Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия ( Понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала организации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки конкурентной стратегии предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала организации
1.2. Виды конкурентных стратегий
2.2. Оценка конкурентоспособности ООО «ХК ИНТРА ТУЛ»
Глава 3. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности ООО «ХК ИНТРА ТУЛ»
3.1. Формулирование стратегии повышения конкурентоспособности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конкуренция является одной из главных сторон рыночной экономики, а так же выступает в качестве показателя эффективной деятельности организации. Именно конкуренция способствует раскрытию творческого потенциала личности, формирует условия для самореализации в экономике посредством создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. На сегодняшний день показатель конкурентоспособности является одним из главных в оценке функционирования организации, об этом свидетельствуют законы, принятые в большинстве стран мира, а так же государственные органы, регулирующие вопросы конкуренции.
Целью исследования является разработка стратегии конкурентоспособности для ООО «ХК ИНТРА ТУЛ».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- Рассмотреть теоретические основы разработки конкурентной стратегии предприятия.
- Проанализировать конкурентоспособность ООО «ХК ИНТРА ТУЛ».
- Сформировать стратегию повышения конкурентоспособности ООО «ХК ИНТРА ТУЛ».
Объектом исследования является ООО «ХК ИНТРА ТУЛ».
Предметом исследования является анализ конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Cтепень разработанноcти проблемы. В области исследования проблематики конкуренции с позиций менеджмента и маркетинга следует отметить основополагающие работы М.Портера, а также работы И.Ансоффа, П.Друкера, Ф.Котлера, А.А.Томпсона и А.Дж.Стрикленда.
Методы исследования: анализ и синтез существующих научных данных по проблеме исследования; методы наблюдения, абстрагирования; математические методы обработки данных.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы разработки конкурентной стратегии предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала организации
Веком конкуренции в мировом экономическом развитии называют конец 20 века, начало 21. Глобальную и международную значимость явление конкуренции приобрело именно в этот период. Процесс экономического развития мирового сообщества свидетельствует об центральной роли конкуренции для экономичсекого развития каждой страны.
Современный этап развития экономики характеризуется сочетанием сложных и противоречивых процессов глобализации бизнеса, ограниченности ресурсов, ускорения технологических нововведений, вследствие чего отмечается усиление конкуренции. Усложнились проблемы произвoдства и распределения, к ним добавились заботы о возможных технологических прорывах, структурных изменениях экономики и рынка. Таким образом, в начале XXI столетия на первый план вышли стратегические проблемы.
Слово «конкуренция» произошло от латинского «concurrentia», что означает «столкновение, сбегание» [15, с. 212]. Сущность конкуренции состоит в постоянном поиске, предложении наиболее лучших условий для покупателя и продавца. Для организации конкурентами являются, производители аналогичных продуктов и товаров – субститутов.
В экономической науке существует несколько теорий конкуренции: Поведенческие; Функциональные; Структурные.
Представители поведенческих теорий такие как, Адам Смит, Карл Маркс, Майкл Портер и Альфред Маршалл, рассматривали конкуренцию, как «состязание, столкновение». Маршалл определял конкуренцию, как борьбу за редкие экономические блага. Большинство благ являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальных потребностей общества. Таким образом, конкуренция является стремлением как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам. Если предложение выше спроса, то в таком случае возникает борьба между продавцами, которые вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению объемов производства и ресурсов, вкладываемых в данное производство. Если же спрос выше предложения, то возникает конкуренция между покупателями, тем самым происходит повышение цены и больше ресурсов привлекается для производства данного товара [21,с.215].
Адам Смит впервые обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями предпринимателей и объективными результатами их деятельности. «Невидимая рука» рынка, направляя и регулируя хозяйственную деятельность субъектов рынка, в конечном итоге воздействует на рыночную экономику, увеличивая доход общества [28,с.70].
Карл Маркс, в свою очередь, впервые выделил отраслевые и межотраслевые конкурентные действия. Маркс определял конкуренцию, как свойственную товарному производству антагонистическую борьбу за более выгодные условия производства и сбыта продукции.
Представителями функциональной теории конкуренции являются Й. Шумпетер и Ф. фон Хайек. Йезеф Шумпетер в своем труде «Теория экономического развития» [31,с.38] разграничил хозяйственную жизнь на два направления: рутинный кругооборот и развитие (инновацию). Конкуренцию он связывал с соперничеством старого и нового.
Рынок скептически принимает нововведения, но если у новатора получается их осуществить, то именно механизм конкуренции вытесняет с рынка производителей, использующих устаревшие технологии [23, с. 45]. Шумпетер определяет предпринимателя, как новатора, являющегося центральной фигурой научно – технического прогресса. Инновация (по Шумпетеру) – создание новой технологии, товара, нового рынка, источника или вида сырья, введение новых принципов организации деятельности фирмы.
Фридрих фон Хайек определял конкуренцию как процедуру открытия [14, с. 56].
Структурная теория конкуренции – это теория четырех основных типов рынков (рыночных структур): совершенной конкуренции; монополистической конкуренции; монополии; олигополии.
Рыночные структуры – это теоретические модели отраслей, которые характеризуются и отличаются друг от друга по следующим признакам [31, с. 211]: тип продукта; число предприятий в отрасли; условия вхождения в отрасль; неценовая конкуренция; контроль над ценой.
При данном подходе конкуренция рассматривается, как способность отдельной фирмы оказывать влияние на весь рынок товара, прежде всего, изменять цену, производимого товара. Чем ниже данная возможность у каждой фирмы, тем более конкурентным считается рынок.
С учетом вышесказанного, можно сделать вывод о том, что конкуренция – это динамичный и возобновляемый процесс между экономически независимыми хозяйствующими субъектами, в условиях ограниченных ресурсов, с целью более полного удовлетворения потребностей потребителей и приемлемой для них цене.
В зависимости от характеристик участников рынка выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция характеризуется большим количеством продавцов и покупателей, абсолютной однородностью продукции, отсутствием барьеров входа в отрасль, полным доступом к информации на рынке (цены, спрос, предложение, конкуренты). Особенностью данного типа конкуренции является то, что продавцы товаров и услуг не имеют влияния на цены своей продукцию, то есть рыночное поведение покупателей и продавцов заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий [23, с. 57].
В условиях совершенной конкуренции равновесие организации наступает тогда, когда предельные издержки равны цене производимой продукции, при этом цена совпадает с предельными доходами и средними издержками.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных признаков, можно сделать вывод о том, что в практике рынка совершенной конкуренции не существует, поэтому в реальной жизни многие рынки функционируют в условиях несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция действует в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены, на производимые ими товары. Большинство рынков современной экономики – рынки несовершенной конкуренции.
В условиях несовершенной конкуренции равновесие организации, наступает тогда, когда средние издержки не достигают своего минимального уровня, а цена выше средних издержек [16,с.47].
Признаками несовершенной конкуренции являются: наличие входных барьеров; дифференцированность продукции; большая часть продаж приходится на одного или нескольких производителей; возможность полного или частичного контроля цены на свою продукцию.
Ценовая конкуренция - борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения расходов производства, снижение цен на товары и услуги без изменения их качества и ассортимента [29, с. 94]. Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (устанавливают сниженные, пока товар не завоюет рынок сбыта, после чего значительно повышают их), к ценовым уступкам, сезонной распродаже и т.п.
Ценовая конкуренция, связанна с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта и различают два типа ценовой конкуренции [10,с.110]: прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены; скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.
Неценовая конкуренция – это тип конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства [10, с. 112].
В конкуренции существует этический признак, согласно которому выделяют добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Добросовестная конкуренция направлена на максимизацию прибыли хозяйствующего субъекта, за счет создания и предложения наиболее выгодных условий на рынке продукции, товаров и услуг. Данный вид конкуренции поддерживается государством, так как она способствует выявлению и развитию всего положительного потенциала предприятия, а так же она выгодна потенциальным потребителям [18, с. 74].
Недобросовестная конкуренция связана с нарушением норм и правил, принятых в условиях рынка. К ней можно отнести: действия по дискриминации конкурентов; действия по устранению конкурента, блокирование входа в отрасль новых производителей товаров и услуг; демпинг (валютный, товарный); использование доминирующего положения на рынке в целях устранения конкурентов (сговор, коррупция); дискредитация конкурентов.
На сегодняшний день с понятием конкуренции неразрывно связано понятие «конкурентоспособности». Рыночная конкуренция – это система отношений между самостоятельными субъектами рынка – предприятиями, производящими товары / услуги. Из определения следует, что одновременно на рынке конкурируют между собой товары, представленные на рынке, а так же их производители. Именно поэтому между понятиями и конкуренции и конкурентоспособности существует тесная связь, и они рассматриваются как в отношении товаров и услуг, так и в отношении их производителей – предприятий, отраслей и стран [14, с. 60].
Проблема конкурентоспособности хозяйствующего субъекта становится ключевой в отношении его деятельности и развития в условиях сложного конкурентного пространства. Вопросами оценки конкурентоспособности предприятия, в своих исследовательских работах, занимались такие ученые, как: И. Шумпетер, Д. Рикардо, А. Смит, Ф. Хайек, И. Ансофф, М. Портер, Р. Фатхутдинов и другие.
Развитие информационного общества и динамика интеграционных процессов привели к тому, что на сегодняшний день традиционные подходы к обеспечению конкурентных преимуществ хозяйствующий субъектов уходят в прошлое. Такие известные конкурентные преимущества, как доля рынка, низкие издержки и качество обслуживания не гарантируют предприятию лидирующего положения на рынке, в отрасли, в стране. На смену перечисленным конкурентным преимуществам приходят инновации, новые идеи и знания. Основная часть расходов в организации должна приходить не на производственный процесс, а на информационное обеспечение, разработку новой продукции, развитие персонала, корпоративную культуру и т.д.
Конкурентоспособность – это совокупность параметров, которая характеризует эффективность деятельности организации и позволяет выдержать конкуренцию и превзойти конкурентов в конкретной отрасли.
В современной теории управления приято выделять четыре уровня конкурентоспособности, к которым применяются конкретные методы управления. На первом уровне осуществляется нейтральное управление.