Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Барьеры входа на рынок).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
2.2. Лицензирование отдельных видов деятельности
Следующим нормативно-правовым актом, с которым придется столкнуться предпринимателю при входе на российский отраслевой рынок, является Федеральный Закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.[22]
Хозяйственная практика знает немало случаев, когда под грузом административных и организационно-экономических барьеров многие виды гражданской деятельности исчезали или влачили жалкое существование. Именно поэтому следует приветствовать инициативу российского правительства по сужению количества лицензируемой деятельности с нескольких сотен до нескольких десятков. Это, с одной стороны, позволит ослабить зависимость экономически активного населения от чиновничества, сузит основу для коррупции, но, с другой стороны, может привести к вседозволенности и бесконтрольности развития предпринимательской деятельности, которая дает не только положительные результаты.[23]
Недостатками применения Закона №99-ФЗ являются:
1. Реальные сроки предоставления лицензий и их средняя цена значительно больше установленных в законе.
2. Большое количество отсылочных норм и подзаконных актов.
3. Установлен различный порядок лицензирования для однородных объектов.
К сожалению, в России не проводились исследования, анализирующие общие издержки предпринимателей, связанные с получением лицензий, поэтому говорить о конкретных цифрах экономических потерь общества от наличия этого административного барьера сложно.[24]
2.3. Государственные меры по борьбе с административными барьерами
Власти Российской Федерации давно обсуждают проблему снижения административных барьеров, пытаясь тем самым повысить конкурентоспособность российской экономики и способствовать развитию предпринимательства.
В целях создания условий для развития предпринимательства в Российской Федерации как важного фактора, обеспечивающего экономический рост и занятость населения, был разработан Указ Президента РФ № 730 (1998г.), касающийся "Мер устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства", и определяющий три области, в которых необходимо проводить политику развития предпринимательства:
сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, и регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоящими органами государственной власти;
четкое разграничение функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.[25]
Кроме того, были приняты следующие законы и указы, направленные на устранение административных барьеров в развитии предпринимательства:
- Федеральный закон №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральный закон №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц";
- Федеральный закон N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".
В целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства Указом Президента РФ от 15.05.2008 г. №797 Правительству РФ было поручено разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающих:
усиление гарантий защиты прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора);
проведение планового мероприятия по контролю в отношении одного ЮЛ или ИП каждым органом государственного контроля (надзора) не более чем один раз в три года (кроме налогового контроля);
преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий;
и др.[26]
Таким образом, борьба с административными барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию и развитию правовой базы в области защиты прав предпринимателей. Однако далеко не все мероприятия по снижению административных барьеров достигают цели. Проблема существования административных барьеров не нова и имеет глубокие исторические корни, в связи с этим, стоит обратить внимание на невозможность ее полного устранения.
Помимо данных мероприятий в 2006-2011 гг. в Российской Федерации была проведена Административная реформа, направленная на достижение следующих целей:
повышение качества и доступности государственных услуг;
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.[27]
Важным результатом стало принятие Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", явившегося правовой базой для реализации основных мероприятий административной реформы.
В соответствии с Концепцией административной реформы работа велась в рамках следующих направлений:
внедрение управления по результатам и проектного управления;
регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг (функций);
предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме;
организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
оптимизация функций органов исполнительной власти;
размещение государственного и муниципального заказа;
противодействие коррупции.
3. Уровень административных барьеров входа в РФ
Качество современной деловой среды функционирования малого и среднего бизнеса во многом определяется системой административного регулирования предпринимательской деятельности. От того, насколько эта среда благоприятна, во многом зависит количество вновь создающихся субъектов бизнеса и успешность развития существующих предпринимательских структур. При всей важности других факторов для развития частной предпринимательской инициативы (отраслевая специфика территории, уровень платежеспособного спроса и ряд других) именно административный климат оказывает решающее влияние на качество развития бизнеса, ввиду того, что данный фактор определяет основные правила ведения бизнеса на территории.[28]
Ежегодный отчет Всемирного банка «Doing Business» является индикатором, показывающим степень привлекательности той или иной экономики для субъектов предпринимательской деятельности. Стоит отметить, что рейтинг показывает насколько легко регистрировать бизнес в отдельной стране. То есть в составлении данного рейтинга не учитываются факторы, влияющие на жизнеспособность и конкурентоспособность предприятий после государственной регистрации. Анализ данных производится по следующим показателям:
1. Регистрация предприятий;
2. Получение разрешения на строительство;
3. Подключение к системе электроснабжения;
4. Регистрация собственности;
5. Кредитование;
6. Защита инвесторов;
7. Налогообложение;
8. Международная торговля;
9. Обеспечение исполнения контрактов;
10. Ликвидация предприятия.
Согласно докладу, подготовленному всемирным банком, «Ведение бизнеса 2016» Российская федерация по степени создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности за 2013-2016 годы существенно улучшила свои позиции, поднявшись с 112-го на 51-е место.
Из всех критериев, по которым оценивалась экономика, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов. По этому критерию Российская федерация занимает 5-е место в мире. Остальные показатели, характеризующие условия ведения предпринимательской деятельности, которые в той или иной мере регулируются государством, показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Условие ведения бизнеса в России в 2015-2016 годах
(место в рейтинге из 189 стран, 1-е место – лучшие условия, 189-е место – худшие условия)[29]
Как видно из данной диаграммы, наибольшие проблемы в российской деловой среде имеются с получением разрешения на строительство (119-е место) и по условиям ведения международной торговли (170-е место).
В целом характер взаимоотношений предпринимателя с государством остаётся ключевым фактором успешности бизнеса на любой территории. Это связано с тем, что, помимо узаконенного административного регулирования предпринимательской деятельности, которое имеет понятные количественные параметры, в российской деловой практике достаточно распространены схемы неформализованного административного давления на представителей бизнеса, масштабы которого очень сложно спрогнозировать. Таким образом, законопослушному предпринимателю, помимо легального административного бремени, в некоторых случаях приходится сталкиваться с непредусмотренным законом бременем, накладываемым представителями органов власти по своему усмотрению или «по просьбе» аффилированных бизнес-структур.[30]
До сих пор до конца не разработаны методологические подходы к определению самого термина «административные барьеры», что не позволяет предложить развернутую теоретическую основу для формирования эффективного практического инструментария снижения избыточного административного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства. В резолюциях ряда научно-практических конференций по проблемам предпринимательской деятельности административные барьеры определены как «специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, либо сознательным ущемлением интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов или отдельных чиновников»[31], или как «субъективные для МСБ «барьеры входа» на рынок, вызванные, прежде всего, тем, что действующие правила и механизм государственного регулирования хозяйственной деятельности «настроены» на относительно невысокие темпы подготовки и принятия решений в соответствии с бюрократическими принципами работы и на оплату из собственных средств бизнесменов труда бюрократов, создающих эти барьеры (которые требуется потом преодолевать бизнесменам самостоятельно)».
Согласно подходу А. Аузана, П. Крючковой административные барьеры в экономике – «это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур».[32]
По мнению А. Дегтярёва и Р. Маликова, «административные барьеры являются препятствиями, возникающими при организации и осуществлении предпринимательской деятельности вследствие введения нормативными актами органов государственного (федерального и регионального) и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, предусматривающих возмездный характер их преодоления».[33]
Г. Казаченко, Е. Самойленко предлагают следующее определение административных барьеров – «это действие (бездействие) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающееся в принятии нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству Российской Федерации, в злоупотреблении и превышении своих полномочий при проведении контроля за деятельности субъектов предпринимательской деятельности».[34]