Файл: «Современное состояние мировой индустрии спорта».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Крайне важно иметь в виду, что на спортивных соревнованиях люди отдыхают семьями, а не только смотрят матч любимой футбольной или баскетбольной команды. Поэтому необходимо стремиться выработать формат семейного отдыха на спортивном событии, не менее комфортный и привычный, чем, например, в многофункциональном торговом центре.

Конечно, каждая из описанных тенденций по-своему влияет на разные спортивные соревнования и виды спорта. Но рано или поздно все вышеперечисленные тенденции будут оказывать огромное влияние на развитие индустрии спорта во всем мире, поэтому важно к этому подготовиться организационно, экономически и информационно [9].

​​​​​​​2.2 Всеобщая глобализация мировой индустрии спорта.

Актуальность рассматриваемого вопроса в том, что спорт в условиях индустриального и постиндустриального развития общества имеет цивилизационные социально-культурные трансформации, включается в общую систему международного взаимодействия, коммуникативно-информационного обмена. На рубеже ХХ-ХХ1 в. спорт превращается в рыночный товар, коммерциализируется. Спорт вписывается в систему «массовой культуры» современности. Поэтому он нуждается в новых социально-философских обоснованиях с гуманистической направленностью в условиях глобализации [18].

Постепенное превращение спорта в общемировое явление, международная институционализация спорта, его все большая социализация (массовость спорта и зрителей как взаимосвязанных субъектов), диалогизация (взаимодействие континентов и народов через спорт) обусловили некоторые социально-культурные движения со статусом международных. Наиболее важным в этом плане является Международное Олимпийское движение. Его основатель - Пьер де Кубертен, первый, можно сказать, теоретик философии олимпизма в ХХ в. Сам термин «:олимпизм» введен в научный дискурс с 1912 г. [18]

Общеизвестно, что это движение возникло для того, чтобы объединить субъектов, которые учитывают огромный гуманистический, социальнокультурный потенциал спорта, направляют свои усилия на развитие спорта как важного элемента человеческой культуры, на максимально полную реализацию в спорте и посредством спорта общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей и предотвращение возможности его использования в антигуманных целях.


При оценке деятельности современного олимпийского движения с этой точки зрения выясняется весьма противоречивая картина [5].

В рамках олимпийского движения постоянно предпринимаются шаги, направленные на повышение роли спорта в укреплении мира и международного взаимопонимания, в реализации гуманистических культурных ценностей. В последнее время по инициативе олимпийского комитета активизировалась работа по олимпийскому образованию детей и молодежи, усилена борьба с допингом, с применением медикаментозных средств, наносящих вред здоровью спортсменов, активизировалась деятельность в этих направлениях национальных олимпийских комитетов [15].

В рамках олимпийского движения получает все большее распространение и становится преобладающим подход, согласно которому главная ценность этого движения — сам спорт и спортивные рекорды. Поэтому основное внимание все больше направляется не на реализацию гуманистического потенциала спорта, а просто на всемерное развитие спортивных соревнований, поощрение высоких спортивных достижений.

Олимпийское движение в современных условиях переживает глубокий кризис. Захлестнувшая его волна коммерциализации, разрушают составляющие его основу идеалы, в которых именно и заключена его общечеловеческая ценность, которые и позволяют ему быть важным фактором сохранения мира [5].

Основанием для такого рода утверждений являются многие факты. Может быть упомянута, в частности, позиция отстаивания официально принятого девиза олимпийского движения "Citius. Altius. Fortius" ("Быстрее, выше, сильнее"), который ориентирует спортсменов лишь на высокие достижения и отказ от всех предложений заменить его на девиз с более ярко выраженной гуманистической ориентацией.

Противоречие между суверенностью и стремлением к интеграции наглядно развертывается на глобальном феномене спорта. Социальный институт частной собственности трансформируется от непосредственного материального производства в сторону сферы услуг: управленческих, посреднических, информационных, коммуникационных, рекламных, паблик рилейшнз, зрелищно-телекоммуникационных.

Шоу-спорт не уступает шоу-бизнесу в искусстве по охвату публики, порождает фанатизм поклонников, «звездную болезнь» спортсменов. «Массовая культура» и «массовый спорт» смыкаются, как «две стороны одной медали».

Спорт в современном мире превратился в мировое социально-культурное явление, стал профессиональной деятельностью наряду с другими видами человеческой деятельности. Объективная неизбежность глобализационных процессов в мире породила и социально-культурную глобализацию, в т.ч. в сфере спорта, придав ему транснациональный характер [3].


На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- спорт в эпоху индустриализации, научно-технической цивилизации превратился в мировое социально-культурное явление, стал профессиональной деятельностью наряду с другими видами человеческой деятельности;

- диалоговая форма спортивного взаимодействия в мире привела к возникновению и развитию Олимпийского движения, как формы общечеловеческого гуманистического направления, как призыв к миру и сотрудничеству;

- рыночная форма экономики превратила спорт в социально-культурный товар, в средство достижения коммерческого успеха, индивидуалистического «рекордного» престижа;

- объективная неизбежность глобализационных процессов в мире породила и социально-культурную глобализацию, в т.ч. в сфере спорта, придав ему транснациональный характер в интегральном единстве с национально-региональными субъектами;

- социальная философия сосредоточивается на социально-культурной

экологизации природы и человека-спортсмена - в целях гуманистического бытия, обретения смыслов, исключающих «смерть субъекта».

​​​​​​​2.3 Индустрия спорта как арена конкурентной борьбы.

Современный спорт - это динамично развивающаяся индустрия, новый инвестиционно привлекательный сектор экономики. Бизнес все активнее сотрудничает со спортом, многие крупные компании являются партнерами международных и национальных федераций по видам спорта, профессиональных лиг и клубов, а также организаторами спортивных соревнований. Спорт для бизнеса - это очень эффективный канал продвижения своей продукции и услуг [11].

Масштабы развития мировой индустрии спорта характеризуют сегодня следующие показатели получения доходов:

• 2006г. - 107 млрд. долларов;

• 2009г. - 112 млрд. долларов;

• 2012г. - 129 млрд. долларов;

• 2014г. - 146 млрд. долларов

Из этих данных отчетливо видно, что мировой финансово-экономический кризис практически не повлиял на развитие мировой индустрии спорта [9].

Спорт стал заметным элементом политической, экономической и социальной составляющих в жизни крупных государств. Спорт существенно влияет на авторитет, имидж и репутацию ведущих мировых держав.

Именно в силу своего значения и места в жизни общества в спорте активно развивается конкуренция, когда каждая спортивная организация (федерация, лига или клуб) начинает формировать и развивать свою конкурентную стратегию, стремясь таким образом к повышению конкурентоспособности.


Активная конкурентная борьба сегодня наблюдается в спорте между странами, спортивными организациями, видами спорта, организаторами спортивных соревнований. Классифицировать конкуренцию в индустрии спорта можно следующим образом [8].

1. Страны и города конкурируют за право стать организаторами крупнейших международных спортивных соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы).

2. Во время проведения Олимпийских игр страны (и большая часть их населения) ежедневно следят за тем, какое место их страна занимает в неофициальном командном зачете, где считаются завоеванные медали и очки. По этому командному зачету оценивают конкурентоспособность страны на международной арене.

3. Усиливается конкуренция между наиболее популярными видами спорта за потенциальных спонсоров и рекламодателей, а также удобное эфирное время в сетке телевещания.

4. Организаторы спортивных соревнований делают заманчивые коммерческие предложения бизнес-структурам о возможностях стать партнерами, спонсорами и рекламодателями крупнейших спортивных соревнований, обещая взамен пристальное внимание телевидения, а также зрителей и болельщиков к их продукции и услугам[17].

5. Профессиональные клубы по разным видам спорта (особенно когда они располагаются в одном городе) ведут настоящую борьбу за приход зрителей на трибуны своих стадионов и дворцов спорта.

6. Возрастает межотраслевая конкуренция за зрителя и телеканалы между индустрией спорта и шоу-бизнесом, индустрией развлечений, а также такими направлениями массового досуга как кино, театр, выставки.

Насколько важной для страны является победа в конкурсе городов за право проведения крупных международных спортивных соревнований можно судить по примеру России. В последнее время Россия стала крупнейшим мировым игроком на рынке главных международных спортивных событий [10].

На вопрос «Зачем страны приглашают к себе крупные спортивные соревнования?» порой непросто ответить однозначно. Каждая страна, безусловно, имеет свои собственные ожидания и эффекты от проведения международных соревнований. Возможный набор ожиданий и потенциальных эффектов от проведения спортивных мегасобытий можно условно разделить на:

• имиджевые ожидания государства;

• экономические и инвестиционные эффекты для государства и бизнеса;

• спортивные ожидания;

• социальные эффекты;

• ожидания болельщиков и простых жителей страны.

Инвестиционный и экономический эффекты - это то, к чему обязательно стремится каждая страна-организатор спортивного события. Благодаря проведению Олимпийских игр этот получает новую прекрасную, современную и очень технологичную инфраструктуру, которая позволит ему интенсивно развиваться на многие годы вперед. Эксперты уже давно подсчитали, что город-организатор Олимпийских игр и прилегающий к нему регион получает такой экономический эффект, который в обычном режиме развития достигается, как правило, за 35-40 лет [9].


Также важны социальные эффекты, которые в конечном итоге получат жители того региона, в котором проводится крупное спортивное соревнование? Как правило, главный социальный эффект - это инфраструктура, предназначенная для жизни граждан. Поэтому очень важно научиться правильно и рационально распоряжаться теми новыми возможностями, которые существуют в процессе организации и проведения крупных международных спортивных соревнований/

Сегодня стало уже привычным, что каждая спортивная организация (федерация, лига, клуб) разрабатывает свою конкурентную стратегию, уделяя в ней особое внимание анализу рыночных отношений в индустрии спорта, разработке специфической продуктовой линейки, а также пытаясь максимально точно определить свою целевую аудиторию. Далеко не всегда решающим фактором в конкурентной стратегии являются финансовые возможности спортивной организации и наличие крупного бюджета. Хорошо, что в спорте не всегда побеждают только деньги.

Для спортивной организации очень важно иметь привлекательный спортивный продукт, яркое спортивное событие, которое представляет интерес для потребителей. Таковыми в индустрии спорта являются: зрители и болельщики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. Им нужны яркие впечатления, позитивные эмоции и хорошие спортивные результаты. А их могут обеспечить только спортсмены, тренеры и менеджеры. Именно поэтому сегодня успешными стратегиями в спорте можно назвать только такие, которые позволяют добиться как хорошего экономического, так и спортивного результата [12].

Современная пирамида мирового спорта была построена усилиями многих спортивных архитекторов и конструкторов, и в итоге был достигнут оптимальный баланс интересов:

• между МОК и международными спортивными федерациями;

• МОК и каждым отдельно взятым национальным олимпийским комитетом (НОКом);

• МОК и ведущими североамериканскими и европейскими профессиональными лигами по таким видам спорта, как баскетбол, хоккей, бейсбол и футбол;

• международными спортивными федерациями и профессиональными лигами и клубами [15].

В результате постепенно в мировой индустрии спорта сложился «мировой порядок» и как следствие этого стабильный календарь соревнований, в котором всем международным федерациям и профессиональным лигам удалось найти свое место под солнцем и компромисс между различными соревнованиями среди сборных и клубов, а также между многочисленными коммерческими соревнованиями по всему миру.