Файл: Правовые основы организации нотариата (Место и роль нотариата в реализации прав субъектов гражданско-правовых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что по таким вопросам как природа правового статуса нотариата, место нотариата в механизме правового регулирования и правоприменения, роль основных правил совершения нотариальных действий в реализации положений норм материального права велась, ведётся и, надо полагать, будет вестись научная полемика[3], однако можно с твердой уверенностью констатировать, что в странах латинского нотариата нотариусы являются субъектами, осуществляющими функции публичной власти. Впрочем, это утверждение не препятствует попыткам дистанцировать систему частного нотариата от государственного аппарата, ориентирующегося на текущую правовую политику[4], хотя и не приводит к полному отрицанию связи с государством, наделяющим нотариат функциями правоприменительного органа, обладающего властными правоприменительными, а также превентивными функциями[5].

Исследование особой роли нотариата в механизме реализации права привело некоторых ученых к выводу о его особом квазисудебном статусе органа юстиции, а, следовательно, о юстициарной природе процедур совершения нотариальных действий[6], с чем, представляется, невозможно согласиться. Многие исследователи утверждают, что как и всякая правоприменительная деятельность нотариальные действия представляют собой процедурные правила[7]. Данные действия совершаются в строго определенной последовательности и группируются вокруг следующих ключевых задач: установления фактических обстоятельств дела; установления юридической основы дела; решения дела.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что внебюджетный российский нотариат, уже добившийся признания как важный правоохранительный институт общества, имеет значительный потенциал развития, способен оказать благотворительное воздействие в контексте реформ судебной системы, государственного управления, ускорения темпов экономического роста и реализации концепции социального государства.

Однако без определенных реформ организации нотариата, совершенствования форм и методов нотариальной деятельности реализация его позитивных возможностей будет весьма затруднена. По мнению автора настоящей статьи, на данном этапе основные составляющие реформирования нотариата в России заключаются в следующем: укрепление публично-правового статуса нотариата; совершенствование нотариальных процедур; усиление взаимодействия с государственными органами; совершенствование системы внутреннего и внешнего контроля за осуществлением нотариальной деятельности; совершенствование системы индивидуального страхования ответственности нотариусов и создание системы коллективных гарантий; расширение нотариальной компетенции (признание обязательной компетенции нотариата в сфере оборота недвижимости, наследственных правоотношений, семейном, международном частном праве и др.).


Безусловно, предложенные направления совершенствования российского института нотариата не носят исчерпывающего и статичного характера, следует только отметить, что как фундаментальное и древнее правовое явление, институт нотариата нуждается также в специальном философском и культурологическом осмыслении, в восстановлении доверия граждан к данному институту, в изменении представления граждан о нотариате как охранно-контролирующей бюрократической машине.

Глава 2. Реализация организационно-функциональных принципов нотариальной деятельности

2.1. Реализация принципа независимости

Принцип независимости закреплен в ст. 5 Основ законодательства о нотариате как гарантия нотариальной деятельности и связан с беспристрастностью нотариуса. Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами Российской Федерации о нотариате, законодательными актами Российской Федерации и актами субъектов Российской Федерации, а также международными договорами.

Принцип независимости и беспристрастности осуществления нотариальной деятельности означает, что при осуществлении нотариального действия, нотариус всесторонне, объективно и основательно, без какого-либо предпочтения одной из сторон, разъясняет лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права, обязанности, суть и последствия совершаемого действия. Нотариус не может при совершении нотариального действия преследовать личную выгоду или осуществлять свои собственные интересы, а также интересы своих близких родственников.

Также, проявление требования независимости можно увидеть в статье 6 Основ законодательства о нотариате, где сказано, что лица, имеющие статус нотариуса не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; оказывать посреднические услуги при заключении договоров.


Данные правила призваны исключить возникновение связанности, зависимости нотариуса от своего контрагента, работодателя, а также не допустить пренебрежения нотариусом своим правовым статусом в угоду другим делам и занятиям.

Обеспечение принципа независимости нотариуса состоит в том, что порядок наделения полномочий и порядок прекращения полномочий нотариуса закреплен законодательно, по словам Е.Б. Тарбагаевой «такой порядок гарантирует допуск к профессиональной нотариальной деятельности только специально подготовленных лиц, обладающих знаниями в области права, и предусматривает возможность прекращения полномочий нотариуса в случае нарушения последним законодательства, а также по иным основаниям».

Рассмотрим подробно основания назначения лица на должность нотариуса. В соответствии со статьей 2 Основ законодательства о нотариате к таковым относится:

1. Наличие у лица гражданства Российской Федерации. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств не допускается, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Предусмотренное требование обусловлено публично-правовым характером деятельности нотариуса.

2. Наличие у лица стажа работы по юридической специальности сроком не менее, чем пять лет. Данный аспект является проблемным, поскольку не существует общего, распространяемого на любые профессии нормативного акта, определяющего понятие работы по юридической специальности. Возможно только применение по аналогии актов, используемых для определения стажа работы по юридической специальности в рамках иных профессий, например, профессии судьи. Представляется логичным, чтобы в стаж работы по юридической специальности для нотариусов включалась работа в любой должности, для замещения которой требовалось высшее юридическое образование.

3. Наличие у лица, претендующего на должность нотариуса, высшего юридического образования. Образовательная организация должна иметь государственную аккредитацию, а если же диплом о высшем образовании был получен за пределами Российской Федерации, то данный документ должен быть легализован и признан в установленном порядке. Данное требование обусловлено тем, что квалифицированная юридическая помощь и профессиональные действия нотариуса не могут быть оказаны лицом не компетентным. Нужно отметить, что в ситуации, если лицо, не имеющее высшего юридического образования, осуществляет нотариальную деятельность, до вступления в силу Основ законодательства о нотариате, то данное требование не применяется. Такое лицо сохраняет свои полномочия и имеет право осуществлять нотариальную деятельность до тех пор, пока остается в должности государственного нотариуса. В настоящее время не существует различия между степенями высшего юридического образования бакалавр, специалист и магистр.


4. Достижение возраста двадцати пяти лет, либо достижение предельного возраста пребывания на должности нотариуса - семьдесят пять лет. По словам М.Е. Егоровой введение возрастного ценза обусловлено теми соображениями законодателя, что «к этому возрастному рубежу юрист, как правило, успевает не только закончить высшее учебное заведение, но и приобрести дополнительные профессиональные знания и навыки в процессе осуществления трудовой деятельности».

Максимальный возраст для занятия должности нотариуса установлен в семьдесят пять лет. М.Е. Егорова приходит к выводу, что «устанавливая предельный возраст, законодатель, очевидно, исходил из психофизиологических особенностей организма: с возрастом у человека может изменяться концентрация внимания, что особенно важно при работе с документами, ухудшается память, а также способность к восприятию новых информации и технологий. Вместе с тем, однако, многое зависит от самого человека: его генетики, физической подготовки, умственной активности.

Кроме того, современные подходы к медицине в ряде случаев позволяют поддерживать организм человека в трудоспособном состоянии»[8]. С данными выводами нельзя не согласиться. На наш взгляд, эти положения объективно обусловлены возрастными особенностями человека.

5. Для выявления уровня подготовки лиц, претендующих на право нотариальной деятельности предусмотрена сдача квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы. Для прохождения квалификационного экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью, в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 150 "Об утверждении Положения о квалификационной комиссии"28 существует следующий порядок.

При территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации с участием представителей нотариальной палаты субъекта создается Квалификационная комиссия по приему экзамена у лиц. Комиссия создается сроком на три года в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включаются равное количество представителей территориального органа и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества.

Представителями нотариальной палаты могут быть нотариусы, занимающиеся частной практикой и имеющие стаж работы нотариусом не менее трех лет. Наряду с нотариусами нотариальной палатой могут быть представлены в качестве кандидатур членов комиссии сотрудники нотариальной палаты, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Кандидатуры ученых-юристов и представителей судейского сообщества предлагаются в состав комиссии органом юстиции.


Квалификационный экзамен для лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью проводится с автоматизированной информационной системы, экзамен проводится два раза в год, также при необходимости может проводиться внеочередной квалификационный экзамен.

Экзаменационные задания должны обеспечивать проверку теоретических знаний претендента, умение применять их на практике, а также отражать навыки составления документов нотариального производства. К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица:

1. имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;

2. прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 151[9]. Стажером нотариуса может быть лицо, получившее высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, а также подтвердившее необходимый уровень подготовки посредством сдачи экзамена.

Срок стажировки нотариуса – один год. Количество должностей стажеров ежегодно определяется решением нотариальной палаты субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом Министерства Юстиции Российской Федерации, также этими органами утверждается порядок проведения экзамена, кандидатуры руководителей стажировки из числа нотариусов, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее трех лет, а также утверждаются условия стажировки.

Программа стажировки едина для всех лиц, проходящих стажировку. Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса.

На основании программы стажировки руководитель стажировки составляет индивидуальный план стажировки, который утверждается нотариальной палатой. По окончанию стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки, в которых отражает результаты и объемы выполненных стажером работ. На основании данного заключения Нотариальная палата вносит решение об удовлетворительном или неудовлетворительном результате прохождения стажировки.