Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ СПОРТА
1.1 Роль и место спорта в жизни общества и государства
1.2 Особенности развития индустрии спорта
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ СПОРТА
2.1. Современные тенденции развития мировой индустрии спорта
2.2 Всеобщая глобализация мировой индустрии спорта.
2.3 Индустрия спорта как арена конкурентной борьбы.
2.4 Перспективы развития мировой индустрии спорта.
Глава 3. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ СПОРТА В НЕБОЛЬШИХ ГОРОДАХ РОССИИ (на примере г. Пензы)
Начиная с 2015 года отлаженная, на первый взгляд, система совершенно неожиданно начала давать сбои в работе, которые повторялись с пугающей частотой и периодичностью. И именно этим во многом характеризуется современный этап коммерциализации в спорте, где очень сильно переплелись спорт и политика, бизнес и идеология, а также, конечно же, конкуренции [9].
Современный мир в XXI веке окончательно изменился, и связано это не только с инновационными достижениями научно-технической революции. Противоречивые проблемы глобального мира, усиление и обострение конкуренции ведущих супердержав и союзов (США, Россия, Китай и Евросоюз), всеобщая информатизация и глобальная интернетизация, принципиально изменившийся менталитет, мотивация и потребности молодежи — все это, конечно, меняет социальную и культурную часть жизни общества и, безусловно, оказывает самое серьезное влияние на спорт [10].
Как часто бывает, невозможно выделить одну или несколько причин, которые сломали и разрушили сложившийся баланс сил и интересов в мировой индустрии спорта. Действительно, за короткое время одновременно совпали очень многие события:
• К непростой на протяжении многих лет экономической ситуации в мире добавились серьезные политические противоречия и противостояние ведущих мировой держав (США, страны Евросоюза и Россия) и последовавшие за этим санкции и контрсанкции по отношению друг к другу.
• Глава (теперь уже бывший) такой известной и авторитетной международной спортивной организации, как «СпортАккорд», в 2015 г. неожиданно выступил с резкой критикой МОК и фактически посягнул на святая святых мирового спорта — Олимпийские игры. По сути глава «СпортАккорд» предложил проводить альтернативные Игры.
• Некоторые страны (в частности, Великобритания и США как проигравшие выборы) не смогли простить теперь уже бывшему президенту ФИФА Зеппу Блаттеру свои поражения в борьбе за право провести чемпионат мира по футболу, соответственно, в 2018 и 2022 гг. Это привело к череде коррупционных скандалов и расследований, которые в 2016 г. завершились практически полной сменой руководства в ФИФА, а потом и в УЕФА.
• В легкой атлетике (после очередного дела о коррупции) новое руководство Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) начало яростную и беспощадную борьбу с допингом, в центре которой в первую очередь оказалась Россия, хотя объективно претензии есть ко многим странам. В результате деятельность Всероссийской федерации легкой атлетики в ИААФ была приостановлена и сборная России пропустила Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, а на Чемпионате мира-2017 в Лондоне выступила в сильно усеченном составе и под нейтральным флагом.
• Агентство ВАДА, ведя беспощадную борьбу с допингом, организовало беспрецедентное давление на весь российский спорт, бездоказательно обвиняя Россию в том, что система допинга была организована на государственном уровне. В ход идут абсолютно все приемы: фильмы и расследования, фальшивки в газетах, непроверенные факты и просто досужие домыслы. Россия выбрана в качестве «допингового монстра», а многочисленные примеры допинга в других странах фактически остаются за кадром.
• Обострились противоречия в некоторых видах спорта между спортивными федерациями, профессиональными лигами и клубами. Все началось с баскетбола, когда в европейском баскетболе летом 2016 г. разгорелась настоящая битва между Международной федерацией баскетбола (ФИБА) и Евролигой, по сути являющейся коммерческой организацией, которая организует самые престижные клубные европейские соревнования. Главный вопрос — кто проводит самые привлекательные соревнования (для зрителей, телевидения и спонсоров) и кто приглашает лучшие клубы Европы [8].
Этот список можно не продолжать, так как очевиден факт, что мировая индустрия спорта в прежней конструкции существовать уже, видимо, не будет никогда. Баланс конкурентных сил и интересов рушится на глазах. Нас в ближайшее время, вероятно, ожидает строительство новой пирамиды мирового спорта, которая, безусловно, должна учесть все предыдущие промахи и поражения, чтобы вести мировой спорт к новым победам и успехам, несмотря на усилившуюся конкуренцию в мировом спорте.
Главным потребителем в индустрии спорта является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спортбаре. Хотя, безусловно, самый желанный клиент для спортивных организаций - это тот, кто приходит непосредственно на стадион. Именно этот болельщик покупает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, пользуется различными сервисами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и рекламодателя, а также красивой телевизионной картинки. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, которая приглашает его посмотреть спортивное соревнование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособности спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т.п.)[12].
В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь ориентируясь на конечных потребителей индустрии спорта. А значит для победы в острой конкурентной борьбе спортивным организациям необходимы грамотно разработанные конкурентные стратегии и подготовленные конкурентоспособные кадры для успешного развития и достижения высоких спортивных и экономических результатов.
2.4 Перспективы развития мировой индустрии спорта.
Несмотря на неустойчивое экономическое положение, мировая индустрия спорта продолжает развиваться, и крупные спортивные мероприятия популярны как никогда. Доходы мировой спортивной индустрии постоянно растут и в 2017 году составили 160 млрд долл. Это происходит благодаря более благоприятным экономическим условиям, восстановлению объемов телевизионной рекламы, расширению использования платного телевидения для показа спортивных соревнований и возобновлению спонсорской деятельности финансовыми и автомобильными компаниями [13].
Спортивный рынок Северной Америки все еще остается крупнейшим в мире, и темпы его роста значительно превысят темпы роста рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.
Несмотря на то, что распределение сил в мировой экономике смещается в сторону стран с быстро развивающейся рыночной экономикой, в которых в ближайшие годы пройдут спортивные мероприятия мирового уровня, возможности роста на традиционных развитых рынках далеко не исчерпаны.
По прогнозу самые высокие совокупные темпы годового роста (4,9%) покажет Латинская Америка. На втором месте с небольшим отрывом окажется Северная Америка [6].
Самые низкие темпы роста доходов (2,9%) сохранятся в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, что частично объясняют экономическими условиями.
На протяжении периода экономической нестабильности становилось все очевиднее, что распределение сил в мировой экономике смещается в сторону стран Востока. Эта тенденция будет способствовать дальнейшей интернационализации спортивной индустрии, поскольку спортивный рынок заинтересован в появлении нового источника прибыли - растущего среднего класса в странах с быстроразвивающейся экономикой [1].
Доходы спортивной индустрии складываются из многих компонентов.
Так, доходы от продажи билетов составят 32,6% от совокупной выручки спортивной индустрии. При этом подобные доходы останутся крупнейшей составляющей мирового спортивного рынка, а в странах, где посещение спортивных мероприятий является неотъемлемой частью культуры, - основным источником дохода от их проведения.
Тем не менее темпы роста на этом сегменте рынке будут самыми низкими среди всех сегментов мировой индустрии спорта составит всего 2,5%. Несмотря на то, что желание болельщиков присутствовать на соревновании и поддерживать свою команду продолжает расти, а билеты на многие крупные спортивные мероприятия распродаются полностью, некоторую обеспокоенность вызывает соотношение между состязательным спортом и массовыми развлекательными мероприятиями [4].
Кроме того, возникают вопросы по ценообразованию, особенно в тех случаях, когда из-за высокой стоимости билетов посещение спортивных мероприятий становится возможным исключительно для состоятельного среднего класса и богатых зрителей. Регулирование цен могло бы стать одним из стимулов роста данного сегмента. Так, принятые УЕФА правила "честной игры" в финансовой области заставляют европейские футбольные клубы искать способы увеличения доходов и служат дополнительным стимулом для строительства новых стадионов [8].
Развитию спортивной индустрии поможет также спонсорство. На долю спонсорства приходится 28,8% от общего объема спортивного рынка. Средний рост этого компонента индустрии составит 5,3%, а доходы на мировом рынке достигнут $45,3 млрд, равномерно распределенных между всеми регионами.
Спонсорство по-прежнему рассматривают как основную возможность напрямую обратиться к целевой аудитории. Банки и страховые компании используют спонсорство для повышения узнаваемости своих брендов во всем мире.
Говоря о более общих тенденциях, необходимо подчеркнуть, что телекоммуникационные компании выделяют больше средств на спонсорскую деятельность, чем 10 лет назад. В качестве примера можно привести компанию Vodafone, которая является спонсором австралийской сборной по крикету, и российского оператора телекоммуникационной связи "Мегафон", который оказывает активную спонсорскую поддержку российским спортивным федерациям. Однако структура спонсорских сделок изменилась. Теперь спонсорство направлено не только на достижение максимальной узнаваемости бренда, но и на обеспечение более глубокого и эмоционального контакта с болельщиками, прежде всего благодаря возможностям, предоставляемым новыми цифровыми технологиями [12].
Рекламодатели и спонсоры используют социальные сети в своей деятельности, связанной со спортом. При помощи социальных сетей и новейших технологий сбора данных у спонсоров появляется возможность создавать такие рекламные обращения и сообщения, которые будут привлекать всех потребителей и подойдут для каждой платформы и способа доставки контента. Главная проблема состоит в точном измерении доходности инвестиций [9].
Еще одним фактором повышения доходов являются права на трансляцию. Права на трансляцию - третий по величине доходов сегмент рынка (на него приходится 24,1% всех доходов мировой спортивной индустрии) и второй по показателю СТГР, который составляет 3,8%. Рост доходов мирового рынка от продажи прав на трансляцию будет достаточно стабильным.
Хотя на телевизионные трансляции по-прежнему приходится основная доля дохода от продажи прав на трансляцию, совместное использование различных медиаплатформ, таких как интернет и мобильные телефоны, может расширить спектр впечатлений зрителей и сделать эти впечатления более яркими [8].
Правильное использование социальных сетей может увеличить выгоду как для самих телевизионных компаний, так и для зрителей. Многие телекомпании уже осуществили инвестиции в интерактивные порталы. Это позволяет совмещать показ телепередач в режиме онлайн с социальными сетевыми услугами, что дополняет предложение на рынке.
Важную роль в развитии спортиндустрии будет играть мерчандайзинг. Мерчандайзинг представляет собой наименьший компонент мировой индустрии спорта - на него приходится только 14,5% мирового рынка. В то же время в Северной Америке его доля составляет 25,2% от всех доходов. Рост доходов от мерчандайзинга тесно связан со структурой потребительских расходов, а общий темп роста в этом сегменте (2,6%) близок к темпу роста доходов от продажи билетов.
Во всем мире сегодня наблюдают все более тесное сближение индустрии спорта и индустрии развлечений, так как оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга. И эта новая цифровая реальность вносит существенный вклад в глобализацию как самой индустрии, так и отдельных видов спорта [11].
Современный спорт является важной составной частью индустрии развлечений. Индустрия спорта решает аналогичные задачи с другими направлениями индустрии развлечений. Сегодня поход на футбольный матч или соревнования по керлингу предполагает возможность получить новые впечатления и положительные эмоции. На популярные спортивные мероприятия идут точно также как на премьерный показ новой кинокартины или театральной постановки. По уровню популярности узнаваемость ведущих спортсменов сопоставима со зрительским интересом к звездам кино [6].
Согласно статистическим данным в 2017 году объём мирового рынка индустрии развлечений и медиа составил 1,7 триллиона долларов. Значительные показатели роста демонстрирует индустрия спорта, которая выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики.
Сегмент индустрии спорта, как экономический компонент является одним из наиболее динамично развивающихся в мировой индустрии развлечений. В мире спорта сегодня вращаются гигантские суммы. Годовой оборот мировой спортивной индустрии в 2017 году оценивается в 160 миллиардов долларов. Речь идет, о спорте высоких достижений. Самые популярные виды спорта и ключевые спортивные соревнования способны собирать крупную телевизионную аудитории и заполнять громадные спортивные арены [12].