной борьбы[16]. Если возможно дифференцирование продукта, требуется привести сравнительный конкурентный анализ продукта, который планируется к выпуску по проекту (преимущества и недостатки по сравнению с продуктами конкурентов).

В случае, если проект относится к инновационным, рекомендуется
проработать вопрос о юридической защите интеллектуальных прав собственности на продукт (технологию)[17].

6. План производства (имеющиеся и необходимые площади, помещения, оборудование и инструмент, комплектующие и материалы, кадровое обеспечение, транспорт и связь, экологичность и безопасность производства, источники поставки основных материалов и оборудования)[18].

Необходимо привести в бизнес-плане:

  • план объема выпуска продукции в разрезе продуктов (продуктовых
    линеек) или план эксплуатации объектов, построенный с учётом прогноза объема продаж (интенсивности эксплуатации), определенного в разделе плана продаж и стратегии маркетинга;
  • краткое описание производственного процесса (схемы производственных потоков) или бизнес-модели (описание основных бизнес-процессов) на операционной (эксплуатационной) стадии реализации проекта;
  • краткое описание технологии производства (строительства) и оборудования, которое будет использоваться для производства готовой продукции (строительства объектов), а также факторы, определившие их выбор;
  • удельные затраты сырья и материалов, энергии, времени работы оборудования и персонала для осуществления ключевых бизнес-процессов или для выпуска единицы продукта[19].

Рекомендуется привести информацию по системе обеспечения качества продукта (если высокое качество относится к конкурентным преимуществам продукта)[20].

7. Персонал (состав, система оплаты и стимулирования, краткие выводы по планированию количества и состава персонала).

8. Источники и объем требуемых средств (объем средств на реализацию проекта (бизнес-плана), откуда намечается получить эти деньги, в какой форме, источники финансирования)[21].

9. Финансовый план (объем производства, продаж, оценка прибыли и
убытков, калькуляция себестоимости продукции, потребность в оборотных
средствах, таблица расходов и доходов, прогнозы, срок окупаемости и опенка эффективности бизнеса). В данном разделе должны приводиться в табличном виде основные данные по прогнозируемым доходам проекта, расходам проекта, план персонала и инвестиционных затрат. В качестве обязательных элементов должны быть также приведены данные по расчету основных показателей эффективности проекта. Желательно указать расчет кредитных средств по периодам.