Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ СПОРТА
1.1 Роль и место спорта в жизни общества и государства
1.2 Особенности развития индустрии спорта
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ СПОРТА
2.1. Современные тенденции развития мировой индустрии спорта
2.2 Всеобщая глобализация мировой индустрии спорта.
2.3 Индустрия спорта как арена конкурентной борьбы.
2.4 Перспективы развития мировой индустрии спорта.
Глава 3. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ СПОРТА В НЕБОЛЬШИХ ГОРОДАХ РОССИИ (на примере г. Пензы)
ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт очень многогранен и многолик, он представляет собой очень сложное и противоречивое экономическое и социальное явление.
Спорт сегодня представляет собой одновременно и национальное достояние и предмет национальной гордости, серьезный политический капитал и весомый аргумент политической жизни. Как субъект экономической системы спорт становится важный ресурсом, который влияет на уровень экономического развития всего мирового сообщества, а также новую сферу экономических и деловых отношений.
Индустрия спорта это межотраслевой сектор экономики, в котором складываются устойчивые экономические связи между ее основными участниками, которые занимаются предпринимательской деятельностью в процессе производства, продвижения и потребления главного продукта этой индустрии – спортивного события.
Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что спорт в условиях современного общества включается в общую систему международного взаимодействия, коммуникативно-информационного обмена. В двадцать первом веке спорт превращается в рыночный товар, переходит на коммерческие рельсы. Спорт все увереннее вписывается в систему массовой культуры современности.
Цель исследования: провести анализ современных тенденций развития мировой индустрии спорта.
Задачи:
- изучить роль и место спорта в жизни общества;
-проанализировать особенности развития индустрии спорта;
-рассмотреть современные тенденции развития мировой индустрии спорта;
-сформулировать положительные и отрицательные стороны всеобщей глобализации мировой индустрии спорта;
- охарактеризовать индустрию спорта как арену конкурентной борьбы;
-перечислить перспективные направления развития мировой индустрии спорта.
Объектом исследования является спорт, который рассматривается как социальный феномен, элемент культуры, как социальный институт, а также процессы, происходящие в спорте и вокруг него в современном обществе.
Предмет исследования – мировая индустрия спорта как метод управления различными социальными объектами и процессами общественной практики.
Для решения поставленных задач была использована литература по физической культуре и спорту. Учитывая комплексный характер такого явления, как индустрия спорта, использовалась также литература по экономике, менеджменту, маркетингу.
Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящем исследовании предпринята попытка рассмотреть мировую индустрию спорта как важнейший компонент мирового сообщества в целом и по всем направлениям его функционирования в частности.
Структура работы определяется целями и задачами научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе проанализированы теоретические аспекты роли и места спорта в жизни мирового сообщества, а также особенности развития мировой индустрии спорта. Во второй главе представлен анализ современных тенденций развития мировой индустрии спорта, которые существенно влияют на процессы, которые главным образом влияют на развитие индустрии. В рамках данной главы проведен анализ направлений всеобщей глобализации мировой индустрии спорта, рассмотрена индустрия спорта как арена конкурентной борьбы, а также перспективы развития мировой индустрии спора.
В заключение сформулированы основные положения и основные выводы, которые были выявлены по результатам проведенного исследования.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ СПОРТА
1.1 Роль и место спорта в жизни общества и государства
В три последних десятилетия спорт перестал быть просто развлечением и формой досуга. Современный мировой спорт превращается в динамично развивающуюся индустрию, активным участником которой становится бизнес [6].
Каждой социальной группой населения спорт воспринимается по-разному, что такое спорт для каждой из них:
- Профессиональных спортсменов и их тренеров?
- Спортивных чиновников и менеджеров спортивных организаций?
- Зрителей и болельщиков?
- Просто любителей спорта, которые регулярно и с удовольствием занимаются спортом на любительском непрофессиональном уровне для себя и своего здоровья?
- Предпринимательских структур, имеющих в спорте свои конкретные деловые интересы и перспективные планы?
- Средств массовой информации, которые пишут о спорте и показывают его по телевизионным каналам и в сети интернет?
- Детей и молодежь, которые занимаются им в спортивных школах и училищах, интернатах и академиях и мечтают со временем стать профессиональными спортсменами?
- Посетителей спортивных и оздоровительных клубов?
Исходя из множества объективных факторов, можно перечислить те направления, в которых спорт функционирует, как полноценный субъект бизнеса [1]:
- особый вид профессиональной трудовой деятельности (для профессиональных спортсменов, тренеров, спортивных менеджеров);
- огромная и самостоятельная индустрия, межотраслевой сектор экономики, объединяющий большое количество субъектов из разных отраслей экономики;
- привлекательный бизнес и отдельная сфера предпринимательской деятельности, представителями которого являются профессиональные спортивные клубы и лиги, спортивные и маркетинговые агентства, оргкомитеты по проведению спортивных соревнований, спортивно-оздоровительные клубы;
- эффективный канал продвижения к потребителю своей продукции и услуг, реальная возможность развивать свой бренд, имидж и репутацию (для бизнеса, который ищет своего потребителя) через разнообразные спортивные события;
- важнейший экономический ресурс (для государства), т.к. с одной стороны спорт влияет на здоровье нации и трудоспособное население, повышая его трудовой потенциал, а с другой стороны дает возможность развивать различные формы предпринимательской деятельности в спорте [12].
Для того, чтобы начать разговор о спорте вообще и о спортивной индустрии в частности, необходимо определиться с основными понятиями, которыми мы будем пользоваться:
- Спорт
- Профессиональный спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная отрасль
- Индустрия спорта
Спорт это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним:
- спорт включает в себя много различных видов спорта (олимпийских и не олимпийских, летних и зимних, народных, экстремальных и др.);
- главное в спорте – это организация и проведение разнообразных соревнований (профессиональных, коммерческих, детских, студенческих, массовых и др.), в которых участвуют как отдельные спортсмены, так и командные виды спорта;
- в спорте важную роль играет учебно-тренировочный процесс, в рамках которого спортсмен на регулярной основе готовится к участию в соревнованиях [6].
Можно сказать, что спорт – это сфера деятельности, в которой спортсмены регулярно занимаются спортом, т.е. тренируются и участвуют в различных соревнованиях по разным видам спорта.
Профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату:
- профессиональный спортсмен занимается спортом (а фактически он работает в спорте) за денежное вознаграждение (это могут быть: заработная плата, премиальные, призовые, бонусы, подъемные и т.д.);
- спорт для него – это его постоянная работа (т.е. вид профессиональной трудовой деятельности);
- для профессиональных спортсменов специально организуются и проводятся различные соревнования (как коммерческие, так и некоммерческие);
- спортсмен обязан регулярно участвовать в соревнованиях (то есть работать), чтобы зарабатывать деньги себе на жизнь;
- денежное вознаграждение профессиональному спортсмену платят как организаторы соревнований (за соответствующий высокий результат, а иногда и за рекордное достижение), так и различные его работодатели (например, профессиональные клубы и центры спортивной подготовки, в штате которых он состоит и с кем у него подписан контракт как с работодателем) [12].
Спорт высших достижений – часть спорта, направленная на достижение
спортсменами высоких спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях внутри страны, а также официальных международных спортивных соревнованиях.
Университет профессионального спорта и спорта высших достижений – это неизбежность и с каждым годом взаимодействие двух направлений спортивной индустрии становиться все органичнее [16]:
- любой профессиональный спортсмен всегда ставит перед собой только одну цель – достижение максимально высокого спортивного результата;
- все представители спорта высших достижений занимаются спортом на профессиональном уровне и обязательно получают за свои занятия спортом денежное вознаграждение.
1.2 Особенности развития индустрии спорта
Индустрия спорта это межотраслевой сектор экономики (мировой и национальной), в котором складываются устойчивые экономические отношения между ее основными субъектами, которые занимаются предпринимательской деятельностью по производству и продвижению главного продукта этой индустрии – спортивного события [11].
Ключевыми особенностями развития индустрии спорта во всем мире являются:
- субъекты индустрии спорта между собой связаны экономическими отношениями и имеют собственные экономические интересы;
- многие субъекты занимаются коммерческой и предпринимательской деятельностью, а значит, стремятся получать от этой деятельности прибыль;
- главный продукт индустрии спорта – это спортивное событие, которое вызывает основной интерес со стороны потребителей индустрии спорта, таковыми являются болельщики, представители бизнеса и средства массовой информации);
- главная задача индустрии спорта сохранить баланс экономического и спортивного результатов.
Теперь рассмотрим, какими структурами представлена на сегодняшний день индустрия спорта, это:
- профессиональные лиги;
- спортивные агентства;
- средства массовой информации;
- спортивно-оздоровительные и фитнес-клубы;
- околоспортивные предпринимательские структуры.
В этой связи необходимо перечислить отраслевые признаки индустрии спорта, которые и делают спорт индустрией:
- наличие производителей продукции (услуг);
- непосредственно процесс производства (оказания услуг);
- конечный продукт (услуга);
- потребители продукции (услуг).
Индустрия спорта в последние десятилетия приобрела все признаки полноценного равноправного и конкурентоспособного сектора экономики, к ним относятся:
- функционирует как рыночный институт (важен экономический результат);
- имеет четкие отличительные черты от спортивной отрасли;
- ориентирована на конечного потребителя своих товаров и услуг;
- мало или практически совсем не зависит от государства (мировая практика).
Ключевыми вопросами, которые стоят перед экономическими игроками мировой индустрии спорта являются:
- На чем можно заработать в спорте (т.е. каковы продукты индустрии спорта)?
- Кто покупатель и кто потребитель?
- Кто производит и кто зарабатывает?
- Насколько бизнес в индустрии спорта может быть прибыльным?
Исторические этапы коммерциализации спорта. По характеру своего воздействия на спорт коммерциализация - процесс многогранный, проходит во многих видах спорта по-разному как с точки зрения вовлечения, так и с точки зрения воздействия и последствий.
Положительный эффект коммерциализации на спорт, на Олимпийские игры и на международное спортивное движение в целом состоит в том, что этот процесс протекает в наиболее ярких формах, чем традиционный бизнес. Приведем результаты исследований многих ученых США, Канады, ФРГ, Швеции, России и других стран о положительное воздействие спортивной индустрии, которое по их мнению заключается в том, что это стабильный источник финансирования спорта и проведения Игр, катализатор роста спортивных результатов в ряде видов спорта, средство улучшения финансового положения рекламных агентств и отдельных спортсменов.
Необходимо сказать и об отрицательной стороне влияния коммерциализации на международное спортивное движение. Дело в том, что сама спортивная деятельность уже начинает измеряться не результатом занятий самим спортом и участием в Олимпийских играх, то есть спортивным результатом, а количеством денег. Коммерциализация способствует перемещению духовных ценностей на второй план и перечеркивает воспитательную направленность спорта в международном спортивном движении [1].