Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Барьеры входа на рынок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как на многих российских отраслевых рынках широко представлены административные барьеры входа, что, на протяжении нескольких последних лет являлось специфической чертой экономики страны.

Цель курсовой работы выявить влияние административных барьеров входа на российские рынки на субъекты предпринимательства, путём исследования выяснить с какими административными барьерами входа сталкиваются предприниматели на российских рынках и определить какие меры были предприняты государством для сокращения административных барьеров входа за последние несколько лет.

Задачами данной курсовой работы являются:

- рассмотрение видов и значений барьеров входа на рынок в общем и административных барьеров входа в частности;

- изучение законодательной базы государственного регулирования в Российской Федерации и государственных мер по борьбе с административными барьерами за последние несколько лет;

- проведение анализа уровня административных барьеров в Российской федерации.

Объектом исследования являются административные барьеры входа. В качестве предмета в данной курсовой работе рассмотрены административные барьеры входа на отраслевые рынки Российской Федерации.

Следует отметить, что тема административных барьеров недостаточно разработана в научной среде. Данная проблема вызывает особое внимание специалистов экономики, и недостаточно исследуется, например, юриспруденцией. В правовом аспекте отсутствует четкое легитимное понятие «административные барьеры», что не способствует борьбе с ними на законодательном уровне.

Административные барьеры – это составная часть инструментария государственного регулирования, с помощью которого можно повысить состоятельность на определённом отраслевом рынке или применить напрямую и добиться сужения или исчезновения этого рынка.

Административные барьеры можно классифицировать следующим образом:

- Административные барьеры на входе предприятий на рынок:

- лицензирование

- разрешение

- регистрация

- Административные барьеры, связанные с допуском товаров на рынок:

- сертификация

- идентификация

- Барьеры, связанные с административными издержками предпринимателей в процессе текущей деятельности:

- инспекционная деятельность, контроль и надзор, в том числе лицензионный надзор


- делопроизводство, документооборот, многочисленные формы обязательной отчетности

Так как административные барьеры в России присутствуют практически во всех сферах экономической деятельности предприятий, изучение данной темы не вызывает сомнений в его практической значимости.

1. Барьеры входа на рынок

Барьеры входа на рынок относятся к важнейшим характеристикам структуры рынка. Это факторы объективного и субъективного порядка, которые необходимо тщательно исследовать и учесть при организации рыночной деятельности фирмы. Вследствие существования таких барьеров фирмы, уже действующие на рынке, в значительной степени освобождены от необходимости опасаться внезапно возникших конкурентов.[1]

Именно наличие барьеров входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обуславливает рыночную власть этих фирм.[2]

Для того, чтобы какие-либо факторы можно было рассматривать в качестве барьеров входа, необходимо, чтобы они препятствовали организации именно прибыльного выпуска продукции или предоставления услуг, поскольку в принципе всегда можно организовать производство практически в любой отрасли экономики, но через некоторое время потерпеть крах.[3]

На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа различаются. Степень свободы входа на рынок является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие- более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.[4]

Вход новых фирм на рынок может вызвать изменения в рыночной ситуации, а именно усилить конкуренцию и давление на уже действующие на рынке фирмы в направлении необходимости повышения эффективности производства, т.е. вынудить приспособиться к изменениям или искать другие, более адекватные для них рынки. [5]

Барьеры входа на рынок – такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать своё дело в выбранной отрасли.[6]


Условия входа фирм на рынок определяются разными факторами, в связи с чем входные барьеры классифицируются по видам.

1.1. Виды барьеров входа

Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка, либо определяться поведением хозяйствующих субъектов. Важное значение имеют также барьеры входа, связанные с действием таких факторов, как сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастания международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Особое место занимают барьеры входа на рынок, вызванные действиями органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики.[7]

Принято различать два вида барьеров: стратегические и структурные, или нестратегические. К нестратегическим могут быть отнесены три группы барьеров: социально-экономические, административные и гражданские.[8]

1.2. Административные барьеры входа

Исторически нестратегические барьеры формируются государственными органами с самого начала их возникновения. Наиболее распространенными являются административные барьеры входа фирм на рынок. Суть их состоит в том, что законодательно или на уровне подзаконных актов устанавливаются некие ограничения на ведение определённого вида деятельности. Преодоление этих ограничений требует временных и финансовых затрат, которые придется производить до вхождения на отраслевой рынок.[9]

Административные барьеры возникают как следствие регулирующей деятельности государства.[10]

Административные барьеры включают в себя:

- лицензирование деятельности предприятий;

- квотирование производства;

- усложнённый порядок регистрации новых предприятий;

- процедуру отвода земельных участков под промышленное строительство и предоставление служебных помещений;

- наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями;

- экологические нормы;

- ограничения на использование земель, лесных угодий, недр, запасов полезных ископаемых.[11]


Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы также могут приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли.[12]

Административные барьеры в краткосрочном периоде приносят доход в казну государства, но в долгосрочном способствуют сдерживанию экономической активности и формируют базу для коррупций, ибо там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда возникает вполне объяснимое желание благодарности.[13]

Количественно уровень высоты административных барьеров можно оценить, как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрация предприятия, лицензирование и т.д.) можно рассматривать с точки зрения упущенной выгоды. Денежные же затраты по преодолению административных барьеров можно оценить, как суммы обязательных платежей.[14]

2. Законодательная база государственного регулирования в Российской Федерации

Согласно п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. [15] При этом органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства.

Не смотря на это, наибольшее число административных барьеров, с которыми сталкиваются предприниматели в Российской Федерации, существуют при входе на рынок. При этом применяются основные законодательные акты, которые затрагивают проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок.

2.1. Регистрация юридических лиц

Регистрация предпринимательской деятельности не является непреодолимым барьером для входы на рынок. Однако уже на этой стадии можно говорить о непроизводительных потерях предпринимателей, составляющих достаточно существенную сумму в масштабах страны.[16]


Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц,[17] является Федеральный Закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Еще несколько лет назад главным недостатком системы регистрации юридических лиц был большой перечень различных административных организаций, которые нужно было пройти при регистрации.

Сегодня предоставление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено заявителем непосредственно или через многофункциональный центр, а также может быть осуществлено с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.[18]

Вторым положительным моментом Федерального Закона №129-ФЗ является сокращение перечня предоставляемых документов для государственной регистрации, в сравнении с предыдущими редакциями этого закона.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган предоставляется: заявление о государственной регистрации, решение о создании юридического лица, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины. [19]

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган предоставляются: заявление о государственной регистрации, копия основного документа физического лица, документ об уплате государственной пошлины, справку о наличии (отсутствии) судимости.[20]

Недостатки применения Закона №129-ФЗ, которые могут стать предпосылками к возникновению административных барьеров входа на рынок:

1. Имеющаяся возможность дублирования фирменных наименований юридических лиц.

2. Отличие реальных сроков регистрации от сроков, указанных в Законе в большую сторону.

3. Реальная стоимость регистрации превышает размер установленной государственной пошлины, за счет того, что подпись заявителя в заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально засвидетельствована.

Видимо, продуктивным для развития отечественной экономики будет реализация предложения о переходе от разрешительного принципа регистрации фирмы к заявительному или регистрационному. При этом реализация идеи регистрации «в одном окне» позволит упростить процедуру открытия нового предприятия. Конечно, можно спросить по поводу эффективности предлагаемых правительственными чиновниками мер по снижению административных барьеров, но нельзя не отметить как положительную тенденцию попытку ослабить барьеры для входа фирм на отраслевые рынки.[21]