Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия ( Понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Конкуренция является одной из главных сторон рыночной экономики, а так же выступает в качестве показателя эффективной деятельности организации. Именно конкуренция способствует раскрытию творческого потенциала личности, формирует условия для самореализации в экономике посредством создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. На сегодняшний день показатель конкурентоспособности является одним из главных в оценке функционирования организации, об этом свидетельствуют законы, принятые в большинстве стран мира, а так же государственные органы, регулирующие вопросы конкуренции.

Целью исследования является разработка стратегии конкурентоспособности для ООО «ХК ИНТРА ТУЛ».

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • Рассмотреть теоретические основы разработки конкурентной стратегии предприятия.
  • Проанализировать конкурентоспособность ООО «ХК ИНТРА ТУЛ».
  • Сформировать стратегию повышения конкурентоспособности ООО «ХК ИНТРА ТУЛ».

Объектом исследования является ООО «ХК ИНТРА ТУЛ».

Предметом исследования является анализ конкурентоспособности исследуемого предприятия.

Cтепень разработанноcти проблемы. В области исследования проблематики конкуренции с позиций менеджмента и маркетинга следует отметить основополагающие работы М.Портера, а также работы И.Ансоффа, П.Друкера, Ф.Котлера, А.А.Томпсона и А.Дж.Стрикленда.

Методы исследования: анализ и синтез существующих научных данных по проблеме исследования; методы наблюдения, абстрагирования; математические методы обработки данных.

Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы разработки конкурентной стратегии предприятия

1.1. Понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала организации


Веком конкуренции в мировом экономическом развитии называют конец 20 века, начало 21. Глобальную и международную значимость явление конкуренции приобрело именно в этот период. Процесс экономического развития мирового сообщества свидетельствует об центральной роли конкуренции для экономичсекого развития каждой страны.

Современный этап развития экономики характеризуется сочетанием сложных и противоречивых процессов глобализации бизнеса, ограниченности ресурсов, ускорения технологических нововведений, вследствие чего отмечается усиление конкуренции. Усложнились проблемы произвoдства и распределения, к ним добавились заботы о возможных технологических прорывах, структурных изменениях экономики и рынка. Таким образом, в начале XXI столетия на первый план вышли стратегические проблемы.

Слово «конкуренция» произошло от латинского «concurrentia», что означает «столкновение, сбегание» [15, с. 212]. Сущность конкуренции состоит в постоянном поиске, предложении наиболее лучших условий для покупателя и продавца. Для организации конкурентами являются, производители аналогичных продуктов и товаров – субститутов.

В экономической науке существует несколько теорий конкуренции: Поведенческие; Функциональные; Структурные.

Представители поведенческих теорий такие как, Адам Смит, Карл Маркс, Майкл Портер и Альфред Маршалл, рассматривали конкуренцию, как «состязание, столкновение». Маршалл определял конкуренцию, как борьбу за редкие экономические блага. Большинство благ являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальных потребностей общества. Таким образом, конкуренция является стремлением как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам. Если предложение выше спроса, то в таком случае возникает борьба между продавцами, которые вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению объемов производства и ресурсов, вкладываемых в данное производство. Если же спрос выше предложения, то возникает конкуренция между покупателями, тем самым происходит повышение цены и больше ресурсов привлекается для производства данного товара [21,с.215].

Адам Смит впервые обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями предпринимателей и объективными результатами их деятельности. «Невидимая рука» рынка, направляя и регулируя хозяйственную деятельность субъектов рынка, в конечном итоге воздействует на рыночную экономику, увеличивая доход общества [28,с.70].

Карл Маркс, в свою очередь, впервые выделил отраслевые и межотраслевые конкурентные действия. Маркс определял конкуренцию, как свойственную товарному производству антагонистическую борьбу за более выгодные условия производства и сбыта продукции.


Представителями функциональной теории конкуренции являются Й. Шумпетер и Ф. фон Хайек. Йезеф Шумпетер в своем труде «Теория экономического развития» [31,с.38] разграничил хозяйственную жизнь на два направления: рутинный кругооборот и развитие (инновацию). Конкуренцию он связывал с соперничеством старого и нового.

Рынок скептически принимает нововведения, но если у новатора получается их осуществить, то именно механизм конкуренции вытесняет с рынка производителей, использующих устаревшие технологии [23, с. 45]. Шумпетер определяет предпринимателя, как новатора, являющегося центральной фигурой научно – технического прогресса. Инновация (по Шумпетеру) – создание новой технологии, товара, нового рынка, источника или вида сырья, введение новых принципов организации деятельности фирмы.

Фридрих фон Хайек определял конкуренцию как процедуру открытия [14, с. 56].

Структурная теория конкуренции – это теория четырех основных типов рынков (рыночных структур): совершенной конкуренции; монополистической конкуренции; монополии; олигополии.

Рыночные структуры – это теоретические модели отраслей, которые характеризуются и отличаются друг от друга по следующим признакам [31, с. 211]: тип продукта; число предприятий в отрасли; условия вхождения в отрасль; неценовая конкуренция; контроль над ценой.

При данном подходе конкуренция рассматривается, как способность отдельной фирмы оказывать влияние на весь рынок товара, прежде всего, изменять цену, производимого товара. Чем ниже данная возможность у каждой фирмы, тем более конкурентным считается рынок.

С учетом вышесказанного, можно сделать вывод о том, что конкуренция – это динамичный и возобновляемый процесс между экономически независимыми хозяйствующими субъектами, в условиях ограниченных ресурсов, с целью более полного удовлетворения потребностей потребителей и приемлемой для них цене.

В зависимости от характеристик участников рынка выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция характеризуется большим количеством продавцов и покупателей, абсолютной однородностью продукции, отсутствием барьеров входа в отрасль, полным доступом к информации на рынке (цены, спрос, предложение, конкуренты). Особенностью данного типа конкуренции является то, что продавцы товаров и услуг не имеют влияния на цены своей продукцию, то есть рыночное поведение покупателей и продавцов заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий [23, с. 57].


В условиях совершенной конкуренции равновесие организации наступает тогда, когда предельные издержки равны цене производимой продукции, при этом цена совпадает с предельными доходами и средними издержками.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных признаков, можно сделать вывод о том, что в практике рынка совершенной конкуренции не существует, поэтому в реальной жизни многие рынки функционируют в условиях несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция действует в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены, на производимые ими товары. Большинство рынков современной экономики – рынки несовершенной конкуренции.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие организации, наступает тогда, когда средние издержки не достигают своего минимального уровня, а цена выше средних издержек [16,с.47].

Признаками несовершенной конкуренции являются: наличие входных барьеров; дифференцированность продукции; большая часть продаж приходится на одного или нескольких производителей; возможность полного или частичного контроля цены на свою продукцию.

Ценовая конкуренция - борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения расходов производства, снижение цен на товары и услуги без изменения их качества и ассортимента [29, с. 94]. Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (устанавливают сниженные, пока товар не завоюет рынок сбыта, после чего значительно повышают их), к ценовым уступкам, сезонной распродаже и т.п.

Ценовая конкуренция, связанна с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта и различают два типа ценовой конкуренции [10,с.110]: прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены; скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.

Неценовая конкуренция – это тип конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства [10, с. 112].

В конкуренции существует этический признак, согласно которому выделяют добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция направлена на максимизацию прибыли хозяйствующего субъекта, за счет создания и предложения наиболее выгодных условий на рынке продукции, товаров и услуг. Данный вид конкуренции поддерживается государством, так как она способствует выявлению и развитию всего положительного потенциала предприятия, а так же она выгодна потенциальным потребителям [18, с. 74].


Недобросовестная конкуренция связана с нарушением норм и правил, принятых в условиях рынка. К ней можно отнести: действия по дискриминации конкурентов; действия по устранению конкурента, блокирование входа в отрасль новых производителей товаров и услуг; демпинг (валютный, товарный); использование доминирующего положения на рынке в целях устранения конкурентов (сговор, коррупция); дискредитация конкурентов.

На сегодняшний день с понятием конкуренции неразрывно связано понятие «конкурентоспособности». Рыночная конкуренция – это система отношений между самостоятельными субъектами рынка – предприятиями, производящими товары / услуги. Из определения следует, что одновременно на рынке конкурируют между собой товары, представленные на рынке, а так же их производители. Именно поэтому между понятиями и конкуренции и конкурентоспособности существует тесная связь, и они рассматриваются как в отношении товаров и услуг, так и в отношении их производителей – предприятий, отраслей и стран [14, с. 60].

Проблема конкурентоспособности хозяйствующего субъекта становится ключевой в отношении его деятельности и развития в условиях сложного конкурентного пространства. Вопросами оценки конкурентоспособности предприятия, в своих исследовательских работах, занимались такие ученые, как: И. Шумпетер, Д. Рикардо, А. Смит, Ф. Хайек, И. Ансофф, М. Портер, Р. Фатхутдинов и другие.

Развитие информационного общества и динамика интеграционных процессов привели к тому, что на сегодняшний день традиционные подходы к обеспечению конкурентных преимуществ хозяйствующий субъектов уходят в прошлое. Такие известные конкурентные преимущества, как доля рынка, низкие издержки и качество обслуживания не гарантируют предприятию лидирующего положения на рынке, в отрасли, в стране. На смену перечисленным конкурентным преимуществам приходят инновации, новые идеи и знания. Основная часть расходов в организации должна приходить не на производственный процесс, а на информационное обеспечение, разработку новой продукции, развитие персонала, корпоративную культуру и т.д.

Конкурентоспособность – это совокупность параметров, которая характеризует эффективность деятельности организации и позволяет выдержать конкуренцию и превзойти конкурентов в конкретной отрасли.

В современной теории управления приято выделять четыре уровня конкурентоспособности, к которым применяются конкретные методы управления. На первом уровне осуществляется нейтральное управление.