Файл: Защита чести, достоинства и деловой репутации лица по гражданскому законодательству . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.
        Первый официальный документ, посвященный гарантиям прав человека, появился в СССР 5 сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав и свобод человека. В целях признания и обеспечения прав человека в Российской Федерации 22 ноября 1991г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Положения этого важного документа были включены и в текст Российской Конституции.

Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в повседневной практической жизни.

Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

В наши дни реальность прав человека в России должна рассматриваться как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий законодательной и исполнительной власти.

Целью данной работы является всестороннее изучение и исследование одного из видов личных неимущественных прав – права на честь, достоинство и деловую репутацию граждан и юридических лиц, а также непосредственная защита этого права и ее особенности.


В работе поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность нематериальных благ;

2. Дать понятие чести, достоинства и деловой репутации граждан;

3. Исследовать внесудебный и судебный порядок защиты чести и достоинства, деловой репутации.

В работе использованы нормативные источники, в частности Конституция Российской Федерации, Кодексы, Федеральные законы, постановления высших судов, примеры из судебной практики, а также учебные пособия, научная литература, публикации специалистов в периодических изданиях, комментарии законодательства, в том числе с использованием системы «Консультант Плюс».

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации

Категории «честь» и «достоинство» в социальной системе нравственных ценностей и правовых благ занимают ведущее положение. Это связано с произошедшим изменением оценки роли человеческого фактора в социально-экономической, политической и правовой сферах общественной жизни. Сегодня происходит переосмысление идеи гуманизма в еѐ нравственных ценностях свободы, чести и достоинства не только как философской концепции, но и как практического основания для реформирования социального и правового устройства общества. Честь и достоинство личности, еѐ высокая самооценка и развитое самосознание - ключевые факторы нравственного сознания общества в целом.

Относительно появления феноменов чести, достоинства существуют две точки зрения. Одни учѐные считают, что они появляются на определѐнном этапе социокультурного развития общества. Такой конкретно-исторический этап характеризуется достаточно развитыми материальными и духовными условиями реализации нравственных ценностей чести и достоинства человека в обществе. В этом смысле честь и достоинство являются достоянием лишь современного общества.

Другие учѐные считают, что представления о чести и достоинстве личности стали возникать ещѐ в первобытном обществе в результате формирования и развития социума (общин), с формированием и развитием обычаев и моральных установок в межличностном общении. Представления о чести и достоинстве были связаны с принятым должным поведением в общине.


Согласимся с точкой зрения, что честь и достоинство являются непреходящими ценностями человеческого общества, присущими человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования[1].

На уровне философии морали честь включает в себя только такие качества личности, которые представляют значимость для общества. Достоинство объективно включает в себя такие качества, которые личность осознаѐт как ценности общества.

На уровне социальной психологии честь субъективно отражает переживание лицом чувства морального ожидания уважения со стороны общества к его качествам и поступкам. Достоинство субъективно отражает переживание индивидом чувства морального удовлетворения уважительным отношением к его качествам и поступкам со стороны общества.

Нравственные ценности чести и достоинства находят выражение в правовой системе в форме межотраслевого комплексного объединения норм - института чести и достоинства, который подчиняет все функции права единой цели - созданию необходимых условий для достойного существования человека, эффективной правовой защиты его нравственных благ. Это цель отражена в содержании ст. 7, 21, 23 Конституции РФ.

Права и интересы человека, в том числе на честь и достоинство, гарантируются не только Конституцией РФ, но и соответствующими общепризнанными принципами и нормами международного права. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закрепляет, что все люди рождаются свободными и равными в своѐм достоинстве и правах[2].

В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашается, что никто не может подвергаться незаконным посягательствам на его честь и репутацию[3].

Гражданский кодекс РФ содержит ст. 152, направленную на охрану чести, достоинства, деловой репутации.

Институт чести и достоинства представляет собой сложный комплекс, состоящий из предписаний учредительно-закрепительного, регулятивного и правоохранительного характера.

В институте чести и достоинства личности большой удельный вес занимают правовые предписания, предусматривающие меру государственно-принудительного воздействия и правовосстановительные средства в целях нормального осуществления условий, необходимых для поддержания чести и достоинства личности. В связи с этим в литературе нет единого подхода к наименованию данного правового института. Учѐные, придерживающиеся точки зрения, что данный институт включает в основном нормы правоохранительного характера, именуют его как институт охраны чести и достоинства (институт защиты чести, достоинства и деловой репутации, кроме того, выделяют более узкий институт - институт диффамации). В рамках более широкого подхода при анализе нормативных предписаний, используемых в правовом регулировании указанных благ личности, применяются другие варианты названий - институт достоинства или институт чести и достоинства личности. Как видим, вопрос состоит не столько в унификации наименования, сколько в уяснении, каков характер правового института.


Ряд авторов высказывают мнение, что такие нематериальные блага, как честь, достоинство, репутация в их ненарушенном состоянии, не являются объектами правового воздействия. Так, Т.В. Черкасова утверждает: «Веским аргументом в пользу того, что субъективного права на честь и достоинство не существует без их нарушения, является тот факт, что пользование ими не носит юридического характера. Тем самым одна из основных возможностей субъективного права - возможность пользования социальными благами - не находит в данном случае применения»[4].

Но мы согласимся с мнением А.Л. Анисимова, который отмечает, что внимание законодателей при разработке субъективного права на честь, достоинство, деловую репутацию, по всей вероятности, привлекла, скорее, негативная сторона этого права (поведение, запрещенное обязанным лицам), нежели его позитивный аспект (поведение, дозволенное управомоченному в пределах всего правового спектра). Однако вполне очевидно, что позитивная сторона субъективного права на честь, достоинство и деловую репутацию заключается в самом характере этих социально-экономических категорий. Норма о праве на честь, достоинство, деловую репутацию, помимо запрещения обязанным лицам посягать на конкретное физическое или юридическое лицо, позволяет тому или иному лицу пользоваться всей совокупностью субъективных прав, составляющих его честь, достоинство и деловую репутацию[5].

Рассматривая механизм правового регулирования отношений по поводу чести и достоинства личности, следует обратить внимание на конструкцию, предложенную Д.И. Роговым в своѐм исследовании относительно гражданско-правового регулирования отношений, возникающих по поводу чести и деловой репутации. Так, исследуя регулятивную стадию развития анализируемых правоотношений, он выделяет два вида юридических фактов, влияющих на реализацию соответствующего механизма. Первый связан с возникновением соответствующего правоотношения, и таковым является факт рождения гражданина. Второй вид - юридические факты (поступки), связанные с развитием правоотношения, а именно с обогащением внутреннего содержания соответствующих нематериальных благ, по поводу которых возникло правоотношение. В свою очередь, основанием для возникновения отношений по защите чести и деловой репутации является правонарушение[6].

Сущность процесса материализации рассматриваемого института заключается в том социально-правовом значении, в том положении, которым индивид пользуется, в возможности реального осуществления социальных потребностей и интересов с помощью различных субъективных прав. Проблема реализации института чести и достоинства личности - это проблема признания за гражданином социально-экономических, социально-политических, культурных, личных и иных прав и свобод, их практического обеспечения и реального осуществления с целью удовлетворения разнообразных интересов.


При употреблении понятия «репутация» чаще всего используются теоретические конструк­ции, ранее выработанные при исследовании понятия «честь». Вопрос о разграничении этих определений вызывает серьезные затруднения. Оба они являются этическими по своему проис­хождению и выражают общественную оценку человека в глазах окружающих. В юридической литературе многими авторами понятия «честь» и «репутация» зачастую смешиваются. Ряд ав­торов не разделяет такие понятия, как «репута­ция», «честь» и «достоинство». Однако анализ ст. 129 УК РФ, а также существующей судеб­ной практики не позволяет определить ясные критерии, позволяющие четко разграничить юридический смысл терминов «честь» и «ре­путация».

Отсутствуют такие критерии и в гражданском законодательстве. Гражданский кодекс РФ, отно­ся честь и деловую репутацию физических лиц к личным неимущественным правам, не устанав­ливает принципиальных отличительных при­знаков в их содержании (ст. 152 ГК РФ), смеши­вает их с еще менее разработанным в правовой теории понятием доброго имени (ст. 150 ГК РФ). Не содержит разъяснений по этому вопросу и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридиче­ских лиц».

Бурное развитие рыночных отношений вызва­ло настоятельную потребность индивидуализа­ции различных лиц в профессиональной сфере посредством оценки их деятельности. Теорией гражданского права достаточно подробно раз­работано содержащееся в ст. 152 ГК РФ понятие «деловая репутация», определяемое большин­ством цивилистов как общественная оценка де­ловых, профессиональных качеств лица[7].

Таким образом, в теории гражданского права сложилась оценка понятия «деловая репутация», которое отражает общественную оценку лично­сти. К тому же эта оценка обязательно относится к какой-либо деловой, профессиональной харак­теристике человека и имеет не только этический характер, но и существенную связь с имуще­ственными отношениями. Общественно опасные репутационные последствия клеветы могут вы­ражаться не только в нравственных страданиях потерпевшего, но и в прекращении его предпри­нимательской или деловой деятельности, расто­ржении договора, увольнении и т. д.

Права человека в зависимости от конкретной сферы их применения подразделяются на лич­ные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные (рис. 1.1).