Файл: «Современное состояние мировой индустрии спорта».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными историческими этапами коммерциализации спорта принято считать три этапа:

  • Американский
  • Олимпийский
  • Современный

Американский этап характеризуется созданием таких структур, как:

  • клубная система (профессиональный спорт, неигровые виды спорта, студенческий спорт);
  • профессиональные лиги (самые первые и самые успешные);
  • ориентация на потребителя (зрители, СМИ и бизнес);
  • полная независимость от государства (в т.ч. экономическая).

Олимпийский этап внес в развитие спортивной индустрии много положительного и привнес в индустрию спорта много нового и перспективного:

  • новый олимпийский продукт (с 1980г.);
  • маркетинговая программа (работа со спонсорами);
  • телевизионные контракты;
  • расширение и поиск новых рынков;
  • политические бойкоты.

Современный этап развития мировой индустрии спорта характеризуется следующими основными тенденциями:

  • всеобщая глобализация мировой индустрии спорта;
  • регулярный рост количества спортивных событий (порой в ущерб спортсменам);
  • значительное расширение зрительской аудитории (TV+Интернет);
  • обострившаяся конкуренция.

Подробно о современных тенденциях развития мировой спортивной индустрии будет сказано во 2 главе.

Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ СПОРТА

2.1. Современные тенденции развития мировой индустрии спорта

Спортивная индустрия сегодня – глобальная система экономических, политических, социальных и технологических отношений, способная заметно изменять нашу жизнь. В нее вовлечены огромные материальные, финансовые, информационные и людские ресурсы, предназначение которых – создавать неповторимую эмоциональную среду и способствовать здоровому образу жизни людей [6].

Приведем некоторые цифры, которые характеризуют уровень развития мировой индустрии спорта. Общие доходы мировой индустрии спорта в 2017 году превысили 160 млрд долл. К основным источникам доходов спортивных организаций можно отнести доходы от продажи билетов и абонементов, спонсорство и партнерство, продажу прав на телетрансляции и мерчандайзинг.


Существенного влияния на доходы мировой индустрии спорта практически не оказал даже мировой финансово-экономический кризис. Такие ведущие международные спортивные организации, как Международный олимпийский комитет (МОК) и Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) давно превратились в преуспевающие международные спортивные корпорации со стабильным доходом [10].

В 2014 году общие доходы МОК составили около 1,8 млрд долл. ФИФА как самая крупная международная спортивная федерация за четыре года с 2011г. по 2014г. получила доход в размере 5,7 млрд долл. (т. е. почти 1,4 млрд долл. ежегодно). Спортивные организации такого уровня получают свои высокие доходы за счет нескольких направлений своей деятельности, за счет спонсорства, продажи прав на телевизионные трансляции, в результате чего полностью финансово обеспечивают себя и помогают национальным олимпийским комитетам и спортивным федерациям.

Многие профессиональные спортивные лиги и ведущие клубы работают как полноценные коммерческие предприятия, имеют очень хороший стабильный доход и регулярно получают прибыль.

Для правильного и эффективного планирования дальнейшего развития мировой индустрии спорта, необходимо понимать, каковы на сегодняшний день ключевые и долгосрочные тенденции развития спортивной индустрии [2].

У каждой страны может быть собственный путь развития и свои исключительные особенности и это объясняется объективными историческими и национальными особенностями, географическим положением страны, ее климатическими условиями, традициями развития отдельных видов спорта, разными способами финансирования спорта [14]. При всей специфике национальных экономик необходимо учитывать общемировые тенденции развития индустрии спорта, тем более ключевые, которые неизбежно влияют на развитие мировой индустрии спорта в целом.

Рассмотрим ключевые тенденции мировой индустрии спорта:

1. Всеобщая глобализация мирового спорта.

2. Высокий уровень конкурентных отношений в спорте.

3. Устойчивый и регулярный рост количества спортивных событий.

4. В результате развития компьютерных и информационно-коммуникационных технологий происходит значительное увеличение зрительской аудитории на спортивных событиях.

5. Резкое влияние коммерциализации на спорт в самых разных формах.

6. Прямым и очень сильным конкурентом индустрии спорта в борьбе за клиента становится в последние годы индустрия развлечений [1].

На развитие мировой индустрии спорта влияют и другие тенденции, но именно эти шесть ключевых оказывают в настоящее время самое существенное влияние. Рассмотрим каждую из них в отдельности.


Первая тенденция — всеобщая глобализация мировой индустрии спорта. Профессиональный спорт окончательно перестал быть уделом только стран Северной Америки и Европы, современная география профессионального спорта значительно расширилась. В мировой индустрии спорта в последнее десятилетие появились новые сильные игроки, а международный рынок спортивных событий пополнился новыми странами. Приведем некоторые факты в подтверждение этой тенденции:

• Олимпийские игры как самые крупные спортивные мегасобытия уже состоялись и предстоят в Китае (2008 и 2022), России (2014), Бразилии (2016) и Южной Корее (2018). Стоит заметить, что для зимних Олимпийских игр четко прослеживается тенденция на смещение в сторону Евразии (Россия, Южная Корея и Китай).

• Чемпионаты мира по футболу (это топтурнир №2 в мировой иерархии спортивных событий) в последние годы проходят в новых странах (ЮАР — 2010 г., Бразилия — 2014 г., Россия — 2018 г., Катар — 2022 г.).

• Чемпионаты мира по легкой атлетике проходят в странах Азии (Япония — 2007 г., Южная Корея — 2011 г., Китай — 2015 г.).

• Азербайджан провел Европейские игры (2015) и этап автогонок «Формулы-1».

• Чемпионат Европы по футболу 2020 г. впервые будут принимать сразу 13 стран [8].

Профессиональный спорт пришел во все страны и на все континенты, это значительно повышает его инвестиционную и коммерческую привлекательность, особенно для крупных международных компаний, работающих на спортивном рынке как постоянные игроки и компаний, которые только планируют освоить этот перспективный быстрорастущий рынок.

Вторая тенденция — обострение конкуренции в мировой индустрии спорта. На очень высокий уровень в настоящее время вышли конкурентные отношения в мировой индустрии спорта.

В индустрии спорта одновременно конкурируют между собой:

• страны (за престижные победы и первые места в неофициальном командном зачете, а также за право проводить у себя крупные и престижные спортивные события);

• организаторы соревнований по различным видам спорта (они борются за телевизионные трансляции, деньги спонсоров и рекламодателей);

• профессиональные спортивные лиги;

• профессиональные клубы по различным видам спорта;

• отдельные спортсмены и сборные команды.

Прямым следствием усиления конкуренции являются коррупционные скандалы, постоянные допинговые расследования, информационные войны и другие формы проявления недобросовестной конкуренции в мире современного спорта. Индустрии спорта присущи все как положительные, так и отрицательные признаки большого бизнеса [7].


Третья тенденция — рост количества спортивных событий. В течение последних лет в мировой индустрии спорта наблюдается регулярный и устойчивый рост количества спортивных событий, потому как, основные доходы организаторов событий и непосредственно спортивных организаций связаны с проведением спортивных соревнований.

Календарь соревнований заметно перегружен, это накладывает свой негативный отпечаток на вес соревновательный процесс, часто совпадают сроки проведения соревнований, что не очень удобно для телевидения, зрителей и болельщиков. Далеко не всегда учитываются интересы спортсменов, а иногда и вовсе ущемляются их права на отдых, восстановление, нормальный режим тренировок и соревнований.

Как следствие этого — частые травмы, прием запрещенных препаратов, постоянная физическая и психологическая усталость. Конечно же не обойтись без такого признака большого бизнеса, как постоянный конфликт интересов организаторов соревнований, которые зарабатывают за счет спортивных событий и самих спортсменов [9].

Четвертая тенденция — расширение зрительской аудитории на спортивных событиях. В результате стремительного развития компьютерных и информационных технологий резко произошло расширение зрительской аудитории на спортивных событиях как международного, так и национального масштаба. Телевидение, интернет, мобильные средства связи существенно увеличили возможности просмотра трансляций спортивных событий. Общая аудитория спортивных событий выросла в несколько раз, в то время как лишь небольшая часть от общего количества зрителей непосредственно находится на спортивном сооружении в качестве зрителя. Например, общая телеаудитория Игр в Сочи составила чуть менее 3 млрд человек, а матчи Чемпионата мира по футболу в Бразилии смотрели более 3 млрд человек [7].

Все эти факторы существенно повысили интерес представителей бизнеса к спорту и спортивным соревнованиям, особенно этот интерес проявился со стороны крупного бизнеса, так как за спортивными событиями наблюдают миллионы их потенциальных покупателей и клиентов. Именно зрителя хотят видеть на соревнованиях партнеры и спонсоры спортивных организаций, от количества зрителей зависит стоимость рекламы и в конечном счете доходы компаний..

Но помимо увеличения количества зрителей, нужно учитывать и качественный анализ зрительской аудитории. На сегодняшний день для многочисленных спортивных маркетологов спортивных федераций (международных и национальных) и организаторов спортивных соревнований крайне важен интерес групп потенциальных болельщиков, в которые входят члены семей традиционных болельщиков, женщины, молодежь. Практика показывает, что этот процесс набирает обороты и армия болельщиков стремительно пополняется представителями разных слоев населения [12].


Пятая тенденция — резкое влияние коммерциализации на профессиональный спорт в самых разных формах. Процесс коммерциализации спорта неизбежен, но необходимо предпринять все возможные меры для сохранения главной идеи спорта. Коммерциализации спорта проявляется в следующих особенностях:

• постоянное увеличение количества коммерческих соревнований (в качестве примера можно назвать Бриллиантовую лигу по легкой атлетике, Мировую волейбольную лигу, Кубок мира по хоккею);

• появление новых форм проведения соревнований, в том числе за счет изменения правил в отдельных видах спорта (масс-старты и смешанные эстафеты в биатлоне, быстрые шахматы, дуатлон в лыжных гонках и т.д.);

• появление новых видов спорта (некоторые виды спорта, которые раньше считались экстремальными и пользовались большой популярностью у молодежи, теперь входят в официальную программу Олимпийских игр и чемпионатов мира).

Следующие по-настоящему революционные реформы проводит в последние годы МОК:

• В программу ближайших летних Игр в Токио, которые пройдут в 2020 г., будет включено сразу пять новых видов спорта: бейсбол / софтбол, скалолазание, карате, серфинг, скейтбординг.

• заметно увеличилось количество дисциплин, по которым будут разыграны медали Игр, т.е. увеличено количество спортивных событий. Таких изменений в ХХІ веке не было еще никогда [11].

• МОК по-прежнему следует объявленному ранее принципу гендерного равенства, увеличивая количество женских дисциплин. Также вводится много смешанных соревнований.

• МОК регулярно добавляет дисциплины, во многом интересные для молодежной аудитории (баскетбол 3×3 и BMX-фристайл). Это крайне важно для увеличения целевой аудитории Олимпийских игр за счет молодежи. В этом плане МОК строго и последовательно следует стратегии развития олимпийского движения «Повестка дня — 2020», принятой на 127 сессии МОК в декабре 2014 г.

Шестая тенденция — борьба за клиента между индустрией спорта и индустрией развлечений. Прямым и очень сильным конкурентом индустрии спорта в борьбе за клиента стала в последние годы индустрия развлечений. Спорт и спортивные события — это привлекательная форма досуга, интересное и увлекательное зрелище. Но у человека есть еще очень много возможностей отдохнуть и хорошо провести свободное время.

Необходимо отметить, что индустрия спорта и индустрия развлечений вышли на новый уровень конкурентной борьбы за время и деньги потенциальных клиентов. А значит, спортивным организациям и организаторам спортивных соревнований предстоит серьезно задуматься о своих конкурентных преимуществах, имея в виду в первую очередь цены, комфорт, безопасность и сервис [10].