Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Барьеры входа на рынок).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
Как показывает практика, административные барьеры могут выстраиваться чиновниками как с использованием действующей нормативно-правовой базой, так и в обход неё. При этом обходить действующую нормативно-правовую базу чиновники могут, только тогда, когда существует высокая вероятность того, что со стороны объекта давления не будет юридического и административного противодействия или это противодействие может быть блокировано административными или иными методами. Как правило, в обход действующей нормативно-правовой базы, в случае невозможности её использовать, выстраиваются так называемые преднамеренные административные барьеры, когда отдельные чиновники пытаются создавать преференционные условия для определённых бизнес-структур (табл. 1).
Таблица 1
Типы и причины возникновения административных барьеров
Тип барьера |
Причина возникновения |
Преднамеренные (искусственные) административные барьеры (формируются с целью предоставления преференции в интересах определенных лиц или с целью получения ренты самим чиновником (группой чиновников) продуцирующим административные барьеры) |
Административный барьер позволяет выстроить действующее законодательство, недостаточная проработанность (или отсутствие) административных регламентов |
Административный барьер позволяет выстроить возможность уклониться от ответственности в случае обнаружении нарушений действующего законодательства или административных регламентов, а также невысокая «цена» наказания при высоком рентном доходе |
|
Административный барьер позволяет выстроить низкую вероятность обращения предпринимателя в вышестоящий орган или суд при высоком рентном доходе |
|
Непреднамеренные административные барьеры (формируется вследствие излишней зарегулированности и необоснованной обременительности действующего законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, а также ввиду низкой эффективности деятельности бюрократического аппарата) |
Административный барьер возникает в силу действующего законодательства (несовершенства нормативно-правовой базы, регулирующей и регламентирующей предпринимательскую деятельность, противоречия различных уровней законодательства, а также действующих административных регламентов) |
Административный барьер возникает вследствие некомпетентности чиновника или неудовлетворительного (формального) выполнения им своих должностных обязанностей, в том числе в условиях низкого уровня мотивации как поощрительного, так и взыскательного характера |
Таким образом, административные барьеры входа – это совокупность формальных и неформальных действий (бездействия) административных органов государственной (муниципальной) власти с использованием действующей нормативно-правовой базы, а также в обход неё, ограничивающих и сдерживающих законную деятельность предпринимательских структур на первых этапах жизненного цикла бизнеса.
Классификация всей совокупности административных барьеров входа при осуществлении предпринимательской деятельности представлена в Таблице 2 (Приложение 1).
Качество деловой среды, способствующей возникновению административных барьеров, определяется не только действующей нормативно-правовой базой, но и методами её применения, а также целевыми установками государственных органов власти, осуществляющих административное регулирование. То, что чиновники имеют возможность в различных городах по-разному регулировать условия для бизнеса, наглядно демонстрирует исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса 2015-2016 гг.» (Приложение 2).
Как видно из Приложения 2 существует достаточно большой разброс показателей не только по количеству процедур и срокам, но и по стоимости получения разрешений на строительство и подключения к системе электроснабжения в различных городах РФ. Данный факт свидетельствует о том, что на местах, даже при существующей системе административного регулирования, имеется определённый потенциал для оптимизации условий бизнес-деятельности. В условиях неэффективности системы административного регулирования, иногда, вполне оправдывает себя модель так называемого «ручного управления» процессами содействия развитию малого и среднего предпринимательства, при использовании которой органы власти создают вполне приемлемые условия для успешного функционирования бизнеса даже при наличии формальных ограничений.
Органы региональной (муниципальной) власти в области административного регулирования предпринимательской деятельности могут использовать следующие стратегии: общее содействие развитию бизнеса; избирательное содействие развитию бизнеса; формальные действия в отношении развития бизнеса; избирательные противодействия развитию бизнеса (Приложение 3).
Именно от того, на какую стратегию сделана ставка в том или ином регионе (муниципальном образовании), во многом и будет определяться уровень административных барьеров входа для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также издержки на их преодоление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена тема «Административные барьеры входа на российских рынках», которая не теряет своей актуальности.
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что в течение последних нескольких лет правительство РФ ведет активную и успешную борьбу с административными барьерами входа на российские рынки.
Данный факт положительно сказывается на экономике страны в целом. Ведь не секрет, что неэффективная система административного регулирования в условиях возможности решения вопросов в неформальной плоскости «власть – бизнес» еще в начале XXI века способствовала развитию теневой экономики, т.е. выталкивало большую часть субъектов предпринимательства из сферы легального бизнеса, заставляя их держать часть своей деятельности в «тени».
В ходе работы были решены следующие задачи:
- рассмотрены виды и значения барьеров входа на рынок в общем и административных барьеров входа в частности;
- изучена законодательная база государственного регулирования в Российской Федерации и государственные меры по борьбе с административными барьерами за последние несколько лет;
- проведен анализ уровня административных барьеров в Российской федерации, на основании данных доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса 2016».
Данная тема слишком обширна и не была полностью раскрыта в рамках курсовой работы. Автор считает целесообразным взять данную тему для ее дальнейшей более детальной проработки в своем дипломном проекте.
Список использованной литературы
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 320 с.
2. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования// Вопросы экономики. – 2001. - №5. – С. 73-88.
3. Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. №4 (6). – 2013 г. - №4 – С.55-65.
4. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. – 253 с.
5. Дектярёв А., Маликов Р. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства// Вестник МГУ. Экономика. – 2003. - №6. – С. 42-58.
6. Казаченко Г., Самойленко Е. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ законодательства и судебной практики [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://sovbez-kbr.ru/.
7. «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 г.// Всенародное голосование – 1993 г. – Ст.34.
8. Крючкова П.В. Административные барьеры в российской экономике/ Институт национального проекта «Общественный договор». – Москва, 2001. – 51 с.
9. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков/О.Т. Лебедев. – М.: Бослен, 2008. – 528 с.
10. Малые предприятия в России: состояния, проблемы, перспективы. – М., 1999.
11. Пашковская М.В. Теория отраслевых рынков: Интернет-курс по дисциплине/Московский финансово-промышленный университет Университет. – Москва, 2012. – 76 с.
12. Распоряжение правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (ред. от 10.09.2009 г.) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах». — 2005 г.
13. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 441 с.
14. Указ Президента РФ от 29.06.1998 №730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». – 1998 г.
15. Указ Президента РФ от 15.05.2008 №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». – 2008 г.
16. Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Государственная дума — 2011 г. — Ст. 1.
17. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Государственная дума — 2001 г. — Ст. 1, Ст. 9, Ст. 12, Ст. 22.1.
18. Doing Business 2016. Measuring Regulatory Quality and Efficiency: Economy profile Russian Federation. – 2016. – 127 p.
Приложение 1.
Таблица 2
Классификация административных барьеров
Сфера отношений и бизнеса где возникает административные барьеры |
Форма отношений власти и бизнеса, в которых возникают АБ |
Вид административного барьера |
Административные барьеры при доступе к государственному (муниципальному) имуществу и земле и сделках с ними |
Оформление в собственность (имущества, земли) (в том числе приватизация, перерегистрация прав собственности и права преимущественного выкупа арендуемого имущества) |
Отказ в оформлении права собственности со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу |
Немотивированный отказ в оформлении права собственности |
||
Оказание административного давления (явного, скрытого) с целью принуждения к отказу от сделки |
||
Нарушение процедуры проведения конкурсных торгов |
||
Предъявление дополнительных требований (документов, справок) |
||
Затягивание сроков решения вопросов, введение в информационное заблуждение, административная волокита |
||
Аренда (имущества, земли) (в том числе продление аренды и права преимущественной аренды) |
Отказ в заключении (продлении) договора аренды со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу |
|
Немотивированный отказ в заключении (продлении) договора аренды |
||
Оказание административного давления (явного, скрытого) с целью принуждения к отказу от сделки |
||
Нарушение процедуры проведения конкурсных торгов |
||
Предъявление дополнительных требований (документов, справок) |
||
Затягивание сроков решения вопросов, введение в информационное заблуждение, административная волокита |
||
Завышенная стоимость арендной платы |
Продолжение таблицы 2
Административные барьеры при доступе к государственному (муниципальному) финансированию (государственная поддержка, государственный заказ) |
Государственная поддержка |
Отказ от предоставления государственной поддержки со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу |
Немотивированный отказ от предоставления государственной поддержки |
||
Нарушение процедуры проведения конкурсных торгов (в том числе в пользу определённых лиц) |
||
Предъявление дополнительных требований (документов, справок) |
||
Затягивание сроков решения вопросов, введение в информационное заблуждение, административная волокита |
||
Государственный заказ |
Отказ в получении доступа к государственному заказу со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу |
|
Немотивированный отказ в получении доступа к государственному заказу |
||
Нарушение процедуры проведения конкурсных торгов (в том числе в пользу определённых лиц) |
||
Предъявление дополнительных требований (документов, справок) |
||
Введение в информационное заблуждение, административная волокита |
||
Затягивание сроков (или отказ оплаты работы, выполненной в рамках государственного контракта) |
||
Административные барьеры при доступе к инженерно транспортной инфраструктуре |
Подключение объектов к инженерно-коммунальной инфраструктуре |
Отказ в доступе к инженерно-транспортной инфраструктуре со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу или отсутствия дополнительный мощностей |
Немотивированный отказ в доступе к инженерно-транспортной инфраструктуре |
||
Необоснованно высокая стоимость подключения и завышенные эксплуатационные тарифы |
Продолжение таблицы 2
Предъявление дополнительных требований (проектов, документов, справок) |
||
Затягивание сроков подключения, введение в информационное заблуждение, административная волокита |
||
Административные барьеры при получении государственных (муниципальных) услуг |
Государственная регистрация |
Отказ в государственной регистрации со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу |
Немотивированный отказ в государственной регистрации |
||
Предъявление дополнительных требований (документов, справок) |
||
Затягивание сроков государственной регистрации, введение в информационное заблуждение, административная волокита |
||
Административные барьеры при осуществлении государственными (муниципальными) органами разрешительных, регулирующих и контрольно-надзорных функций |
Выдача разрешений на строительство |
Отказ в разрешении на строительство со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу |
Немотивированный отказ в разрешении на строительство |
||
Оказание административного давления (явного, скрытого) с целью принуждения к отказу от строительства |
||
Предъявление дополнительных требований (документов, справок) |
||
Затягивание сроков выдачи разрешения на строительство, введение в информационное заблуждение, административная волокита |
||
Лицензирование |
Отказ в получении лицензии со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу |
|
Немотивированный отказ в получении лицензии |
||
Предъявление дополнительных требований (документов, справок) |
||
Затягивание сроков выдачи лицензии, введение в информационное заблуждение, административная волокита |