Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты(Понятие и характеристика государственной гражданской службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы системы государственной гражданской службы и кадровой работы

1.1. Понятие и характеристика государственной гражданской службы

1.2. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих

1.3. Кадровая работа в государственных органах

Глава 2. Регулирование государственной гражданской службы и кадровой работы государственного органа (на примере Сибирского регионального центра МЧС России)

2.1. Характеристика Сибирского регионального центра МЧС России

2.2. Оценка кадровой политики Сибирского регионального центра МЧС России

2.3. Анализ механизмов государственной службы на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной службы и кадровой работы государственного органа на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.1. Проблемы управления карьерой государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.2. Обеспечение совершенствования кадрового потенциала государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Прохождение аттестации является основанием для продол­жения замещения муниципальным гражданским служащим должности государственной гражданской службы.

Требования к профессиональной подготовке государственного гражданского служащего по замещаемой должности государственной гражданской службы обусловлены особенно­стями ее статуса и функций. Требования могут быть профес­сионально-квалификационными (образование, профессиональ­ный опыт, стаж, наличие служебных заслуг, личные служеб­ные качества, отличия, награды, почетные звания, характери­стики, отзывы и т. п.), психофизиологическими (темперамент, состояние здоровья, возраст, пол, наличие несовместимых со службой болезней и т. п.), а также субъективными (правосоз­нание, законопослушность, нравственные качества).

В основе аттестации государственных гражданских служа­щих лежат следующие принципы: законность; объективность: доступность всех граждан к занятию должностей государственной гражданской службы в соответствии с образованием и про­фессиональными качествами; гласность; беспристрастность; кол­легиальность.

Наиболее общими критериями оценки государственных гражданских служащих могут быть: деловые и личностные каче­ства (свойства, черты) работников, характеристики их поведения в различных ситуациях; качество выполнения управленческих функций; характеристики применяемых средств деятельности: показатели результатов деятельности возглавляемых подразделе­ний (коллективов); результаты организаторской деятельности: успешность установления и достижения муниципальными слу­жащими целей управления. Существует также интегральная (комплексная) оценка, включающая различные комбинации из названных критериев.

Аттестация государственных служащих про­водится на основе Положения о проведении аттестации государственных служащих Российской Федерации и состоит из трех этапов: подготовительного, не­посредственно аттестации, заключительного.

Предварительная работа по подготовке аттестации возла­гается на кадровую службу государственного органа, ответст­венность за организацию и проведение аттестации - на конкрет­ного государственного гражданского служащего.

На этапе аттестации аттестационная комиссия рассмат­ривает представленные документы, заслушивает сообщения атте­стуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной слу­жебной деятельности гражданского служащего.


Эта деятельность оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы уровня выполнения должност­ного регламента, участия в решении поставленных перед соот­ветствующим подразделением (государственным органом) за­дач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и ре­зультативности[19].

При этом должны учитываться результаты исполнения гра­жданским служащим своих обязанностей, его профессиональные знания и опыт работы, соблюдение работником ограничений, от­сутствие нарушений запретов, выполнение требований к служеб­ному поведению и обязательств, установленных законодательст­вом, а при аттестации служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим ра­ботникам, - организаторские способности.

Заключительный этап связан с принятием решений. Его объективность во многом зависит от состава аттестационной ко­миссии. В нее включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из под­разделения по вопросам государственной службы и кадров, юри­дического (правового) подразделения и подразделения, в кото­ром гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федера­ции по управлению государственной службой, а также предста­вители научных и образовательных учреждений, других органи­заций, приглашаемых соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно состав­лять не менее одной четверти от общего числа членов аттестаци­онной комиссии[20].

На основании анализа деятельности гражданского служаще­го аттестационная комиссия дает ему одну из оценок, представленных на рисунке 5.

Рисунок 5 Виды оценок гражданского служащего аттестационной комиссией

Федеральным законом предусмотрено принятие специального правового акта государственного органа после проведения аттестации по ее результатам. Представитель нанимателя принимает одно из решений, представленных на рисунке 6.


Рисунок 6 Решения по результатам аттестации гражданского служащего

При отказе государственного гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы пред­ставитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы в соответствии с за­конодательством.

В случае признания государственного гражданского служа­щего по результатам аттестации не соответствующим занимае­мой должности возможны варианты решения:

а) оставить государственного гражданского служащего в прежней должности с последующим направлением на переподготовку или повышение квалификации (механизм данной процедуры требует скорейшей разработки на основе принципа нахождения в должности, обу­словленного положительным результатом аттестации);

б) перевести государственного гражданского служащего на другую государст­венную должность (это должна быть должность с понижением статуса);

в) уволить с государственной гражданской службы[21].

Квалификационный экзамен - его основной целью является решение вопроса о присвоении классного чина муниципальному служащему по замещаемой должности. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки (квалифи­кации) гражданских служащих требованиям к должностям государственной гражданской службы соответствующих групп.

Основные задачи квалификационных экзаменов:

- определение уровня соответствия профессиональной компетентности экзаменуемого квалификационным требованиям категории, группы или специализации должности государственной гражданской службы;

- отбор персонала государственной службы на основе кри­териев профессиональной пригодности к исполнению функций конкретной должности государственной службы.

Основанием для проведения квалификационного экзамена являются:

- решение вопроса о присвоении гражданскому служаще­му, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, первого классного чина по за­мещаемой должности гражданской службы;

- решение вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается ему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в преды­дущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин. равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;


- решение вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую долж­ность гражданской службы, если для этой должности предусмот­рен более высокий классный чин, чем тот, который имеет граж­данский служащий.

Государственный гражданский служащий имеет право на сдачу квалификационного экзамена не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. В Федеральном законе содержит­ся норма, предоставляющая возможность гра­жданскому служащему пройти процедуру внеочередного (дос­рочного) квалификационного экзамена по его инициативе, т. е. в срок до одного года. Основанием для проведения подобного эк­замена может быть назначение на новую должность, когда воз­никает потребность служащего в присвоении ему соответствую­щего новому должностному статусу классного чина[22].

Квалификационный экзамен проводится конкурсной или ат­тестационной комиссией в порядке, установленном для проведе­ния заседаний конкурсной или аттестационной комиссии.

Содержание квалификационного экзамена определяется ко­миссией. Независимо от требований должности государственной гражданской службы претендент обязан проявить необходимый уровень знаний Конституции Российской Федерации, иных ее нор­мативных правовых актов или соответствующего субъекта. Важно, чтобы служащий не только знал нормативные правовые акты, но и проявлял современные профессиональные качества, навыки и уме­ния анализировать, определять и оценивать стратегические и теку­щие преобразования в подведомственной ему сфере и др.

При проведении квалификационного экзамена комиссия оце­нивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) граж­данских служащих в соответствии с требованиями их должностных регламентов, сложностью и ответственностью работы, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих фе­деральным законам и другим нормативным правовым актам Рос­сийской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

При проведении квалификационных экзаменов выявляются и оцениваются:

- структура, объем и уровень общих и профессиональных знаний гражданского служащего или лица, впервые назначенного на гражданскую должность, его интеллектуальности;

- готовность и способность гражданского служащего при­менять знания, проявлять творческий подход к делу, самостоя­тельно находить источники информации для профессиональной деятельности, компетентного выполнения функций и полномо­чий по должности гражданской службы, степень овладения управленческими умениями (конструктивными, коммуникатив­ными, организационными и др.);


- степень приобретения практических навыков деятельно­сти, овладения приемами, способами и средствами осуществления управленческих и технологических операций на рабочем месте;

- стиль мышления и действий гражданского служащего, его адекватность требованиям должности государственной граж­данской службы.

Структура, объем и уровень профессионализма, стиль дея­тельности гражданского служащего определяются на основе их соответствия квалификационным должностным требованиям государственных органов и учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граж­данских служащих соответствующей категории, группы и про­филя должностей гражданской службы.

При проведении квалификационного экзамена все чаще ис­пользуются тестовые методики, выполнение тестовых заданий, от­ражающих контролируемые знания, например: одного верного от­вета из ряда предложенных вариантов; нескольких верных ответов из ряда предложенных вариантов; задание на упорядочение ответов (фактов, событий, явлений и т. д.); задание на реконструкцию (текста или схемы, пропущенного фрагмента); задание на соответствие (терминов, понятий); задание комбинированного типа (комплекс из предыдущих форм); задание со свободно конструируемым ответом.

Для каждого задания разрабатывается система критериев. По результатам тестирования составляется таблица, позволяю­щая определить служащих, успешно выполнивших тест, а также выявить типичные недостатки их профессиональной подготовки, провести выборочную и интегральную обработку данных для решения задач кадрового обеспечения государственной службы, отслеживать динамику ее качественного состава, повышая таким образом эффективность управления кадровыми процессами.

На основании результатов квалификационного экзамена пред­ставитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в ус­тановленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационных экзамен, либо направляет представ­ление о присвоении указанному гражданскому служащему классно­го чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с занимаемой должностью в пределах группы должностей, с учетом профессионального уровня, продолжи­тельности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.

Государственный служащий, не сдавший квалификационный эк­замен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.