Файл: «Современное состояние мировой индустрии спорта».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 375

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начиная с 2015 года отлаженная, на первый взгляд, система совершенно неожиданно начала давать сбои в работе, которые повторялись с пугающей частотой и периодичностью. И именно этим во многом характеризуется современный этап коммерциализации в спорте, где очень сильно переплелись спорт и политика, бизнес и идеология, а также, конечно же, конкуренции [9].

Современный мир в XXI веке окончательно изменился, и связано это не только с инновационными достижениями научно-технической революции. Противоречивые проблемы глобального мира, усиление и обострение конкуренции ведущих супердержав и союзов (США, Россия, Китай и Евросоюз), всеобщая информатизация и глобальная интернетизация, принципиально изменившийся менталитет, мотивация и потребности молодежи — все это, конечно, меняет социальную и культурную часть жизни общества и, безусловно, оказывает самое серьезное влияние на спорт [10].

Как часто бывает, невозможно выделить одну или несколько причин, которые сломали и разрушили сложившийся баланс сил и интересов в мировой индустрии спорта. Действительно, за короткое время одновременно совпали очень многие события:

• К непростой на протяжении многих лет экономической ситуации в мире добавились серьезные политические противоречия и противостояние ведущих мировой держав (США, страны Евросоюза и Россия) и последовавшие за этим санкции и контрсанкции по отношению друг к другу.

• Глава (теперь уже бывший) такой известной и авторитетной международной спортивной организации, как «СпортАккорд», в 2015 г. неожиданно выступил с резкой критикой МОК и фактически посягнул на святая святых мирового спорта — Олимпийские игры. По сути глава «СпортАккорд» предложил проводить альтернативные Игры.

• Некоторые страны (в частности, Великобритания и США как проигравшие выборы) не смогли простить теперь уже бывшему президенту ФИФА Зеппу Блаттеру свои поражения в борьбе за право провести чемпионат мира по футболу, соответственно, в 2018 и 2022 гг. Это привело к череде коррупционных скандалов и расследований, которые в 2016 г. завершились практически полной сменой руководства в ФИФА, а потом и в УЕФА.

• В легкой атлетике (после очередного дела о коррупции) новое руководство Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) начало яростную и беспощадную борьбу с допингом, в центре которой в первую очередь оказалась Россия, хотя объективно претензии есть ко многим странам. В результате деятельность Всероссийской федерации легкой атлетики в ИААФ была приостановлена и сборная России пропустила Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, а на Чемпионате мира-2017 в Лондоне выступила в сильно усеченном составе и под нейтральным флагом.


• Агентство ВАДА, ведя беспощадную борьбу с допингом, организовало беспрецедентное давление на весь российский спорт, бездоказательно обвиняя Россию в том, что система допинга была организована на государственном уровне. В ход идут абсолютно все приемы: фильмы и расследования, фальшивки в газетах, непроверенные факты и просто досужие домыслы. Россия выбрана в качестве «допингового монстра», а многочисленные примеры допинга в других странах фактически остаются за кадром.

• Обострились противоречия в некоторых видах спорта между спортивными федерациями, профессиональными лигами и клубами. Все началось с баскетбола, когда в европейском баскетболе летом 2016 г. разгорелась настоящая битва между Международной федерацией баскетбола (ФИБА) и Евролигой, по сути являющейся коммерческой организацией, которая организует самые престижные клубные европейские соревнования. Главный вопрос — кто проводит самые привлекательные соревнования (для зрителей, телевидения и спонсоров) и кто приглашает лучшие клубы Европы [8].

Этот список можно не продолжать, так как очевиден факт, что мировая индустрия спорта в прежней конструкции существовать уже, видимо, не будет никогда. Баланс конкурентных сил и интересов рушится на глазах. Нас в ближайшее время, вероятно, ожидает строительство новой пирамиды мирового спорта, которая, безусловно, должна учесть все предыдущие промахи и поражения, чтобы вести мировой спорт к новым победам и успехам, несмотря на усилившуюся конкуренцию в мировом спорте.

Главным потребителем в индустрии спорта является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спортбаре. Хотя, безусловно, самый желанный клиент для спортивных организаций - это тот, кто приходит непосредственно на стадион. Именно этот болельщик покупает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, пользуется различными сервисами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и рекламодателя, а также красивой телевизионной картинки. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, которая приглашает его посмотреть спортивное соревнование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособности спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т.п.)[12].

В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь ориентируясь на конечных потребителей индустрии спорта. А значит для победы в острой конкурентной борьбе спортивным организациям необходимы грамотно разработанные конкурентные стратегии и подготовленные конкурентоспособные кадры для успешного развития и достижения высоких спортивных и экономических результатов.


​​​​​​​2.4 Перспективы развития мировой индустрии спорта.

Несмотря на неустойчивое экономическое положение, мировая индустрия спорта продолжает развиваться, и крупные спортивные мероприятия популярны как никогда. Доходы мировой спортивной индустрии постоянно растут и в 2017 году составили 160 млрд долл. Это происходит благодаря более благоприятным экономическим условиям, восстановлению объемов телевизионной рекламы, расширению использования платного телевидения для показа спортивных соревнований и возобновлению спонсорской деятельности финансовыми и автомобильными компаниями [13].

Спортивный рынок Северной Америки все еще остается крупнейшим в мире, и темпы его роста значительно превысят темпы роста рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.

Несмотря на то, что распределение сил в мировой экономике смещается в сторону стран с быстро развивающейся рыночной экономикой, в которых в ближайшие годы пройдут спортивные мероприятия мирового уровня, возможности роста на традиционных развитых рынках далеко не исчерпаны.

По прогнозу самые высокие совокупные темпы годового роста (4,9%) покажет Латинская Америка. На втором месте с небольшим отрывом окажется Северная Америка [6].

Самые низкие темпы роста доходов (2,9%) сохранятся в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, что частично объясняют экономическими условиями.

На протяжении периода экономической нестабильности становилось все очевиднее, что распределение сил в мировой экономике смещается в сторону стран Востока. Эта тенденция будет способствовать дальнейшей интернационализации спортивной индустрии, поскольку спортивный рынок заинтересован в появлении нового источника прибыли - растущего среднего класса в странах с быстроразвивающейся экономикой [1].

Доходы спортивной индустрии складываются из многих компонентов.

Так, доходы от продажи билетов составят 32,6% от совокупной выручки спортивной индустрии. При этом подобные доходы останутся крупнейшей составляющей мирового спортивного рынка, а в странах, где посещение спортивных мероприятий является неотъемлемой частью культуры, - основным источником дохода от их проведения. 

Тем не менее темпы роста на этом сегменте рынке будут самыми низкими среди всех сегментов мировой индустрии спорта составит всего 2,5%. Несмотря на то, что желание болельщиков присутствовать на соревновании и поддерживать свою команду продолжает расти, а билеты на многие крупные спортивные мероприятия распродаются полностью, некоторую обеспокоенность вызывает соотношение между состязательным спортом и массовыми развлекательными мероприятиями [4]. 


Кроме того, возникают вопросы по ценообразованию, особенно в тех случаях, когда из-за высокой стоимости билетов посещение спортивных мероприятий становится возможным исключительно для состоятельного среднего класса и богатых зрителей. Регулирование цен могло бы стать одним из стимулов роста данного сегмента. Так, принятые УЕФА правила "честной игры" в финансовой области заставляют европейские футбольные клубы искать способы увеличения доходов и служат дополнительным стимулом для строительства новых стадионов [8].

Развитию спортивной индустрии поможет также спонсорство. На долю спонсорства приходится 28,8% от общего объема спортивного рынка. Средний рост этого компонента индустрии составит 5,3%, а доходы на мировом рынке достигнут $45,3 млрд, равномерно распределенных между всеми регионами. 

Спонсорство по-прежнему рассматривают как основную возможность напрямую обратиться к целевой аудитории. Банки и страховые компании используют спонсорство для повышения узнаваемости своих брендов во всем мире.

Говоря о более общих тенденциях, необходимо подчеркнуть, что телекоммуникационные компании выделяют больше средств на спонсорскую деятельность, чем 10 лет назад. В качестве примера можно привести компанию Vodafone, которая является спонсором австралийской сборной по крикету, и российского оператора телекоммуникационной связи "Мегафон", который оказывает активную спонсорскую поддержку российским спортивным федерациям. Однако структура спонсорских сделок изменилась. Теперь спонсорство направлено не только на достижение максимальной узнаваемости бренда, но и на обеспечение более глубокого и эмоционального контакта с болельщиками, прежде всего благодаря возможностям, предоставляемым новыми цифровыми технологиями [12]. 

Рекламодатели и спонсоры используют социальные сети в своей деятельности, связанной со спортом. При помощи социальных сетей и новейших технологий сбора данных у спонсоров появляется возможность создавать такие рекламные обращения и сообщения, которые будут привлекать всех потребителей и подойдут для каждой платформы и способа доставки контента. Главная проблема состоит в точном измерении доходности инвестиций [9]. 

Еще одним фактором повышения доходов являются права на трансляцию. Права на трансляцию - третий по величине доходов сегмент рынка (на него приходится 24,1% всех доходов мировой спортивной индустрии) и второй по показателю СТГР, который составляет 3,8%. Рост доходов мирового рынка от продажи прав на трансляцию будет достаточно стабильным.


Хотя на телевизионные трансляции по-прежнему приходится основная доля дохода от продажи прав на трансляцию, совместное использование различных медиаплатформ, таких как интернет и мобильные телефоны, может расширить спектр впечатлений зрителей и сделать эти впечатления более яркими [8]. 

Правильное использование социальных сетей может увеличить выгоду как для самих телевизионных компаний, так и для зрителей. Многие телекомпании уже осуществили инвестиции в интерактивные порталы. Это позволяет совмещать показ телепередач в режиме онлайн с социальными сетевыми услугами, что дополняет предложение на рынке. 

Важную роль в развитии спортиндустрии будет играть мерчандайзинг. Мерчандайзинг представляет собой наименьший компонент мировой индустрии спорта - на него приходится только 14,5% мирового рынка. В то же время в Северной Америке его доля составляет 25,2% от всех доходов. Рост доходов от мерчандайзинга тесно связан со структурой потребительских расходов, а общий темп роста в этом сегменте (2,6%) близок к темпу роста доходов от продажи билетов.

Во всем мире сегодня наблюдают все более тесное сближение индустрии спорта и индустрии развлечений, так как оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга. И эта новая цифровая реальность вносит существенный вклад в глобализацию как самой индустрии, так и отдельных видов спорта [11].

Современный спорт является важной составной частью индустрии развлечений. Индустрия спорта решает аналогичные задачи с другими направлениями индустрии развлечений. Сегодня поход на футбольный матч или соревнования по керлингу предполагает возможность получить новые впечатления и положительные эмоции. На популярные спортивные мероприятия идут точно также как на премьерный показ новой кинокартины или театральной постановки. По уровню популярности узнаваемость ведущих спортсменов сопоставима со зрительским интересом к звездам кино [6].

Согласно статистическим данным в 2017 году объём мирового рынка индустрии развлечений и медиа составил  1,7 триллиона долларов. Значительные показатели роста демонстрирует индустрия спорта, которая выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики.

Сегмент индустрии спорта, как экономический компонент является одним из наиболее динамично развивающихся в мировой индустрии развлечений. В мире спорта сегодня вращаются гигантские суммы. Годовой оборот мировой спортивной индустрии в 2017 году оценивается в 160 миллиардов долларов. Речь идет, о спорте высоких достижений. Самые популярные виды спорта и ключевые спортивные соревнования способны собирать крупную телевизионную аудитории и заполнять громадные спортивные арены [12].