Файл: Первичные учетные документы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 910

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Требования, предъявляемые к аналитическим регистрам

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогом каждого отчетного периода на основе данных налогового учета [12, c. 30].

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Установлены общие требования к содержанию аналитических регистров налогового учета [11, c. 23].

Аналитические регистры налогового учета – это сводные формы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документов и аналитических данных налогового учета для расчета налоговой базы [11, c. 23].

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политики организации для налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Наряду с введением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации были разработаны рекомендации «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». Подразумевалось, что налоговый учет будет вестись параллельно бухгалтерскому учету. Однако практика применения Налогового кодекса показала, что налоговый учет можно вести на основании данных бухгалтерского учета, т.е. интегрировано с ведение бухгалтерского учета. В связи с этим Налоговый кодекс был дополнен. Согласно этим дополнения если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями Налогового кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета [7, c. 25].


Требования к составу реквизитов для регистров бухгалтерского и налогового учета одинаковы. Это свидетельствует о том, что нет различия между бухгалтерским и налоговым учетом. Поэтому каждая организация самостоятельно выбирает один из способов ведения налогового учета: на основании данных бухгалтерского учета или автономно [13, c. 22].

На практике чаще применяется ведение налогового учета по налогу на прибыль на основании данных бухгалтерского учета. В этом случае налоговые регистры разрабатываются [9, c. 44]:

  • для расчета налоговой базы по налогу на прибыль;
  • для учета разниц, возникающих оценкой активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения. Аналитический учет данных налогового учета должен быть организован налогоплательщиками таким образом, чтобы он смог раскрыть порядок формирования налоговой базы. Аналитические регистры налогового учета служат для систематизации и накопления информации, находящейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Характерным отличием аналитических регистров налогового учета от регистров бухгалтерского учета представляет собой отсутствие двойной записи [8, c. 16]. Вспомогательные реквизиты, которыми налогоплательщик может самостоятельно дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета для создания регистров налогового учета, не должны предусматривать двойной записи. Формально аналитические регистры налогового учета отличаются от регистров бухгалтерского учета источниками ведения. В регистрах налогового учета систематизируются данные, содержащиеся в разработанных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения, в регистрах бухгалтерского учета – данные принятых к учету первичных документов.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм:

  • на бумажных носителях;
  • в электронном виде.

Согласно статье 10 Закона «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета ведутся [5]:

  • в книгах (журналах);
  • на отдельных листках и карточках;
  • в виде машинограмм, полученных с помощью вычислительной техники;
  • на магнитных лентах;
  • на бумажных носителях.

При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна иметься возможность их вывода на бумажные носители [2]. Формы регистров налогового учета и порядок отображения в них соответствующих аналитических данных, а также данных первичных учетных документов создаются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организаций для целей налогообложения [4].


Согласно главе 25 НК РФ (исходя из принципа непрерывности отображения в хронологическом порядке предметов учета для целей налогообложения) регистры налогового учета создаются по всем операциям, которые, так или иначе, учитываются для целей налогообложения. Если только порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения совпадает с порядком группировки и отражения в бухгалтерском учете, тогда регистры бухгалтерского учета могут заявить налогоплательщиком как регистры налогового учета [3].

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной [12, c. 26].

Хранить регистры налогового учета необходимо в таких местах, где есть возможность защитить их от несанкционированных исправлений.

Исправлять ошибки в регистрах налогового учета допускается только при обосновании причины исправлении и обязательно должно быть подтверждено подписью лица, внесшего изменения [13, c. 26].

1.4 Аналитические регистры

Организация выбирает регистры бухгалтерского учета в зависимости от выбранной формы ведения бухгалтерского учета: журнально-ордерной или упрощенной [7, c. 23].

Одной из форм счетоводства, основанных на использовании журналов-ордеров, является единая журнально-ордерная форма. В ней используются два типа бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Также возможно использование специально созданных таблицы.

В основе создания журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей используют кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам [11, c. 55]. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов по кредиту сопутствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Конечные результаты журналов-ордеров в последние дни месяца заносят в главную книгу. Шахматная контрольная ведомость или шахматный баланс не ведется, и баланс оборотов не делают. За основу сальдового баланса берут данные главной книги с употреблением отдельных показателей из учетных регистров. Записи по кредиту каждого синтетического счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами делаются в каком-либо одном журнале-ордере. Дебетовые обороты по сопутствующему синтетическому счету оказываются в различных журналах-ордерах где по мере записывания в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов. Когда перенесены конечные результаты из всех журналов-ордеров в главную книгу в ней находятся данные по дебету каждого счета. В журналах-ордерах выявляют отраженные однородные и связанные между собой операции. Они существуют для показа операций по кредиту некоторых похожих по содержанию синтетических счетов, для каждого из которых в регистре предназначен раздел или графа [13, c. 30].


Главная книга применяется с целью подведения итоговых данных журналов-ордеров, взаимной проверки правильности записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В главной книге отображаются начальное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в эту книгу заодно представляет регистрацию учетных данных, отображенных в журналах-ордерах [12, c. 28].

Журнально-ордерная форма счетоводства для некрупных организаций отличается от единой журнально-ордерной формы [13, c. 25]:

  • для упрощения техники учета хозяйственные операции, подлежащие отражению на нескольких однородных счетах бухгалтерского учета, могут группироваться и отражаться на одном из них;
  • в результате группировки хозяйственных операций по некоторым однородным счетам типовые учетные регистры по объему меньше, чем единая журнально-ордерная форма счетоводства.

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета введена в целях поддержки малого предпринимательства [13, c. 25]. Она может вестись:

  • по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
  • по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Простая форма ведения бухгалтерского учета существует для малых предприятий, совершающих малое количество хозяйственных операций (не более 30 в месяц), не реализующих производство продукции и работ, связанных с значительными затратами материальных ресурсов [12, c. 28]. Такие организации имеют возможность вести учет всех операций путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (приложение 6) и в ведомости учета заработной платы по форме № В-8 (приложение 7). Книга (форма № К-1) представляет собой регистр аналитического и синтетического учета, при помощи которого находится наличие имущества, денежных средств и их источников у малого предприятия на определенную дату и составляется бухгалтерская отчетность. Малое предприятие может вести книгу в виде ведомости, составляя ее на месяц.

Малое предприятие, выполняющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета операций ряд регистров бухгалтерского учета (ведомостей учета). Подводя месячные итоги финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, выполняется в ведомости по форме № В-9 (приложение 8), на основании которой составляется оборотная ведомость, служащая основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия [7, c. 22].


От малых предприятий, которые работают по упрощенной форме бухгалтерского учета, следует отличать организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения [11, c. 60]. Последние ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. В то же они освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и расходов по упрощенной форме налогообложения.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых формируется совокупность всех данных, нужных для правильного определения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций исходя из требований НК РФ по вопросу соответствующих доходов и расходов [13, c. 30].

Рекомендации Министерства по налогам и сборам Российской Федерации «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривают 51 форму аналитических регистров налогового учета Они распределены по соответствующим группам (см.приложение 9) [11, c. 60].

Для целей ведения рекомендованных МНС регистров налогового учета целесообразно использовать понятия, представленные в приложении 10.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Пример заполнения первичных учетных документов

Первичная документация является основой всего учета, поэтому следует очень внимательно относиться как к заполнению всех первичных документов, так и к их обработке [8, c. 16].

Банк. Все платежные поручения вместе с выписками подшиваются в папку «Банк». Выписки желательно пронумеровать

Касса. Результатом обработки кассовых документов является кассовая книга. Приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера подшиваются ко второму листу кассовой книги, назовем их кассовыми документами [8, c. 16].

Авансовые отчеты составляются по каждому подотчетному лицу и хранятся в папке «Авансовые отчеты»

Покупки. Все поступившие счета-фактуры с накладными или актами заносятся в «Журнал учета счетов-фактур», а затем в «Книгу покупок»