Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты(Понятие и характеристика государственной гражданской службы).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 440
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы государственной гражданской службы и кадровой работы
1.1. Понятие и характеристика государственной гражданской службы
1.2. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих
1.3. Кадровая работа в государственных органах
2.1. Характеристика Сибирского регионального центра МЧС России
2.2. Оценка кадровой политики Сибирского регионального центра МЧС России
2.3. Анализ механизмов государственной службы на примере Сибирского регионального центра МЧС России
Прохождение аттестации является основанием для продолжения замещения муниципальным гражданским служащим должности государственной гражданской службы.
Требования к профессиональной подготовке государственного гражданского служащего по замещаемой должности государственной гражданской службы обусловлены особенностями ее статуса и функций. Требования могут быть профессионально-квалификационными (образование, профессиональный опыт, стаж, наличие служебных заслуг, личные служебные качества, отличия, награды, почетные звания, характеристики, отзывы и т. п.), психофизиологическими (темперамент, состояние здоровья, возраст, пол, наличие несовместимых со службой болезней и т. п.), а также субъективными (правосознание, законопослушность, нравственные качества).
В основе аттестации государственных гражданских служащих лежат следующие принципы: законность; объективность: доступность всех граждан к занятию должностей государственной гражданской службы в соответствии с образованием и профессиональными качествами; гласность; беспристрастность; коллегиальность.
Наиболее общими критериями оценки государственных гражданских служащих могут быть: деловые и личностные качества (свойства, черты) работников, характеристики их поведения в различных ситуациях; качество выполнения управленческих функций; характеристики применяемых средств деятельности: показатели результатов деятельности возглавляемых подразделений (коллективов); результаты организаторской деятельности: успешность установления и достижения муниципальными служащими целей управления. Существует также интегральная (комплексная) оценка, включающая различные комбинации из названных критериев.
Аттестация государственных служащих проводится на основе Положения о проведении аттестации государственных служащих Российской Федерации и состоит из трех этапов: подготовительного, непосредственно аттестации, заключительного.
Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на кадровую службу государственного органа, ответственность за организацию и проведение аттестации - на конкретного государственного гражданского служащего.
На этапе аттестации аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Эта деятельность оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы уровня выполнения должностного регламента, участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности[19].
При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим своих обязанностей, его профессиональные знания и опыт работы, соблюдение работником ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством, а при аттестации служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, - организаторские способности.
Заключительный этап связан с принятием решений. Его объективность во многом зависит от состава аттестационной комиссии. В нее включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии[20].
На основании анализа деятельности гражданского служащего аттестационная комиссия дает ему одну из оценок, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5 Виды оценок гражданского служащего аттестационной комиссией
Федеральным законом предусмотрено принятие специального правового акта государственного органа после проведения аттестации по ее результатам. Представитель нанимателя принимает одно из решений, представленных на рисунке 6.
Рисунок 6 Решения по результатам аттестации гражданского служащего
При отказе государственного гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы в соответствии с законодательством.
В случае признания государственного гражданского служащего по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности возможны варианты решения:
а) оставить государственного гражданского служащего в прежней должности с последующим направлением на переподготовку или повышение квалификации (механизм данной процедуры требует скорейшей разработки на основе принципа нахождения в должности, обусловленного положительным результатом аттестации);
б) перевести государственного гражданского служащего на другую государственную должность (это должна быть должность с понижением статуса);
в) уволить с государственной гражданской службы[21].
Квалификационный экзамен - его основной целью является решение вопроса о присвоении классного чина муниципальному служащему по замещаемой должности. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки (квалификации) гражданских служащих требованиям к должностям государственной гражданской службы соответствующих групп.
Основные задачи квалификационных экзаменов:
- определение уровня соответствия профессиональной компетентности экзаменуемого квалификационным требованиям категории, группы или специализации должности государственной гражданской службы;
- отбор персонала государственной службы на основе критериев профессиональной пригодности к исполнению функций конкретной должности государственной службы.
Основанием для проведения квалификационного экзамена являются:
- решение вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;
- решение вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается ему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин. равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;
- решение вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.
Государственный гражданский служащий имеет право на сдачу квалификационного экзамена не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. В Федеральном законе содержится норма, предоставляющая возможность гражданскому служащему пройти процедуру внеочередного (досрочного) квалификационного экзамена по его инициативе, т. е. в срок до одного года. Основанием для проведения подобного экзамена может быть назначение на новую должность, когда возникает потребность служащего в присвоении ему соответствующего новому должностному статусу классного чина[22].
Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии.
Содержание квалификационного экзамена определяется комиссией. Независимо от требований должности государственной гражданской службы претендент обязан проявить необходимый уровень знаний Конституции Российской Федерации, иных ее нормативных правовых актов или соответствующего субъекта. Важно, чтобы служащий не только знал нормативные правовые акты, но и проявлял современные профессиональные качества, навыки и умения анализировать, определять и оценивать стратегические и текущие преобразования в подведомственной ему сфере и др.
При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями их должностных регламентов, сложностью и ответственностью работы, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
При проведении квалификационных экзаменов выявляются и оцениваются:
- структура, объем и уровень общих и профессиональных знаний гражданского служащего или лица, впервые назначенного на гражданскую должность, его интеллектуальности;
- готовность и способность гражданского служащего применять знания, проявлять творческий подход к делу, самостоятельно находить источники информации для профессиональной деятельности, компетентного выполнения функций и полномочий по должности гражданской службы, степень овладения управленческими умениями (конструктивными, коммуникативными, организационными и др.);
- степень приобретения практических навыков деятельности, овладения приемами, способами и средствами осуществления управленческих и технологических операций на рабочем месте;
- стиль мышления и действий гражданского служащего, его адекватность требованиям должности государственной гражданской службы.
Структура, объем и уровень профессионализма, стиль деятельности гражданского служащего определяются на основе их соответствия квалификационным должностным требованиям государственных органов и учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих соответствующей категории, группы и профиля должностей гражданской службы.
При проведении квалификационного экзамена все чаще используются тестовые методики, выполнение тестовых заданий, отражающих контролируемые знания, например: одного верного ответа из ряда предложенных вариантов; нескольких верных ответов из ряда предложенных вариантов; задание на упорядочение ответов (фактов, событий, явлений и т. д.); задание на реконструкцию (текста или схемы, пропущенного фрагмента); задание на соответствие (терминов, понятий); задание комбинированного типа (комплекс из предыдущих форм); задание со свободно конструируемым ответом.
Для каждого задания разрабатывается система критериев. По результатам тестирования составляется таблица, позволяющая определить служащих, успешно выполнивших тест, а также выявить типичные недостатки их профессиональной подготовки, провести выборочную и интегральную обработку данных для решения задач кадрового обеспечения государственной службы, отслеживать динамику ее качественного состава, повышая таким образом эффективность управления кадровыми процессами.
На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационных экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с занимаемой должностью в пределах группы должностей, с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.
Государственный служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.